Говорят, что Ленин читал книги «по диагонали». В это легко поверить: ведь Ильич лично дал добро на публикацию в Стране Советов романа французского писателя Поля Бурже «Ученик», хотя роман наносил серьёзный удар по атеистической идеологии и материалистическому мировоззрению, столь дорогим сердцу «вождя». Превознося христианские идеалы, произведение Поля Бурже недвусмысленно ставило под сомнение всякую идею, рождённую с намерением подменить собою веру в Бога.
И всё же, - невероятно, но факт – книга была допущена к распространению. Однако после очередного переиздания в тысяча пятьдесят восьмом году о романе как-то позабыли. И вот, спустя полвека, преемником советских изданий книги стало православное издательство Сретенского мужского монастыря.
В центре повествования романа «Ученик» Поля Бурже – юноша по имени Робер Грелу и его страшные психологические опыты. Попав под пагубное влияние философии некоего профессора Адриена Сикста, Грелу чувствует себя вправе жонглировать судьбами и даже жизнями людей, и доводит до самоубийства юную Шарлотту, решив испытать на девушке силу своего влияния. На несколько глав растягивается письмо Грелу к Сиксту, которому он на правах ученика с тончайшими подробностями излагает свой чудовищный эксперимент.
Читая, постоянно ловишь себя на мысли, как много общего у «Ученика» с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Даже сама манера повествования - тягучая, наполненная психологическими деталями, и словно бы испытывающая читателя на прочность. Однако если у Раскольникова в конце концов возникает раскаяние и виден свет в конце тоннеля, то у ГрелУ – отчаяние от охвативших его сомнений и судорожный поиск поддержки у того, чьими мыслями он руководствовался: «Скажите мне, что я был прав, что я не чудовище» - пишет он профессору Сиксту накануне суда, и как бы перекладывает свою вину на него. И снова ярко проступает персонаж Достоевского, но уже совсем иной – Ставрогин из «Бесов»…
Грелу не раскаялся. Но получил надежду на раскаяние сам профессор Сикст. У могилы Робера, оправданного в суде, но убитого братом несчастной Шарлотты, он вдруг вспоминает слова давно позабытой им молитвы «Отче наш» …
Парадоксально, но при всей отвратительности поступка главного героя, отвращения к нему лично почему-то не испытываешь. Его даже жаль. Ведь противен не сам грешник, а грех, им совершаемый. На который, однако, легко могут спровоцировать чьи-то необдуманные слова. Но «от словес твоих оправдаешься и от словес твоих осудишься», - сказал Христос в Евангелии. Поль Бурже в своём романе «Ученик» ещё раз напоминает нам об этом.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия