В творческой натуре Сергея Ивановича Гусева-Оренбургского всю жизнь боролись писатель и священнослужитель. Священный сан он принял, будучи еще совсем молодым, после окончания духовной семинарии. Прослужил в сельском приходе шесть лет, после чего духовное звание с себя сложил, так как не счел возможным нести одновременно два служения: священническое и писательское.
Однако в душе пастырем он наверняка оставался до конца жизни. Об этом красноречиво говорит большинство произведений Сергея Гусева-Оренбургского. Не исключение – и сборник рассказов «Глухой приход», вышедший в издательстве «Лепта».
Эти рассказы, которые при жизни автора широко публиковались в газетах и журналах, а также выходили отдельными книжками, и сегодня продолжают очаровывать читателя своей искренностью и простотой. Их герои – духовенство и миряне, как правило - сельские батюшки и их прихожане со своими насущными проблемами и внутренними кризисами, светлыми мечтами и суровой действительностью, радостями и горестями.
Мы видим не персонажей, а настоящих, живых людей. Всё ярко, подвижно и осязаемо. Кажется, можно даже уловить сладкий аромат свежего сдобного теста, которое замешивает строптивая попадья в рассказе «Капитан Кук». И услышать взволнованный, но решительный голос священника - отца Ильи, героя этого же рассказа, произносящего перед огромной толпой свою, возможно, самую главную в жизни проповедь: выразительный экспромт в защиту несчастного, измученного нуждой крестьянина, которого голод и безденежье толкнули на воровство.
А насколько колоритен образ дьякона в заглавном рассказе «Глухой приход»! Мы даже имени его так и не узнаём до конца повествования, зато, кажется, знаем о нем все остальное: он рыжий, супруга у него чернобровая, он и покушать хорошо любит, и выпить не откажется, а голосина у него такой, что «в церкви не помещается». А уж какова смекалка… В сельской церквушке уже много лет не было священника, и люди ездили за требами и таинствами в соседний приход, за несколько верст. Но диакон нашел настолько оригинальный способ заманить, пусть и на время, в свою глушь батюшку, что за находчивость, по приказу архиерея, был сам рукоположен в священный сан, и с удовольствием остался служить на «глухом приходе».
Писатель прожил очень долгую жизнь – без малого, век. Но жизнь его произведений оказалась длиннее. И, дай Бог, еще много лет в поисках всего самого искреннего, доброго и настоящего, читатели будут обращаться к книге Сергея Гусева-Оренбургского «Глухой приход».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема