Олеся Николаева никогда не скрывала, что появлением на свет своей очередной книги «Небесный огонь и другие рассказы» обязана… недописанному роману. Огромный по объему, он никак не хотел принимать стройную форму. Сюжетных линий насчитывалось так много, что композиционно выстроить их оказалось просто нереально. И все-таки это была настоящая литературная удача! Потому что из распавшегося на куски романа получился потрясающий сборник рассказов. Вслед за книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», «Небесный огонь» Олеси Николаевой продолжил серию популярных книг о православии для самой широкой аудитории.
Прозу Олеси Николаевой характеризует один весьма значительный нюанс. При всей своей автобиографичности, она абсолютно не эгоцентрична. Писательница не стремится выдвинуть на первый план себя, любимую. Автор здесь, прежде всего, рассказчик и очевидец, и только потом – герой, да и то, обычно, не главный.
Так всюду, какой рассказ из книги «Небесный огонь» ни возьми. Например, светлый и трогательный - «Пять месяцев любви», в котором очень спокойно, словно речь идет о вещах обыденных, Олеся Николаева поведала историю своего хорошего знакомого, писателя Андрея Синявского. Он умирал от рака и уже не вставал, когда его супруга позвонила из Парижа и попросила мужа Олеси, тогда уже священника, Владимира Вигилянского приехать, чтобы исповедать, причастить и соборовать умирающего. Дело, понятно, срочное, а ни визы, ни средств на дорогу не было и не предвиделось. Но все в руках Божьих. Материальные вопросы разрешились быстро, и через три дня отец Владимир и Олеся были в Париже. А когда, сделав все необходимое, вернулись в Москву, еще через три дня им снова позвонила жена Синявского, но сообщила не о кончине супруга, а о том, что очередной рентген никакой опухоли в его голове не обнаружил! Писатель спокойно, без мучительных болей и физических страданий, прожил еще пять месяцев, успев закончить свой последний роман.
В книге множество фотографий. Мы воочию видим всех, о ком читаем, будь это митрополит Сурожский Антоний, с которым писательница была знакома лично, или зашедшая в тупик в поисках мужа подруга Надюшка. От этого герои становятся еще роднее.
А от рассказов веет таким теплом, такой искренней любовью к людям, что книгу хочется постоянно носить с собой в качестве «лекарства от стресса». Друзьям и знакомым ее тоже обязательно следует порекомендовать. Пусть и их сердца согреет тепло «Небесного огня» и других рассказов» Олеси Николаевой.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







