Может ли представить житие святого, написанное так, словно это приключенческая повесть с неожиданными поворотами сюжета, погонями, тайнами и настоящими чудесами? Еще как можно! - решил писатель Милан Милетич, и написал книгу "Чётки святого Саввы" - удивительную и яркую, как средневековые сербские фрески.
История Святого Саввы, архиепископа Сербского, жившего в 12 веке, хорошо известна из исторических источников. Ведь Савва был сыном правителя Сербии великого князя Стефана, наследником престола. Перед ним простиралось будущее монарха и повелителя, но с самой юности Растко - так звали Савву до принятия монашества - желал для себя совсем иной участи. Кроткий и совершенно нечестолюбивый характер молодого княжича сначала, возможно, заставит читателя подумать, что с таким нерешительным главным героем автор вряд ли сможет его чем-нибудь удивить. Но выясняется, что у Растко с избытком не только храбрости и решимости, но даже и невообразимой дерзости! Обманув и родителей, и вообще весь княжеский двор, юный княжич отважился бежать на Афон, с надеждой принять там монашество и поселиться навсегда.
Милан Милетич великолепно передает тончайшие черты характеров героев через их переживания, и это получается у него так искренне и правдоподобно, что даже визуально представляешь их себе, как будто лично знаком с каждым. А за Растко во время его побега, когда князь отправляет за ним в погоню воеводу и целое войско, переживаешь, чуть ли не сжав кулаки.
На Афоне Растко принимает постриг с именем Савва и основывает монастырь Хиландар. А помогает ему в этом... его отец, тот самый грозный князь, который вскоре, последовав примеру сына, тоже принимает монашество. Взаимоотношениям Саввы и Симеона - такое имя князь получил в постриге, - посвящены самые трогательные главы повести.
Не останутся разочарованными и любители сверхъестественного. Жизнь святого Саввы Сербского была наполнена чудесами и событиями, не поддающимися никакой земной логике. К примеру, однажды, когда Савва остро нуждался в деньгах для строительства Хиландара, к нему пришла незнакомка; она появилась словно из ниоткуда, и сообщила ему о том, что в скале рядом с монастырем спрятан старинный клад. И только после ее ухода Савва вспомнил, что на Афон не ступала нога ни одной женщины, кроме Божьей Матери. И понял, кем была его таинственная гостья….
У книги есть подзаголовок: "Повесть о любви". Кому-то, возможно, он покажется немного странным для книги о святом. Но все-таки именно любовь, - огромная, искренняя любовь Саввы Сербского к Богу и отцу – вдохновила Милана Милетича написать книгу «Четки святого Саввы».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер