С творчеством Юрия Домбровского я познакомилась не так уж давно, и, уверена, что в этом не одинока. Ведь это сейчас по его произведениям пишут сочинения и защищают диссертации, а еще лет, скажем, двадцать назад невозможно было и представить его имя в школьном или институтском учебнике по литературе. А дело все в том, что, хоть и считаясь формально писателем советским, Юрий Домбровский от коммунистических идеалов был весьма и весьма далек.
Его роман «Хранитель древностей» погружает нас в тревожную атмосферу тысяча девятьсот тридцать седьмого года. Тогда любой, даже самый законопослушный и далекий от политики человек мог в одночасье оказаться в числе «врагов народа». По всей стране ежедневно разоблачались «страшные заговоры», арестовывались «опасные шпионы»…
Научный сотрудник Алма-Атинского музея по фамилии Зыбин, которого коллеги именовали исключительно «хранителем древностей», не мог и предположить, что когда-нибудь сам столкнется с этим лицом к лицу. Его интересовали исключительно предметы старины, с которыми он возился на музейном чердаке. Любил он и сам музей – бывший кафедральный собор, построенный по проекту инженера Зенкова. Об этом чудесном здании много и подробно говорит главный герой, и неспроста подчеркивает, что собор этот, полностью деревянный, пережил не одно землетрясение, но выстоял, не сломался.
Потому что даже на фоне, увлекательных и, казалось бы, безмятежных исторических экскурсов в Алма-Ату сто-, и даже тысячелетней давности, которые то и дело совершает главный герой на страницах романа Юрия Домбровского «Хранитель древностей», читатель чувствует – приближается гроза. Впервые это ощущается, когда Хранитель категорически, хотя очень мягко и интеллигентно, отказывается написать антирелигиозную коммунистическую агитку для экспозиции одного из залов музея.
Да и само прозвище «Хранитель древностей», закрепившееся за главным героем, говорит о многом. Древности – не только черепки и монеты, пылящиеся в музейных запасниках. Прежде всего – это ценности вечные: вера, нравственность, честность, неумение предавать и лгать. Вот их-то и хранит в своей душе Зыбин. Благодаря им его не смогли сломить ни арест, ни абсурдное обвинение, ни даже годы, которые он провел в лагере, будучи осужденным невинно.
…Когда в 1964 году произведение опубликовали в журнале «Новый мир», читатели восприняли это как некое чудо. Вторичная же его публикация состоялась лишь через 27 лет. Ну а сегодня, слава Богу, издательства с удовольствием чуть ли не ежегодно переиздают этот удивительный и, несмотря ни на что, бесконечно добрый роман – «Хранитель древностей» Юрия Домбровского.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»