
У нас в гостях представитель Российского Книжного Союза Марина Абрамова.
Мы говорили об итогах года литературы в России, о том в каком положении сегодня находятся издатели, как и какие книги выходят в лидеры по популярности среди читателей и остается ли Россия читающей страной.
А.Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие слушатели! Здесь в этой студии Лиза Горская.
Л.Горская
— Алексей Пичугин.
А.Пичугин
— Сегодня будем говорить о литературе в течение этого часа. С удовольствием представляю вам нашу гостью – эту часть «Светлого вечера» вместе с нами проведет Марина Абрамова – представитель Российского книжного союза и глава рабочей группы по подготовке к проведению Года литературы в Российском книжном союзе. Здравствуйте!
М.Абрамова
— Добрый вечер.
А.Пичугин
— Пятнадцать лет исполнилось Книжному союзу. Я так понимаю, что буквально на днях вы отметили юбилей. Поздравляю!
М.Абрамова
— Мы уже взрослые.
А.Пичугин
— Да, уже совсем скоро.
М.Абрамова
— Но еще несовершеннолетн
А.Пичугин
— Скоро в институт. Поздравляем Вас. Хорошая дата, действительно срок.
М.Абрамова
— Спасибо большое.
А.Пичугин
— Давайте поговорим о том, чем занимается Российский книжный союз, потому что и Год литературы у нас прошел, и итоги уже какие-то подведены его, и вообще мы вроде как самая читающая нация – нам все время про это говорят. А с другой стороны, есть статистика, которая показывает, что уже вроде бы и не совсем самая читающая.
М.Абрамова
— Надо сказать, что за 15 лет, конечно, сделано много, и какая идея была изначально Российского книжного союза – это Сергей Вадимович Степашин под своим крылом собрал представителей крупнейшего бизнеса издательского в России, и ритейла, и авторов самых известных для того, чтобы как-то помочь выровнять ситуацию с книжным миром у нас в стране.
Л.Горская
— А что там нужно было ровнять конкретно?
М.Абрамова
— На самом деле был очень большой кризис, потому что сокращалось количество книжных магазинов просто катастрофически. Мы с вами дошли на сегодняшний день до 2 тысяч книжных магазинов на территории всей нашей страны.
А.Пичугин
— А можно еще раз повторить вот это количество?
М.Абрамова
— Всего лишь около 2 тысяч, к сожалению, сейчас книжных магазинов на территории всей страны, и мы можем с вами фиксировать, что есть целые населенные пунктs, где нет ни одного книжного магазина, ни одной книжной лавки, и ни одной библиотеки. Эта, конечно, ситуация критическая, и мы стали делать самостоятельно аналитику в 2013 году - на базе Российского книжного союза был сделан, на мой взгляд, уникальный проект «Культурная карта России». Мы собрали аналитику по всем регионам нашей великой, большой страны. Из чего она состояла - из количества книжных магазинов, из количества библиотек, из количества проведенных мероприятий в регионе, которые могли бы популяризировать чтение. Также мы отследили ассортиментную линейку в том или ином регионе, и получили рейтинг регионов. Теперь, когда мы приезжаем к губернатору говорить о том, что нужно как-то исправлять ситуацию, у нас есть реальные цифры, и мы можем показать губернатору? на каком месте по соотношению с другими регионами он сейчас находится по развитости инфраструктуры чтения по стране.
А.Пичугин
— А вообще губернаторам это важно? Они действительно заинтересованы в том, чтобы литература в их регионе развивалась, продвигалась?
М.Абрамова
— Вы знаете, роль личности в истории никто не убирал, и есть люди, кто очень заинтересован, кто лично сам является постоянным читателем, кто заинтересован в книге и помогает. Например, сейчас у нас прошли региональные форумы и в Брянске, и в Калуге, сейчас Казань нас зовет, и мы съездили в Марий Эл – замечательно там, где есть личная увлеченность, личная инициатива – что-то происходит. Вот этот рейтинг на самом деле для нас очень хороший инструмент - показать какую-то статистику и обратить на это внимание. Конечно, другие проблемы, проблемы экономического характера - когда безработица или регион является дотационным, а мы говорим о книгах – наверное, это смешно, но опять же, если посмотреть на практику других стран, как они относятся к популяризации чтения – для них это национальная задача, и они считают то, что популяризация чтения и инфраструктура чтения является важным элементом конкурентоспособ
А.Пичугин
— У нас уже, как минимум, три поколения таких получилось.
Л.Горская
— Ты как считаешь?
А.Пичугин
— Сколько у нас? По семнадцать лет.
Л.Горская
— По двадцать пять.
А.Пичугин
— Ну, потом поспорим. Мы поговорим, я думаю, о том, как у них еще попозже – у нас много времени. А у нас, все-таки, интересно, согласно статистике, какие регионы впереди планеты, впереди страны, а какие отстают?
М.Абрамова
— Санкт-Петербург является сейчас регионом с самой развитой инфраструктурой чтения.
А.Пичугин
— Культурная столица.
М.Абрамова
— Культурная столица, да, как никак. Конечно. Потом Москва. А отстают Северо-Кавказски
Л.Горская
— А библиотеки списали со счетов?
М.Абрамова
— На самом деле библиотеки нет, не списали со счетов, ни в коем случае.
Л.Горская
— Ну как же? Они закрываются, их руководство увольняется.
М.Абрамова
— Вы в этом смысле?
Л.Горская
— Да.
А.Пичугин
— Да у нас тут лента новостей перед глазами.
М.Абрамова
— Да, вот последнее увольнение Александры Вахрушевой – библиотека «Тургеневка», это наш, наверное, самый креативный партнер был в Москве. Мы совсем недавно совместно запустили несколько проектов очень хороших – это литературная карта, которая размещена сейчас в метрополитене Москвы – это как раз делала «Тургеневка».
Л.Горская
— «Ночь библиотеки», по-моему.
А.Пичугин
— «Библионочь 3».
М.Абрамова
— «Библионочь» - это детище Александры, на самом деле.
А.Пичугин
— Да и вообще, это самая передовая библиотека у нас была фактически из таких, общедоступных.
М.Абрамова
— Абсолютно верно. И для меня, как издателя, это просто трагедия, потому что мы совсем недавно запустили проект «Книжный сдвиг». Это с редакцией Елены Даниловны Шубиной, в которой издаются все самые премиальные наши авторы, и для нас это была такая экспериментальна
Л.Горская
— В худшем смысле этого слова «академическое»?
М.Абрамова
— Есть разные прецеденты, да. Но иногда с какой-то молодой креативной идеей очень тяжело пробиться – «Тургеневка» всегда поддерживала. Для нас это сейчас беда - уход Александры.
Л.Горская
— Но почему? Я не понимаю, чем может быть продиктовано подобное кадровое решение.
М.Абрамова
— Очень много сейчас изменений в кадровой политике. К сожалению, я не могу их комментировать, потому что являюсь представителем коммерческой организации, а не какой-то государственной структуры. Что касается в общем библиотек, да, есть тенденция к закрытию. Даже в Год литературы очень много библиотек закрывалось. Мы со своей стороны, опять же, возвращаясь к работе Российского книжного союза, мы предложили несколько путей решения. Мы обратились в Торгово-промышле
А.Пичугин
— Но это в лучшем случае.
М.Абрамова
— Да. Мы можем тоже попозже об этом поговорить.
А.Пичугин
— Обязательно.
М.Абрамова
— А библиотечное ядро – тот самый перечень, ассортиментная линейка, в библиотеке размывается, потому что очень плохо идет доукомплектация библиотек, очень старый фонд.
Л.Горская
— Вот недавно как раз, извините, проходила акция, когда библиотеки через интернет делились невостребованным
М.Абрамова
— Возвращаясь к библиотекам, да. На самом деле размыто ядро библиотечного сегмента, и человек, когда приходит даже в библиотеку, он хотел бы взять почитать, но ему там мало что могут предложить из того, что его интересует. Да, сокращаются бюджеты, у библиотек нет денег на закупку книг. Например, мы в рамках холдинга и в рамках Российского книжного союза очень часто дарим библиотекам по несколько тысяч книг, когда проводим в регионах форумы книжные, и Сергей Вадимович Степашин тоже от себя очень часто с издателей собирает вот такие библиотеки и дарит, потому что помогать надо. То есть у нас проблема с книжными магазинами: они закрылись, очень много их закрылось, потому что высокая арендная ставка – книжный магазин не может конкурировать с продуктовым магазином, потому что очень низкомаржинальны
А.Пичугин
— Марина Абрамова, напомню, что у нас в гостях сегодня. Марина – глава рабочей группы по подготовке к проведению Года литературы в Российском книжном союзе, и, собственно, Российский книжный союз она у нас в эфире сегодня и представляет, говорим о литературе, о прошедшем Годе литературы, о том, что с этим связано, какие проблемы у нас сейчас в стране с чтением, с книгами, с их распространением
М.Абрамова
— Абсолютно верно. И тут еще, знаете, какой вопрос, очень тонкий - подборки ассортимента, потому что вот то, о чем Вы говорите, о тех магазинах, и «Республика» в том числе - это работа со своей очень узкой аудиторией. Да, вы приходите в этот магазин – вы понимаете, что вы найдете там «Top of the top», и nonfiction, и интеллектуальную литературу очень хорошую подборку, хорошего качества, вам есть из чего выбрать. Например, региональный магазин, он закупается совершенно по-другому принципу. Они не могут себе позволить иметь тот ассортимент, ту линейку, которую позволяют магазины в центре Москвы, потому что, во-первых, нет спроса на хорошую, качественную, интеллектуальную литературу в регионах, к сожалению. Магазин понимает, что книжная продукция должна занимать у него 50%, наверное, от всей ассортиментной линейки, все остальное – это сопутствующее, это какие-то сувениры, и так далее.
А.Пичугин
— Это все понятно.
М.Абрамова
— Чтобы получить какую-то маржу, и смочь выжить. И поэтому, когда, например, очень часто в мой адрес, как руководителя департамента по маркетингу в холдинге, критика, что вот, а что вы издаете, я пришел – а там одни какие-то детективы либо еще что-то - на самом деле это вопрос не к издателям, потому что есть замечательные большие редакции, которые издают самую лучшую интеллектуальную прозу у нас в стране. Есть Елена Даниловна Шубина, из рук которой вышли практически все лауреаты литературных премий.
А.Пичугин
— Все последние - Шаров и Шаргунов.
М.Абрамова
— Да. И Прилепин, и Гюзель Яхина, и Майя Кучерская, Евгений Водолазкин, абсолютно замечательный.
А.Пичугин
— Все самые известные.
М.Абрамова
— Потому что - это ювелирная работа с каждым текстом, это ювелирная работа по взращиванию автора, и таких людей просто единицы. Каждый из этих авторов первый тираж – это три-пять, если очень повезет – десять тысяч экземпляров. К сожалению, если мы вспомним с вами – я не знаю, можно вспоминать или нет – советское время, когда были миллионные тиражи, когда был госзаказ – не дай Бог, нам вернуться к госзаказу, это понятно, что это не лучшая практика, но когда есть выявление лучших и есть некий лифт для молодых и талантливых авторов, когда есть возможность издать несколько десятков тысяч экземпляров лучшей книги года, и распространить ее как-то, бесплатно, может быть, по библиотекам, какой-то тираж, который будет доступен для людей – это на самом деле бы очень выручило нашего читателя, потому что у него сейчас основная проблема – это доступности книги. Издается хорошее, но этот хороший ассортимент не всегда доходит до регионов, а даже если дошел…
А.Пичугин
— Он там не нужен просто.
М.Абрамова
— Он там не нужен, либо там просто нет точек, где он мог бы быть представлен. А еще большая проблема с информационной поддержкой, потому что давно ли вы слышали, например, по телевидению или по радио рекламу каких-нибудь книг?
Л.Горская
— Мы не смотрим с Алексеем телевизор.
М.Абрамова
— Я тоже, к сожалению, или к счастью.
А.Пичугин
— Нет. На самом деле я по телевизору, честно говоря, видел рекламу каких-то книг, но это, опять-таки, не передовые издания из серии… Нет, простите, это было не в России.
Л.Горская
— И это был не телевизор.
М.Абрамова
— А, это было не в России. Вот мы ответили с вами на этот вопрос.
А.Пичугин
— Это был какой-то российский канал, где рекламировали для соотечественнико
М.Абрамова
— Коллеги-журналис
А.Пичугин
— Радиоэфир, я знаю несколько станций, включая нашу, конечно же.
М.Абрамова
— Да. Несколько станций, говорим о книгах и за это огромное, большое спасибо, потому что, если не это, мы вообще бы остались без информационной поддержки. Позволить себе рекламу полномасштабную, какую-то федеральную, на билбордах ни один издатель не может, потому что это безумно дорого, и это просто нереально. А чтобы человек, живя в регионах, узнал о литературной премии, победителе литературной премии, у нас с вами всего есть несколько инструментов: телевизор, радио, и наружка, в принципе.
Л.Горская
— Наружная реклама имеется в виду?
М.Абрамова
— Да. Ни первое, ни второе, ни третье мы использовать не можем.
А.Пичугин
— Можно использовать вирусную рекламу в интернете.
М.Абрамова
— Да. На самом деле, поэтому интернет остается, наверное, сейчас единственным каналом коммуникации с читателями. Но с точки зрения продвижения и покупки книги, интернет-торговл
Л.Горская
— А не проще скачать в интернете, чем заказать книгу бумажную по почте? Давайте поговорим, может быть, о носителях, отличных от бумажных, потому что последние несколько десятилетий, по-моему, говорят о смерти бумажных носителей, а они все никак не умирают.
А.Пичугин
— О смерти радио говорят последние лет семьдесят.
Л.Горская
— Это другая тема уже. Во-первых, насколько книга жива и перспективна, как явление? Это раз. И о торговле контентом, ведь не обязательно же скачивать книгу бесплатно в интернете – можно же ее и купить за деньги. Я думаю, многие на это пойдут.
М.Абрамова
— Больной вопрос по поводу скачивать бесплатно или платно.
А.Пичугин
— А вот, прежде чем Марина ответит, я хочу вспомнить просто Олесю Николаеву, которая несколько раз у нас в эфире говорила о том, что… Я ей задавал этот вопрос просто, в нескольких программах, мы обсуждали вопрос электронной книги, и она говорила, что вот я никому прав на издание, вернее перевод своих произведений в электронный вид не давала, а они отчего-то постоянно в интернете всплывают. Кто это делает, я не знаю, вычитку я не делала, что там за текст, я тоже гарантировать их качество не могу, но, а в первую очередь, я никаких денег с этого не получаю.
М.Абрамова
— Это, по-моему, другой вопрос.
А.Пичугин
— Тоже. В эту же копилку.
М.Абрамова
— С чего начнем? С какого вопроса начнем?
Л.Горская
— Давайте с моего.
А.Пичугин
— Давайте, по очереди.
Л.Горская
— По поводу вообще жизнеспособности книги, как формата.
М.Абрамова
— На самом деле мы немного отстаем от наших коллег европейских с точки зрения тенденций в рынке, и Соединенные Штаты Америки. Это примерно пять-шесть лет. Тенденцию…
А.Пичугин
— Это много.
М.Абрамова
— Да, к сожалению.
Л.Горская
— Но лучше, чем на полтора века.
А.Пичугин
— Достать чернила и плакать.
М.Абрамова
— Да, лет пять-шесть назад у них говорили тоже, что вот, наверное, бумажная книга будет умирать, потому что пришел интернет-маркети
Л.Горская
— А почему?
М.Абрамова
— После печатного станка теперь мы уходим в интернет, и контент меняется, потому что недостаточно уже просто сделать pdf-книги, текста недостаточно, сейчас век клипового сознания, особенно молодежи нужны картинки, нужны ссылки, нужен интерактив, поэтому издателям приходится очень активно работать в этом направлении, и придумывать новые форматы.
Л.Горская
— Да. Читаешь книгу – и где там «лайк» поставить? Непонятно.
М.Абрамова
— Да. Непонятно абсолютно. У меня тоже так дети говорят. Заставить читать все сложнее и сложнее, особенно крупные большие тексты, и психологи об этом говорят, потому что сама механика чтения, она меняется, и ребенок не может проанализировать большой текст, потому что они привыкли мыслить вот этими…
А.Пичугин
— Фейсбучными постами.
М.Абрамова
— Фейсбучными постами, да. Не более того, и качество личности, говорят, что может от этого измениться, потому что…
Л.Горская
— Анализировать разучимся.
Л.Горская
— Да, и не только от этого, а от этих дифференцированн
А.Пичугин
— Так я просто уже по себе сужу, что я в свое время, когда занимался новостями, например, дошел до того, что, собирая этот выпуск новостей, просматривая ленты или читая какие-то статьи для выпуска, я искал возможность поставить «лайк», например, хотя новостная лента к этому не приспособлена.
Л.Горская
— Кстати, мне кажется, что это отдельный вопрос: насколько эти процессы временны, обратимы-необрат
М.Абрамова
— Это мы, наверное, вернемся к вопросу такой «прививки чтения». Вот если она не была сделана в детском возрасте, если в семье никто не читает, если нет этой традиции, если родители собственным примером это не показывают - существует мнение, что потом вернуть ребенка, а потом подростка, а потом взрослого человека к чтению практически невозможно, то есть у него отсутствует навык. Чтение, прежде всего, это навык, который нужно прививать в школе, и заставлять читать надо. Вопрос другой: какую литературу, как иллюстрированную
Л.Горская
— Почему это неважно?
М.Абрамова
— Неважно абсолютно. Потому что мы, заключая договор с автором, мы заключаем сразу два договора - на электронную копию – потому что все считают, что такое электронную копию издатель никак там не поучаствовал – это просто текст, который выложен в интернете, зачем нужно платить за это деньги? Для того, чтобы выложить в интернет качественный текст, его кто-то должен отредактировать, вычитать, откорректировать
Л.Горская
— Роялти – это процент с продаж?
М.Абрамова
— Авторский гонорар, да. Автор должен на что-то жить, и для того, чтобы вышла книга вашего любимого автора следующая, нужно заплатить за эту, потому что, чтобы написать хорошую книгу – это достаточно долгий процесс, где-то полгода, например.
Л.Горская
— Ну, это в лучшем случае.
М.Абрамова
— В лучшем случае. И опять же, когда критиковали «антипиратский» закон и последние прецеденты правоприменитель
А.Пичугин
— Можно я в эфире скажу, кто лоббировал закрытие РуТрекера?
М.Абрамова
— Наш холдинг в том числе. Я думаю, что все наши коллеги-издатели
А.Пичугин
— Это все понятно. Это уже так, мы смеемся здесь, потому что слишком громкая история была.
М.Абрамова
— Да. И очень интересно, как она прорвалась эта история, потому что было очень много обращений с нашей стороны, было очень много обращений от наших авторов, от разных, и несколько лет бились. В первом чтении эти поправки к законопроекту были приняты.
Л.Горская
— Извините, пожалуйста, Вы просто сейчас сами себе противоречите. Может как-то пояснить: Вы только что сказали, что Вам без разницы, за деньги или без денег скачают?
М.Абрамова
— Нет. Я сказала: без разницы бумажную книгу купят, либо скачают электронную версию. Нам не важен формат.
Л.Горская
— То есть, главное, чтобы платили?
М.Абрамова
— Главное, чтобы платили, безусловно, потому что нам нужно платить авторам. А если мы не получаем с книг денег – например, смотрите цифры - 99% контента в России скачивалось бесплатно. Это беспрецедентная цифра. Беспрецедентная. Мы ни в одной европейской стране, я не говорю про Соединенные Штаты, такого в помине нет, потому что это чистое воровство.
А.Пичугин
— А есть статистика на уровне кого мы по размерам пиратского контента?
М.Абрамова
— Я думаю, на уровне Зимбабве. Я еще раз это повторила.
А.Пичугин
— До эфира мы с Вами общались.
М.Абрамова
— Да. На самом деле выросли целые поколения, которые воспитаны в этой свободе некой, и считают то, что интеллектуальная собственность в интернете принадлежит всем. Это абсолютно неправильная тенденция. У нас нет культуры потребления интеллектуальног
Л.Горская
— Но вот опять же, это очень хорошо воспитывать культуру, но стоит ли начинать с запретов? Вот у нас как-то начинают с запретов, а до воспитания так никак руки и не доходят никогда.
М.Абрамова
— Но это вопрос, наверное, опять же, какой-то государственной политики. Я сейчас, наверное, могу говорить, как представитель конкретного издательского холдинга, и мы предлагали очень разные варианты, мы предлагали сотрудничество РуТрекеру, мы предлагали сотрудничество ЛитМиру, и с ЛитМиром, вроде как, идет конструктивный диалог.
А.Пичугин
— Простите, Марина, это тоже интересно. Давайте чуть-чуть подробнее об этом в следующей части нашей программы. Сейчас маленький перерыв. Я напомню, что Марина Абрамова, представитель Российского книжного союза сегодня у нас в гостях. Здесь Лиза Горская и я, Алексей Пичугин, и через минуту снова здесь.
А.Пичугин
— Итак, возвращаемся в нашу студию. Здесь Лиза Горская и я, Алексей Пичугин беседуем с Мариной Абрамовой, представителем Российского книжного союза, которому совсем недавно исполнилось 15 лет, с чем еще раз Вас поздравляем, Марина.
М.Абрамова
— Спасибо большое.
А.Пичугин
— Говорим о литературе, о том, что Год литературы у нас прошел, подводим итоги. На самом деле, не такие уж они и радостные, судя по первой части нашей программы. Хотя, все равно…
М.Абрамова
— Нет. Поступательная тенденция позитивная присутствует.
А.Пичугин
— Тоже хорошо. Говорили об электронных форматах и о запрете различных торрент-трекеров
М.Абрамова
— На самом деле проблема же не в том, что представлены на их площадках тексты наших авторов. Проблема в том, что это сделано нелегально, и мы готовы часть текстов, которые мы можем передать, бесплатно размещать. У нас, например, есть легальные площадки, есть ЛитРес – легальная площадка, наверное, самая крупная легальная площадка электронного контента. Там огромное количество, сотни тысяч наименований книг представлены бесплатно. Это не только классика. Если автор передает книгу по договору, и он согласен, чтобы его книга распространялась бесплатно – такие прецеденты есть – тот же самый Митя Глуховский делал такой эксперимент, распространял бесплатно - пожалуйста, пользуйтесь. Но если автор готов защищать свои права, и он все-таки считает, что он только готов продать свою книгу, пусть за небольшую сумму, то нужно уважать права автора. Еще мало кто об этом задумывается, на самом деле это ведет к сложности, практически к уничтожению самого литературного процесса, потому что мы таким образом обрезаем возможность писать многим авторам. Он вынужден выбирать между литературной деятельностью либо пойти работать куда-то там в офис менеджером, чтобы прокормить семью, потому что он не получает с книги, которую он написал, полгода ни копейки.
А.Пичугин
— Подождите. Здесь я, наверное, не совсем согласен, потому что мне кажется, что те отчисления, которые получают – я не знаю их размер, конечно - но все равно, они не могут автора прокормить. Или могут? Или я ошибаюсь?
М.Абрамова
— Если автор становится популярным, это же тоже «step by step».
А.Пичугин
— Если, конечно, если это автор уровня популярности Глуховского, то – наверное, да.
М.Абрамова
— На самом деле автор продающий востребованные, например, десять тысяч – двадцать тысяч экземпляров, это, в принципе, уже неплохая сумма, которая все равно стимулирует – не стимулирует, и это позволяет ему расти в дальнейшем, как бренд.
А.Пичугин
— Да.
М.Абрамова
— Я бы не уходила в какие-то детали. Вы же не приходите в магазин…
А.Пичугин
— Конечно, не будем суммы обсуждать.
М.Абрамова
— И не говорите о том, что я хочу забрать молоко бесплатно. Это даже никому в голову не приходит. Но почему-то считают, что забрать бесплатно книгу можно, и годами…
Л.Горская
— Подождите. Когда я забираю молоко бесплатно, оно исчезает из магазина, его там больше нет. А когда я скачиваю книгу – она остается, и на сайте ее может скачать кто-нибудь другой. В этом разница существенная для психологии потребителя – я ни говорю «за» я, «против». Я «за», и «против» - в рамках действующего законодательства
М.Абрамова
— Да, вот эти поправки, которые, как результат, мы с вами можем засчитать Года литературы – они были приняты в мае-месяце 2015 года – сейчас они позволяют нашей электронной торговле с точки зрения книг развиваться иначе. Еще очень важно, мы совсем недавно проводили несколько мероприятий с психологами, мы никогда не задумываемся, когда наши дети-подростки – я просто мама двух подростков – когда они скачивают нелегальный контент с разных торрентов, как они рискуют.
А.Пичугин
— А Вы, кстати, своим детям доказали?
М.Абрамова
— Абсолютно. Но на самом деле, это очень легко привязать гаджеты ребенка к легальному ресурсу, подключить свою карту и за сто рублей, например, я своих привязала к библиотеке мобильной. Очень удобно, сто рублей – и у тебя ребенок, ты понимаешь, он всю литературу месяц может качать, может читать, и если он качает книгу, я уверена, что это книга внутри она содержит именно текст авторский, потому что то, что мы с вами читаем с торрентов, мы с вами не уверены, что за текст мы читаем.
А.Пичугин
— А еще электронная книга ведь гораздо дешевле бумажной.
М.Абрамова
— Конечно.
Л.Горская
— А еще и место не занимает.
М.Абрамова
— А еще, когда ты качаешь с легальных ресурсов, тебя не подключают к всевозможным рассылкам, которые могут содержать разного рода информацию. Я, как мать, очень боюсь таких рассылок, и таких привязок, и поэтому борьба с пиратством, она очень масштабная, то есть много разных аспектов, о которых мы, к сожалению, не задумываемся иногда.
А.Пичугин
— Ну вот, о пиратстве мы поговорили, а все-таки хотелось бы о тенденциях тоже поговорить. Мы постоянно к этому вопросу подходим, но как-то не погрузились еще. Десять лет назад, например, мы все прекрасно помним, что лежало на прилавках – это, в основном, было фэнтези, до этого детективы, сейчас я уже с трудом представляю, потому что книг стало гораздо больше, читать, наверное, стали больше. Если я куда-то приезжаю, то, понятное дело, что я, приходя в какой-нибудь книжный ларек, киоск, к нему подходя, спрашиваю, даже если речь идет не о книге, а о журнале… Подошел, попросил «Русский репортер» - привет Виталию Лейбину при случае передаем – никто никогда там в жизни не слышал про «Русский репортер», там, естественно, лежат газетки про эзотерику и гороскопы. То же самое и с книгами, там до сих пор лежат все те же обложки, которые я видел пятнадцать лет назад.
М.Абрамова
— Мы говорили по поводу формирования ассортимента в регионах. Например, Вы – директор книжного магазина в каком-то региональном небольшом городе. У Вас достаточно сложная ситуация с точки зрения экономики - у Вас большая аренда, Вам нужно быть уверенным, что, если Вы привозите какой-то ассортимент книг, что Вы их сто процентов продадите. Как Вы будете формировать свою закупку? Закупите ли Вы у меня, как издателя, Гюзель Яхину?
А.Пичугин
— Нет, конечно. Не закуплю.
М.Абрамова
— Водолазкина?
А.Пичугин
— Естественно не закуплю.
М.Абрамова
— Прилепина? Вы возьмете те самые гороскопы, и так далее.
А.Пичугин
— Да. Но я немножко о другом. Я о том, что десять лет назад что в Москве, что в любом другом городе на прилавке лежали книжки-фэнтези. Что сейчас лежит? Есть ли какая-то общность?
М.Абрамова
— Есть общая тенденция, мы можем ее с вами зафиксировать. Смотрите, если говорить о тиражах, конечно, книжный рынок пока последние два-три года тиражи не увеличивает, но увеличивается количество наименований. То есть мы сейчас с вами можем фиксировать то, что количество книг по наименованиям стало больше. Растет, как обычно, детский сегмент - все равно мамы покупают хорошую, качественную детскую литературу.
А.Пичугин
— Это правда.
М.Абрамова
— И очень много издательств - и маленькие, и большие, активно работают в этом направлении, и появляются новые детские авторы, и новые детские бренды, и на уровне хорошей советской детской классики.
А.Пичугин
— Классно изданной, еще с теми рисунками, переизданными на хорошей бумаге.
М.Абрамова
— Да. Например, редакция «Малыш» - с 1956 года этот детский бренд существует, и он возродился последние три-четыре года назад – это лучшие книги детские советского периода, изданные по новым технологиям и точно так же, в рамках этого издательства взращиваются новые детские бренды - «Дядя Коля Воронцов» - потрясающе большая работа.
А.Пичугин
— Но одно «но» только - стоит очень дорого.
М.Абрамова
— Да. Потому что бумагу приходится закупать, потому что у нас в стране очень мало полиграфических комбинатов, которые могут работать на том уровне, к которому уже привык потребитель, и очень часто приходится печатать книги за рубежом. Но это какой-то комплекс проблем – видите, мы с вами уже столько их перечислили, и количество книжных магазинов, и ценовую политику, и материалы, и ассортиментную политику.
А.Пичугин
— Год литературы празднуем.
М.Абрамова
— Да, наверно. Мы, издатели, пришли к чему, что в конце Года литературы, что нам очень нужна какая-то взвешенная единая программа, которая бы рассматривала очень широко книжный мир.
А.Пичугин
— Государственная?
М.Абрамова
— Государственная. Потому что сейчас ее, как таковой нет, к сожалению.
А.Пичугин
— Но есть большая опасность, когда каждый раз возникает государственная программа, особенно в области творческой, что будет цензура.
М.Абрамова
— Да. Любой госзаказ, любая цензура – это очень плохо, а когда мы говорим с вами об инфраструктуре, о точках продаж, о библиотеках - без государственной поддержки не обойтись в рамках страны. Сейчас, к сожалению, мы разрознены, потому что библиотеки относятся к Министерству культуры, а все, что касается издателей – это Роспечать. Книжные магазины – это Минкомсвязь. То есть взяли отрасль – разделили на три части, и точно также рассматривается наша проблематика. Нам не хватает какой-то единой программы, которая бы консолидировала в себе проблемы вот этих трех направлений.
Л.Горская
— А как это с антимонопольным законодательство
М.Абрамова
— В смысле объединить? Я говорю про программу. Я говорю, что программа должна консолидировать в себе проблему трех направлений: и библиотек, и книгоиздателей, и книгораспростран
Л.Горская
— Какая должна быть информационная поддержка у хорошей книги, не считая рекламу за деньги?
М.Абрамова
— Давайте проведем параллели с кинобизнесом. Мы с вами знаем всех самых известны актеров, потому что это постоянно какие-то эфиры, это трейлеры.
Л.Горская
— Мы из знаем, потому что они работают лицом. А авторы не работают лицом.
М.Абрамова
— Они медийные личности. Во всем мире авторы работают лицом, и являются очень хорошими экспертами, которых приглашают по разным темам. Сейчас, чтобы взрастить авторский бренд, например, тот же самый Захар Прилепин.
А.Пичугин
— Вот он работает лицом, как никто другой.
М.Абрамова
— Да. Он стал абсолютно медийной персоной, человеку есть что сказать, у него есть своя…
А.Пичугин
— Заметьте, что он не как писатель работает лицом. Да, в титрах будет написано: «Захар Прилепин, писатель», но дальше уже речь идет о другом совершенно.
М.Абрамова
— Смотрите, например, автор, который пишет, не знаю, о розовых крокодилах.
А.Пичугин
— Абстрагируемся.
М.Абрамова
— Да. Он явно является экспертом, и, наверное, лучшим экспертом по этим розовым крокодилам. Если автор, не знаю, Юлия Борисовна Гиппенрейтер – самый известный детский писатель-психоло
Л.Горская
— Так ее и приглашают, и стремятся пригласить, но ее не так просто пригласить – это же человека насильно на телевидение не потащишь.
М.Абрамова
— Вот шесть лет последних занимаюсь очень плотно продвижением авторов - у нас в месяц около тридцати, наверное, книг, которые находятся в продвижении. Что такое продвижение? Это работа, прежде всего, со средствами массовой информации – могу вам абсолютно экспертно заявить - то, что не берут авторов, потому что боятся, что они будут говорить только о книгах, считают, что книжный контент не рейтинговый, и добиться какого-то другого восприятия книжного сообщества пока, к сожалению, не удается.
А.Пичугин
— Марина Абрамова, представитель Российского книжного союза сегодня у нас в гостях здесь в программе «Светлый вечер» на светлом радио. Еще одна важная тема, о которой хотелось бы поговорить, но тут, видимо, все совсем нехорошо – это поэзия. Если с прозой более-менее понятно, то…
Л.Горская
— Алексей ведет программу «Темный вечер», судя по всему.
А.Пичугин
— Нет. Мы будем сейчас искать светлую сторону, светлые пятна.
Л.Горская
— Ну ты же сам уже ответил на свой вопрос про поэзию.
А.Пичугин
— Нет. Я говорю, как мне кажется, а может быть все не так. И потом, есть современные поэты, есть классика. Может быть, с классикой все лучше? А может, и с современными не так плохо. Вот Марина сейчас, я думаю, нам расскажет.
М.Абрамова
— Все тяжело с этим сегментом. На самом деле я не ответила на Ваш вопрос по поводу тенденций, и отвечая на него, я отвечу на вопрос по поводу поэзии. Последние, наверное, года два, у нас наметилась очень хорошая тенденция, пошел интерес к качественному nonfiction. У нас очень долго вообще этого не было. Это книги по саморазвитию, это business development.
Л.Горская
— Nonfiction – это все, что не художественная литература.
М.Абрамова
— То, что не fiction. Да. Все, что не художественная литература. Это книги по саморазвитию, книги по психологии, книги по businessdevelopment, это авторская кулинария, это мемуаристика, это военно-историчес
А.Пичугин
— И биография, особенно.
М.Абрамова
— Биография, да.
Л.Горская
— Мемуаристика – биография.
М.Абрамова
— Это то, что интересно, то, что опирается на какую-то фактологичность. Я думаю, что люди очень по этому соскучились, и получая книгу в руки, которая не выдумка, в которой есть некий факт, им это приятно, и поэтому мы можем фиксировать такую тенденцию интереса. Я сказала про то, что детский сегмент всегда растет, и он продолжает расти. Сегмент nonfiction очень интересный, и, например, тот же самый Владимир Владимирович Познер, его книги как раз в этом сегменте стали абсолютным бестселлером. Это и Радзинский, и биография Стива Джобса, в том числе, которую мы издавали.
А.Пичугин
— Наш же Шаргунов тот же самый, о котором мы говорили, последние его книги, они, собственно, в том же nonfiction и изданы, написаны.
М.Абрамова
— Да. Абсолютно верно. Если мы с вами поговорим о художественной литературе, то приятно, что возвращается хороший, полновесный роман.
А.Пичугин
— «Обитель».
М.Абрамова
— «Обитель». Да, это показала «Обитель». Это возвращается такая семейная проза, качественная. Это и Майя Кучерская, это и Елена Колина, тут можно много посоветовать. Возвращается не развлекательное чтиво, а возвращается текст, который заставляет подумать, опереться может быть, на какие-то даже исторические факты. Например, то же самый Евгений Водолазкин, мы помним «Лавр» - уже просто абсолютно знаменитую книгу, и на днях вышла новая книга «Авиатор», и, конечно, все люди ждали продолжения «Лавра» - я даже, когда открывала первые страницы, почему-то казалось, что сейчас вот будет том № 2 – ан нет, «Авиатор» абсолютно другая книга, тоже потрясающая. Действие происходит в двадцатом столетии, заморозка-размор
А.Пичугин
— Давайте не будем раскрывать потенциальным читателям все перипетии сюжета.
М.Абрамова
— Одним словом, новая книга Евгения Водолазкина, я думаю, что это тоже будет лауреат какой-нибудь литературной премии в этом году. Уходят детективы, уходит интерес к развлекательной литературе, и очень приятно говорить о том, что стали читать более интеллектуальные тексты, и большой, полновесный, хороший, качественный роман возвращается на полки.
