Писатель Николай Блохин – личность в литературных кругах легендарная. Распространявший в советское время строго запрещенную тогда православную литературу, он «заработал» несколько лет лагерей. Кстати, именно в тюрьме Блохин написал свою первую книгу. И когда после трех лет неволи ему прибавили еще год - за активную религиозную пропаганду среди заключенных – даже обрадовался, потому что теперь точно знал, на что потратит этот свой «вынужденный отпуск». Сегодня Николай Блохин – автор нескольких крупных романов, а также множества повестей и рассказов, которые часто издаются и неизменно пользуются большой популярностью. В свой очередной сборник под названием «Татьяна» Николай Блохин включил известные и давно полюбившиеся читателям произведения.
В одном из них – повести «Татьяна, дочь царская», писатель предстает как великолепный мастер исторической прозы. Хотя, надо сказать, с историей Блохин поступает по традиции своеобразно: реальные персонажи у него действуют в обстоятельствах, близких к сказочным. Пожилой городовой, Савва Петрович Мертиев, дежурил в Татьянин день у рюмочной, где студенты и профессора отмечали свой «профессиональный» праздник. Савва Петрович, однако, считал, что день такой великой святой нужно проводить отнюдь не за рюмкой водки, и своими соображениями открыто делился с молодыми напарниками. Возник спор, который неизвестно чем мог бы кончиться, если бы не появилась вдруг откуда ни возьмись хорошенькая барышня. Девушка подошла к замерзшим городовым и каждому в честь праздника вручила по золотой иконке мученицы Татианы – «в подарок от папы», казала она. Раненный на фронте Первой Мировой, попав в госпиталь, Савва Петрович снова встретил эту барышню – теперь она самоотверженно ухаживала за больными. А когда после Февральской революции он попадает в число солдат, карауливших арестованную Царскую семью, он наконец-то узнаёт, что та милая, скромная девушка – царская дочь, Татьяна…
В рассказе «Суд» и в «Святочной повести» Николай Блохин резко меняет стиль повествования. После почти классической «Татьяны» они кажутся фантасмагоричными и даже немного жутковатыми. Еще бы, ведь и руководительницы кружка научного атеизма из «Суда», и мальчик ФЕдюшка из «Святочной повести…» имеют дело со всякой нечистью, которая таки страхи задает, что и гоголевский «Вий» юмористическим рассказом покажется… Но у героев против «рогатых товарищей» наготове всегда есть горячая вера в Бога. И поэтому «ужастики» в итоге оказываются совсем не страшными, а удивительными, и, главное, невероятно увлекательными. И очень гармонично вписываются в сборник Николая Блохина «Татьяна».
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница