Книга «Отец Арсений» - наверное, одна из самых загадочных среди тех, что появились в последние десятилетия. Сколько вокруг нее было споров в попытках доказать реальность или, наоборот, художественную собирательность образа ее главного героя!
Как бы то ни было на самом деле, книга остается интересным и насыщенным повествованием об одном из самых трагичных периодов истории нашей страны – тридцатых годах двадцатого века.
Центральная фигура – иеромонах, отец Арсений (Стрельцов), которого, как и многих, постигла обычная по тому времени участь – лагерь особого режима. Дневальный по бараку под «номером 18 376», он и там не перестал быть пастырем. Те, кому посчастливилось стать свидетелями его духовных подвигов, оставили о нем простые и светлые воспоминания.
Вот лишь одно из них. Отец Арсений был обязан протапливать барак, пока остальные заключенные находились на работах. Однажды он обнаружил, что щепочки для растопки кто-то облил водой, и они отсырели. А без них было не разжечь сырые, промерзшие дрова. Отец Арсений бродил по всему тюремному двору в поисках хоть чего-нибудь, пригодного для растопки, но вернулся ни с чем. Тогда дневальный соседнего барака, уголовник по кличке Серый, который добротой и вежливым нравом, мягко говоря, не отличался, вдруг предложил поделиться своей растопкой. Предложение настолько не соответствовало «лагерному этикету» и натуре Серого, что отец Арсений зашел в чужой барак опасливо, каждую минуту ожидая удара или ругательств. Но Серый только велел брать побольше стружек, а потом сам помог отцу Арсению донести растопку. Что-то человеческое ожило в тот миг в его давно очерствевшей душе.
А спустя годы, когда Серый будет умирать от рака, отец Арсений окажется рядом, и зэк расскажет ему всю свою жизнь, по сути, исповедовавшись перед смертью. Духовными чадами отца Арсения станут впоследствии даже несколько человек из тюремных надзирателей.
Словом, свою обязанность хранителя тепла в тюремном бараке отец Арсений выполнял на совесть, и далеко не только буквально. Поэтому и книга – совсем не мрачная «лагерная проза». Она не оставляет свойственного подобной литературе тяжелого впечатления от прочитанного. Наоборот, вызывает восхищение то, как главный герой своим спокойным и мудрым отношением к действительности преображает окружающих и саму атмосферу там, где, казалось бы, ничего изменить уже нельзя. Не тьмой, а светом, не пессимизмом, а надеждой наполнена буквально каждая строчка в книге «Отец Арсений».
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема