В последнее время все большую популярность в народе приобретают так называемые "реконструкции" великих исторических баталий. Их участники тщательно копируют костюмы воинов, досконально изучают ход сражения, а потом воспроизводят битву - понарошку, конечно. Одной из самых масштабных и зрелищных является ежегодная реконструкция Куликовской битвы. Среди героев этого эпохального события давно минувших дней - мудрых князей и отважных воинов - есть еще один скромный исторический персонаж, о котором в реконструкциях почему-то совершенно незаслуженно забывают. Известный историк Николай Борисов посвятил ему целую книгу, которая дважды выходила в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей" - "Сергий Радонежский".
Конечно, святой Сергий не сражался на Куликовом поле. Но это именно он благословил на бой князя Дмитрия и предсказал ему победу. Этот широко известный факт автор биографии Сергия Радонежского исследует буквально со всех сторон, и даже, идя дальше сухих фактов, пытается проанализировать психологическое состояние князя перед решающим боем с Мамаем и во время его беседы с преподобным Сергием.
Действительно, книга Николая Борисова "Сергий Радонежский" - не совсем обычная биография. Во-первых, конечно, - потому что это первая и пока единственная попытка создать не житие, а именно жизнеописание святого, что само по себе - задача совсем нелегкая. И надо отдать должное, автор явно не ставил себе заведомо неблагодарную цель "раскопать" какие-то новые сногсшибательные факты биографии Сергия. Зато ему великолепно удалось гораздо более важное - представить читателям личность святого в масштабе исторических событий.
Поэтому и повествование в книге выстроено не в строгой хронологии. Факты из личной жизни Сергия Радонежского перемежаются с увлекательным описанием быта древней Руси, эпизодами княжеских хроник и попытками осмыслить духовные переживания святого. И тем не менее недостатков в фактическом материале не ощущается: много нового для себя откроют и знатоки жития преподобного, и те, кому Сергий Радонежский известен разве что по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею".
Вот так, плавно - начиная с того самого юноши Варфоломея - так звали Сергия до принятия монашества - и заканчивая великим святым, провидцем, молитвенником за русскую землю и основателем Троице-Сергиевой Лавры - ведет автор читателя на протяжении целых трехсот с лишним страниц. И когда закрываешь последнюю, - становится жаль расставаться и с той удивительной эпохой, и, конечно, с одним из ее главных героев. Поэтому лично я после прочтения книгу далеко убирать не стала - наверняка еще не раз захочется встретиться с Сергием Радонежским, которго Николай Борисов для многих сделал понятнее и ближе.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема