Воспоминания о путешествии за океан можно найти у многих известных писателей и поэтов прошлого. «Одноэтажная Америка» - у Ильфа и Перова, «Железный Миргород» - у Есенина, «Стихи об Америке» - у Маяковского. Известный современный богослов, религиовед и публицист Александр Дворкин тоже написал книгу о своей жизни в Соединённых Штатах, где он провёл ни много ни мало, целых семнадцать лет. Мемуары объемом почти в восемьсот страниц Александр Леонидович озаглавил очень просто – «Моя Америка».
Написанные, как увлекательный, остросюжетный и юмористический роман, эти воспоминания, несомненно, представляют собой намного большее, чем просто мемуары, и погружают читателя в эпоху, от которой и в России, и в Америке, давно уже не осталось и следа.
Молодой студент Саша Дворкин, уставший от серой советской реальности, ищет новые смыслы бытия. Из-под пресса государственной системы он пытается освободиться с помощью «системы» хипповской. Первая часть книги изобилует любопытными фактами из непростой жизни хиппи в условиях социалистического общества. Здесь всё на контрастах: первые концерты ставших впоследствии культовыми рок-групп и вызовы на Лубянку, прогулки по Москве в ярко-зеленых «клешах» и насильственная стрижка под давлением милиционера. Но однажды Саша устаёт от неравной борьбы двух систем, и решает навсегда уехать в такую желанную и такую недосягаемую Страну Свободы.
И Александр открыл для себя Америку! Именно в США он обрёл Путь, и Истину, и Жизнь – те самые, о которых говорится в Евангелии. Вдали от родины, где свет истинной веры подменили красным флагом, Александр Дворкин крестился и стал православным христианином!
В автобиографическом романе «Моя Америка» открываются совершенно новые и для большинства читателей Штаты – православные, с храмами, прихожанами и священниками. В книге масса ярких, наполненных деталями, а главное, духом времени, воспоминаний: о знакомстве с виднейшими религиозными деятелями той поры – священниками Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом, и просто с замечательными, добрыми и хорошими людьми. Именно в Америке Александр до глубины души прочувствовал, что означают слова «Свет Христов просвещает всех». Его братьями и сестрами по православной вере были не только русские эмигранты, но и шотландцы, перуанцы, французы, поляки, китайцы.
И когда Александр Дворкин говорит «Моя Америка», он имеет в виду не только статую Свободы на Манхеттене, а в первую очередь, ту истинную свободу духа, которую нежданно-негаданно обрёл там, придя ко Христу.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова