Говорят, что Ленин читал книги «по диагонали». В это легко поверить: ведь Ильич лично дал добро на публикацию в Стране Советов романа французского писателя Поля Бурже «Ученик», хотя роман наносил серьёзный удар по атеистической идеологии и материалистическому мировоззрению, столь дорогим сердцу «вождя». Превознося христианские идеалы, произведение Поля Бурже недвусмысленно ставило под сомнение всякую идею, рождённую с намерением подменить собою веру в Бога.
И всё же, - невероятно, но факт – книга была допущена к распространению. Однако после очередного переиздания в тысяча пятьдесят восьмом году о романе как-то позабыли. И вот, спустя полвека, преемником советских изданий книги стало православное издательство Сретенского мужского монастыря.
В центре повествования романа «Ученик» Поля Бурже – юноша по имени Робер Грелу и его страшные психологические опыты. Попав под пагубное влияние философии некоего профессора Адриена Сикста, Грелу чувствует себя вправе жонглировать судьбами и даже жизнями людей, и доводит до самоубийства юную Шарлотту, решив испытать на девушке силу своего влияния. На несколько глав растягивается письмо Грелу к Сиксту, которому он на правах ученика с тончайшими подробностями излагает свой чудовищный эксперимент.
Читая, постоянно ловишь себя на мысли, как много общего у «Ученика» с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Даже сама манера повествования - тягучая, наполненная психологическими деталями, и словно бы испытывающая читателя на прочность. Однако если у Раскольникова в конце концов возникает раскаяние и виден свет в конце тоннеля, то у ГрелУ – отчаяние от охвативших его сомнений и судорожный поиск поддержки у того, чьими мыслями он руководствовался: «Скажите мне, что я был прав, что я не чудовище» - пишет он профессору Сиксту накануне суда, и как бы перекладывает свою вину на него. И снова ярко проступает персонаж Достоевского, но уже совсем иной – Ставрогин из «Бесов»…
Грелу не раскаялся. Но получил надежду на раскаяние сам профессор Сикст. У могилы Робера, оправданного в суде, но убитого братом несчастной Шарлотты, он вдруг вспоминает слова давно позабытой им молитвы «Отче наш» …
Парадоксально, но при всей отвратительности поступка главного героя, отвращения к нему лично почему-то не испытываешь. Его даже жаль. Ведь противен не сам грешник, а грех, им совершаемый. На который, однако, легко могут спровоцировать чьи-то необдуманные слова. Но «от словес твоих оправдаешься и от словес твоих осудишься», - сказал Христос в Евангелии. Поль Бурже в своём романе «Ученик» ещё раз напоминает нам об этом.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница