Замечательный фильм режиссера Владимира Хотиненко «Поп» смотрели, наверное, многие. А вот то, что снят он по литературному произведению, возможно, знают, не все. И тем не менее, «вначале было слово», а именно – повесть известного писателя Александра Сегеня «Поп».
Кстати, идея создания этой книги принадлежала Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однажды он обратился к литераторам и кинематографистам с предложением художественного воплощения трагической истории Псковской православной миссии, созданной и действующей в годы Великой Отечественной Войны. Александр Сегень с готовностью отозвался на этот призыв.
Главному герою повести «Поп», священнику Александру Ионину, выпала нелегкая судьба – нести пастырское служение на оккупированной немцами территории. Гитлеровцы разрешили восстановить разоренные коммунистами православные храмы в захваченных городах и селах. Но это был отнюдь не жест доброй воли, а скорее коварный план. Фашисты намеревались использовать Церковь в качестве своеобразной приманки, сыграть на религиозных чувствах изголодавшихся по духовности советских граждан. Именно с этой целью и была создана Псковская православная миссия.
Отец Александр, добрейший человек и настоящий пастырь, как истинный служитель Церкви просто не мог отказаться от представившейся возможности возобновить Богослужения и проповеди. Но ни перед высокими чинами фашистской армии, ни среди по-хозяйски ведущих себя немецких солдат он никогда не склонял головы. Напротив, вместе со своей матушкой Алевтиной Андреевной, они старались сделать все возможное для тех, кто оказался в худшем положении. Собирали продукты, вещи, дрова для находившегося неподалеку лагеря пленных. Брали в семью сирот, которых война породила бессчетное количество. И, конечно, отец Александр служил: крестил, причащал, исповедовал. Только вот делать все это ему приходилось подчас в очень уж экстремальных условиях. Была и исповедь под дулом револьвера, которым сам же исповедующийся в батюшку и целился. И крещение советских пленных под смех солдат-немцев. Но, что бы ни происходило, свой долг священника отец Александр выполнял. Правда, отпевать убитых однажды оказался. Не пожелал произнести «со святыми упокой» над полицаями, которых застрелили партизаны.
Надо заметить, что в повести Александра Сегеня «Поп» события отражены в гораздо более широком ракурсе, чем в одноименном кинофильме. И уже поэтому ее стоит прочесть. Между прочим, в характере ее главного героя запечатлены черты совершенно реальных личностей. А значит - такие удивительно светлые люди встречаются не только в книжках, - и это обнадеживает.
«Как становятся семинаристами?» Анна Ершова
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была журналист, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Анна Ершова.
Мы говорили с нашей гостьей о ее приходе к вере и о пути в профессии, а также о том, как удивительные истории учащихся семинарии легли в основу ее книги «Был футболистом, стал семинаристом».
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Усталость или лень?» Священник Дмитрий Туркин, Ия Батаногова, Ольга Кутанина
В этом выпуске священник Дмитрий Туркин, поэт, член союза писателей России Ольга Кутанина и жена священника, многодетная мама Ия Батаногова размышляли о том, как усталость влияет на духовную жизнь человека и как различать действительную потребность в отдыхе и лень.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Руины византийского храма в посёлка Лоо
В сочинском посёлке Лоо, в горах, в самой гуще субтропического леса, находятся руины древнего византийского храма, которым уже более тысячи лет. Чтобы увидеть их, нужно потрудиться. Пройти пешком вверх по горной тропе около 150-ти метров. На общественном транспорте или автомобиле к храму не подобраться. Удобнее всего доехать в посёлке до конца улицы Таллинской. Она приведёт к тропинке, петляющей среди деревьев и резко уходящей вверх. Взбираться придётся по довольно крутому склону. Минут через 20-30 ходьбы посреди буйства южной природы вырастет высокая стена из выщербленного ветрами и временем плоского тёмного камня-ракушечника.
Эта северная стена и очертания фундамента — единственное, что сохранилось до наших дней от храма, построенного здесь примерно в 10-м столетии. Однако даже эти руины выглядят величественно и торжественно. Дух захватывает и воображение невольно дорисовывает картину. Представляется, как сверкал когда-то на солнце высокий купол церкви. Археологам, тщательно изучившим руины храма в Лоо, удалось установить, что он был облицован блоками из белого камня, благодаря чему хорошо просматривался с моря. Фрагменты этой облицовки кое-где сохранились на уцелевшей стене.
Но главное — по очертаниям фундамента совершенно чётко можно определить место, где располагался алтарь. Верующие по сей день приходят сюда помолиться. Ведь храм остаётся храмом, даже когда пуст и разрушен, а в алтаре его незримо стоит Ангел. Это ощущение святости места и какого-то неземного присутствия Бога не покидает, пока находишься рядом с руинами византийского храма в Лоо.
Местные жители верят, что храм был возведён над мощами апостола Симона Кананита, известного также как Симон Зилот, который проповедовал в этих местах. В советские годы на территории храма велись археологические раскопки и под фундаментом, действительно, были обнаружены более древние по времени захоронения. Конечно, точно установить, кому они принадлежат, было уже невозможно и всё же каждый год из современной церкви апостола Симона Кананита в Лоо к руинам древнего храма совершается крестный ход. Он проходит 6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, поскольку средневековая церковь предположительно была посвящена ему. С крестным ходом или в одиночку — побывать у руин византийского храма в Лоо непременно стоит.
Все выпуски программы ПроСтранствия







