На предпрокатном показе легендарной ленты «Я шагаю по Москве» суровые товарищи из партийной комиссии заявили режиссеру Георгию Данелии, что в фильме не прослеживается четкой идеологической линии. Данелия развел руками: ведь это комедия. «А почему же тогда не смешно?» - грозно вопросили товарищи. «А это… лирическая комедия!» - нашелся режиссер, и не только спас фильм от перспективы надолго лечь на одну из полок «Мосфильма», но и открыл новый жанр в кинематографе. Из историй, подобных этой, и рассказанных со свойственным Георгию Данелии добрым и светлым юмором, режиссер собрал целую книгу, которую назвал «Безбилетный пассажир».
Данелия-писатель и в прозе умудрился стать первооткрывателем: его книга написана словно бы на стыке жанров – это и не автобиография, и не мемуары... Повествование напоминает, скорее, отснятые на пленку кадры: некоторые из них смонтированы и составляют единое целое на протяжении многих страниц книги: автор рассказывает о том, как решил стать режиссером, о своем детстве, годах, проведенных в Грузии, о своей многочисленной родне, даже о соседях! А некоторые истории так и остались «отдельными дублями». Но все вместе они - словно кусочки яркого лоскутного одеяла, на которое так похожа удивительная жизнь Георгия Данелии.
Конечно, самое увлекательно в книге «Безбилетный пассажир» - это рассказы о том, что происходило на съемочных площадках знаменитых данелиевских фильмов. Ведь часто именно в процессе, неожиданно, рождалось то, над чем потом восторженно вздыхали не только зрители, но и маститые кинокритики. Например, в одном из эпизодов фильма «Афоня», когда главный герой делает предложение девушке Кате, по замыслу режиссера, мимо окна должна была проходить шумная свадьба. Но оказалось, что платье невесты привезти забыли. Как раз в этот момент невдалеке показалась лошадь с телегою. Ее и решили заснять за неимением лучшего. А после премьеры ценители киноискусства благодарно жали Данелии руку и восхищались «самым сильным эпизодом фильма»: он делает ей предложение, она смотрит в окно, а там – лошадь тянет телегу. Ведь это же сама судьба Кати: точно так же и она будет тянуть по жизни этого тунеядца и пьяницу Афоню! Вот оно - тонкое режиссерское чутьё!
Потрясающая самоирония автора, абсолютное отсутствие зацикленности на собственной персоне, неиссякаемый оптимизм и великолепное чувство юмора встречают читателя на каждой странице книги. Именно за эти качества мы и любим фильмы знаменитого режиссера. А книга Георгия Данелии «Безбилетный пассажир» - достойное продолжение любой его киноистории.
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О пророчествах Пророка Иеремии

Сегодня 14 мая. День памяти ветхозаветного Пророка Иеремии, жившего в седьмом-шестом веках до Рождества Христова.
О его пророчествах — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем одного из четырех великих пророков, Иеремию, который был таким трагическим, конечно, персонажем, поскольку ему от Бога было открыто, что такая развращенная жизнь людей, отпадение от религиозных норм и несоблюдение закона Божия приведет к разрушению великого города Иерусалима. Это центр был религиозных чаяний иудеев, это был святой город, где находился храм Бога Всевышнего. И тем не менее, из-за того, что состояние народа было плачевным, было открыто пророку о скорбной участи Святого Града. И он всеми силами пытался образумить людей. Он приходил и говорил им — будет трагедия. Если мы продолжим вести образ жизни такой, как сейчас, этот город не устоит. И ему пришлось спорить с царями, с вельможами, со священниками храмовыми. И пытаться убедить людей, и у него не получилось. Его свидетельство было истинным, слова его были горячими, но люди не откликнулись на это, потому что их все устраивало. И только когда пришла беда, и действительно случилось падение города Иерусалима, и вавилонский плен, сам Иеремия остался в этом городе и написал то произведение, во всяком случае, которое приписывают его авторству, это «Плач Иеремии», плач посланника Божия о сбывшемся пророчестве. То есть многие пророки не хотели бы, чтобы их пророчества сбывались, потому что они были трагическими. И тут он увидел исполнение своего собственного пророчества, что правдивы слава Божии.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О важности учреждения Вифанской духовной семинарии для Церкви

Сегодня 14 мая. В 1797 году основана Вифанская духовная семинария.
О важности её учреждения для Церкви — священник Стахий Колотвин.
Сложно представить, что когда-то рядом с главной Московской духовной семинарией, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, была еще одна — Вифанская семинария, которая находится в скиту, который совсем неподалеку. Буквально пешком за несколько минут можно дойти. И вот в этом тихом уголке, сейчас уже восстановленном, благообразном, тоже учились студенты. Кажется, какая в этом необходимость? Неужели всех нельзя было собрать в стенах одного монастыря? Но как раз мы посмотрим на ее основателя, митрополита московского Платона, который сам учился в провинции. Почему? Потому что как раз не хватало мест в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы вместить всех обучающихся и еще дать возможность монахам вести спокойную жизнь. Ведь как появился Вифанский скит? Как раз потому, что монахи хотели где-то укрыться от множества паломников, чтобы спокойно помолиться. И точно так же и для спокойного обучения порой важно быть не в эпицентре всеобщего внимания, а чуть-чуть в стороне. Поэтому Вифанская духовная семинария существовала успешно вплоть до самой революции и никого не смущало, что два учебных заведения находятся на таком близком расстоянии друг от друга. И она помогала обеспечить священниками каждый из пятидесяти тысяч русских дореволюционных храмов. Поэтому и мы, если видим, что где-то чего-то не хватает, надо не уменьшить усилия, и так сойдет. А трудится больше, и Господь наши усилия вознаградит.
Все выпуски программы Актуальная тема