Священник Александр Дьяченко - невероятно популярная на широких просторах Интернета персона. Его блог в Живом Журнале был и остается одним из самых посещаемых. А все потому, что в нем отец Александр не просто выкладывает фотографии и делится личными впечатлениями и мыслями. Вернее, все это он, конечно же, делает, но в необычной форме – он пишет и публикует в блоге свои рассказы, которые сразу же чрезвычайно полюбились многоликому сетевому сообществу. А вскоре привлекли и внимание издателей. Так на свет появилась первая книга отца Александра Дьяченко – сборник рассказов «Плачущий ангел».
Отец Александр неоднократно отмечал, что свои рассказы пишет не для какой-то определенной аудитории, а – для всех без исключения. И это действительно так. Простые, житейские эпизоды, знакомые ситуации и, кажется, предсказуемые поступки героев. Но каждую такую историю священник осмысливает с интересных и порой неожиданных точек зрения.
Увидел он как-то раз собаку, бегущую с зажатой в пасти пивной бутылкой. Большинство из нас просто улыбнулись бы забавной картине. А у отца Александра это зрелище вызвало неподдельную тревогу. Если уж братья наши меньшие выпивать начали, что тогда говорить о нас, людях – с юмором рассуждает он о более чем серьезной проблеме в рассказе «Разговор с собакой».
Покоряет простотой и оставляет ощущение светлой грусти рассказ «Лучшая песня о любви», в котором автор вспоминает печальную и трогательную историю своих знакомых - мужа и жены, русской девушки Алёны и швейцарца Питера, и пишет об их, в прямом смысле слова, любви «до гроба»…
Заглавный рассказ «Плачущий Ангел» - о том, как старушка-псаломщица перед смертью исповедалась батюшке в страшном, по ее мнению, грехе. В голодные военные годы она продавала на железнодорожной станции хлеб едущим на фронт солдатам. То, что она не кормила их тогда бесплатно, всю жизнь было для нее самым большим позором, признаться в котором она смогла только батюшке и только на смертном одре.
И, наконец, добродушно посмеяться над собой автор позволяет читателям в рассказе «Подарок», где увлекательно повествует, как он и еще один уважаемый священнослужитель передаривали друг другу спортивный тренажер.
«Я не писатель, а сельский священник» - говорит о себе отец Александр Дьяченко. Но его удивительно добрые, жизнеутверждающие и понятные каждому рассказы из книги «Плачущий ангел» явно свидетельствует о том, что одно другому нисколько не мешает.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер