Иоанн Дамаскин – великий христианский ученый, поэт и писатель – не раз становился персонажем художественных произведений. Алексей Толстой сложил о нем поэму, композитор Сергей Танеев сочинил музыкальную кантату. На протяжении целых тридцати лет Иоанн Дамаскин не давал покоя и современному писателю протоиерею Николаю Агафонову, который мечтал запечатлеть его в своем творчестве. И однажды это, наконец, произошло - отец Николай написал и издал большой исторический роман, который так и назвал: «Иоанн Дамаскин».
В школьных учебниках по литературе такое произведение наверняка назвали бы «масштабным и эпическим». Кстати, многие критики сравнивали его со знаменитым «Камо грядеши» Сенкевича. Мощный, но совершенно не тяжелый; разветвленный на множество сюжетных линий, но при этом совсем не запутанный, роман отца Николая Агафонова открывает перед читателем двери в удивительный и таинственный мир древнего Востока.
Мы попадаем в город Дамаск, узкие улочки которого наполнены ароматом специй, а в садах благоухают розы и свисают через ограды гроздья крупного винограда. Именно здесь родился главный герой книги: «Дамаскин» означает «родом из Дамаска». Протоиерей Николай Агафонов мастерски вплетает биографические сведения об Иоанне в ткань сложных исторических событий того времени, когда исламский Дамаск находился в ожесточённом противостоянии с христианской Византией. Автору удалось воссоздать правдивую картину непростых взаимоотношений двух этих разных миров, с их крайностями и парадоксами, в чем-то очень напоминающую и современную ситуацию.
Хотя до этого отец Николай никогда не брался за крупную прозу и писал в основном рассказы, роман стал его настоящей литературной удачей. В нем масса неожиданных поворотов сюжета, а от трагических событий до их чудесного разрешения героев часто отделяет лишь один шаг - как, например, в эпизоде про коварный и жестокий заговор против Иоанна. Дамаскин служил у халифа в должности, соответствующей современному премьер-министру, одновременно делая всё, чтобы защищать и распространять православие. Поверивший несправедливой клевете, халиф повелел отрубить Иоанну кисть руки. Но сразу же за этим последовало чудо: по горячим молитвам Иоанна к Божьей матери, отрубленная кисть снова срослась с рукой!
Не забывает автор и о великом поэтическом даре Иоанна Дамаскина, проникновенные духовные произведения которого до сих пор можно услышать во время церковной службы. Одухотворенное состояние, в котором Иоанн создавал свои стихи, благодаря живому и мощному авторскому описанию, проецируется и на читателя. И становится понятно, почему целых тридцать лет протоиерей Николай Агафонов не мог расстаться со своей мечтой – написать книгу «Иоанн Дамаскин».
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема