О священнике Алексее Лисняке в интернете удивительно мало информации. Лишь очень краткие биографические сведения: окончил семинарию, служит на сельском приходе в Воронежской области. Еще известно, что батюшка – член Союза писателей России, а значит, профессиональный литератор. Такие на редкость скупые сведения можно объяснить, разве что, невероятной скромностью самого отца Алексея. Ведь его очередная книга «Сашина философия и другие рассказы» вышла не где-нибудь, а в знаменитой «зеленой» серии издательства Сретенского монастыря – той самой, которую несколько лет назад открыли «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова).
Но даже после такого, казалось бы, мощного прорыва – ни одного интервью, ни одной беседы… Правда, у батюшки есть своя литературная страничка на портале «Проза. Ру». И по переписке с читателями, которую отец Алексей там ведет, сразу становится ясно, что для него как для писателя приоритетом является внимание именно к творчеству, а не к собственной персоне.
И в этом священник и литератор Алексей Лисняк, пожалуй, абсолютно прав. Его книга «Сашина философия и другие рассказы» действительно заслуживает того, чтобы над ней как следует поразмыслить. Прежде всего, с первых же страниц понимаешь – это настоящая литература: образная, сильная, разговаривающая с читателем на том особом языке, когда главная суть улавливается как бы между строк, а эффект от прочитанного остается надолго. К примеру, рассказ «Зимнее тепло» как раз такой: потрясающе яркий и запоминающийся. А ведь, на первый взгляд, в нем нет ничего слишком уж необыкновенного: герой, сидя в теплой деревенской избе и слушая, как за окном завывает вьюга, под уютный гул русской печки, вспоминает свою осеннюю поездку в лес. Но то, с каким мастерством, с какими интонациями и диалогами написан этот рассказ, делает его настоящим маленьким шедевром.
Впечатляет и рассказ, давший название сборнику – «Сашина философия». Он тоже одновременно и очень прост, и невероятно глубок. Принципиальный бригадир Саша, заставляющий плотников по нескольку раз переделывать наспех и нерадиво вырезанный ими паркет, вовсе не деспот какой-нибудь и не начальник-самодур. Просто философия у него такая: если уж тебе, как ни крути, все равно нужно что-то сделать, так сделай это хорошо!
Кстати, похоже, что сам Алексея Лисняк именно такого творческого принципа и придерживается. Его рассказы сразу же покоряют читателя, надолго дают пищу для размышлений и вдохновляют последовать «Сашиной философии».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема