
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
В последнее время все большую популярность в народе приобретают так называемые «реконструкции» великих исторических баталий. Их участники тщательно копируют костюмы воинов, досконально изучают ход сражения, а потом воспроизводят битву — понарошку, конечно. Одной из самых масштабных и зрелищных является ежегодная реконструкция Куликовской битвы. Среди героев этого эпохального события давно минувших дней — мудрых князей и отважных воинов — есть еще один скромный исторический персонаж, о котором в реконструкциях почему-то совершенно незаслуженно забывают. Известный историк Николай Борисов посвятил ему целую книгу, которая дважды выходила в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» — «Сергий Радонежский».
Конечно, святой Сергий не сражался на Куликовом поле. Но это именно он благословил на бой князя Дмитрия и предсказал ему победу. Этот широко известный факт автор биографии Сергия Радонежского исследует буквально со всех сторон, и даже, идя дальше сухих фактов, пытается проанализировать психологическое состояние князя перед решающим боем с Мамаем и во время его беседы с преподобным Сергием.
Действительно, книга Николая Борисова «Сергий Радонежский» — не совсем обычная биография. Во-первых, конечно, — потому что это первая и пока единственная попытка создать не житие, а именно жизнеописание святого, что само по себе — задача совсем нелегкая. И надо отдать должное, автор явно не ставил себе заведомо неблагодарную цель «раскопать» какие-то новые сногсшибательные факты биографии Сергия. Зато ему великолепно удалось гораздо более важное — представить читателям личность святого в масштабе исторических событий.
Поэтому и повествование в книге выстроено не в строгой хронологии. Факты из личной жизни Сергия Радонежского перемежаются с увлекательным описанием быта древней Руси, эпизодами княжеских хроник и попытками осмыслить духовные переживания святого. И тем не менее недостатков в фактическом материале не ощущается: много нового для себя откроют и знатоки жития преподобного, и те, кому Сергий Радонежский известен разве что по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Вот так, плавно — начиная с того самого юноши Варфоломея — так звали Сергия до принятия монашества — и заканчивая великим святым, провидцем, молитвенником за русскую землю и основателем Троице-Сергиевой Лавры — ведет автор читателя на протяжении целых трехсот с лишним страниц. И когда закрываешь последнюю, — становится жаль расставаться и с той удивительной эпохой, и, конечно, с одним из ее главных героев. Поэтому лично я после прочтения книгу далеко убирать не стала — наверняка еще не раз захочется встретиться с Сергием Радонежским, которого Николай Борисов для многих сделал понятнее и ближе.
Все выпуски программы Литературный навигатор
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