А.Пичугин
— Но все равно «Обитель», она особняком стоит. Когда она только выходила, и мы о ней говорили довольно много с разными гостями, которые к нам в студию приходили. К сожалению, самого Захара Прилепина у нас не было, но все равно, она действительно стоит особняком. Она такая монументальная, большая, продуманная очень книга, но она одна. Оно такое явление, не знаю, может быть, конечно, у кого-то что-то выйдет, мы не знаем, кто-то из автора известных над чем-то работает схожим по объему, схожим по такой величине. Мне кажется, что даже сам Захар Прилепин в ближайшее время ничего подобного не сделает.
М.Абрамова
— Это, на самом деле, многолетний труд автора, и, конечно, чтобы поконкурировать, наверное, с Захаром и с «Обителью» придется потрудиться.
А.Пичугин
— Да. Но мы не ждем причем, что каждый год будут выходить книги равные «Обители», но в советское время, например - мы сейчас не оцениваем качество – но все равно, огромное количество писателей - известных советских мастодонтов, издавали раз в несколько - в пять-шесть лет что-то такое.
М.Абрамова
— Такой большой формы?
А.Пичугин
— Да. Такую большую форму. Сейчас этого всего нет. Может быть, это к вопросу о клиповом сознании, конечно.
М.Абрамова
— Возможно. Мы с вами и потребляем информацию, мы и читаем иначе, и я думаю, что и авторы пишут иначе. Я, наверное, говорю, в большей степени не об объеме, я говорю о теме, потому что та же самая Гюзель Яхина, «Зулейха открывает глаза».
А.Пичугин
— Это все та же тема, что и «Обитель».
М.Абрамова
— Это да. Есть вот эта тенденция. Да, это какие-то воспоминания, это переживания личности в определенную эпоху, это семейная какая-то история.
А.Пичугин
— Это не о войне. У нас же на протяжении многих десятилетий писали только о войне, а о репрессиях не писали, кроме Солженицына, кроме Шаламова и еще нескольких авторов. А это новое поколение пишет о репрессиях, поколение которое этих репрессий не застало, следующее после людей, которые через этот ГУЛАГ прошли, через это «Красное колесо».
М.Абрамова
— Это да. Это та самая семейная история, и интерес к семейной истории возрастает, и последние книги, которые становились и лауреатами, и которые больше всех продаются, и интересны нашему читателю, это подтверждают.
А.Пичугин
— Наше время потихоньку подходит к концу. Мы говорили на протяжении программы о том, что нужна государственная программа. Она может все изменить, но пока государственной программы нет, и я не знаю, предвидится она или нет, но вряд ли.
Л.Горская
— Пока библиотеки закрываются, я все о своем, извините.
А.Пичугин
— И о моем тоже, естественно.
Л.Горская
— Мы, кстати, о библиотеке имени Данте Алигьери не поговорили, а может быть, тоже стоило.
М.Абрамова
— Дааа.
Л.Горская
— Тоже вздыхаете?
М.Абрамова
— Тоже вздыхаю, конечно.
Л.Горская
— Ну, почему так? Неужели нет другого здания, других площадей в Москве, кроме площадей библиотечных? Это странно, правда.
М.Абрамова
— Мы, как издатели, теряем партнеров в этом процессе. Какая логика в этом? К сожалению, не знаем, и комментировать, наверное, права не имеем, потому что…
Л.Горская
— Ну, как заинтересованное
М.Абрамова
— Как заинтересованные лица, да, мы теряем наших партнеров, мы теряем площадки, которые делали книгу более доступной, и в Год литературы это тоже происходило. Если вернуться с того, что мы начали - с Года литературы и какие мы для себя, наверное, основные моменты зафиксировали, что хорошего произошло помимо антипиратского закона - например, у нас появилось несколько новых фестивалей книжных, куда всех, наверное, могли бы пригласить в июне-месяце на Красную площадь. Впервые сердце столицы стало книжным, таких прецедентов не было. Было представлено более пятидесяти регионов на этом большом фестивале, и то же самое будет в этом году, и мы приглашаем наших региональных коллег, партнеров, издателей присоединиться и активно представить свою продукцию, привезти, может, своих авторов. Это со 2-го по 6-е июня, на Красной площади, и опять же, приглашаем, конечно, наших читателей, потому что более пятисот мероприятий пройдет на семи сценах в эти дни.
А.Пичугин
— А в регионы как это, все это выйдет потом? Ну, скажем, на Красной площади – это хороший такой старт для большого всероссийского мероприятия. У нас же помимо Красной площади есть еще и центральные площади во многих городах страны.
М.Абрамова
— Да. Вот мы, на самом деле, были бы очень счастливы, чтобы так происходило, поэтому в рамках Российского книжного союза мы стали проводить книжные форумы, а книжные форумы сопровождаются книжными ярмарками в регионах, и сейчас мы активно работаем с губернаторами, с многими регионами, и просим, чтобы книжную продукцию ввели в празднование разных мероприятий. Например, проходит день города – продают сувениры, кокошники, что-то еще, чтобы обязательно приглашали книжников, потому что сейчас, к сожалению, про книжников забывают. А книжникам в регионах очень важно использовать любые площадки, для того, чтобы поймать своего читателя и показать книги, которые издают или продают.
Л.Горская
— Я помню, раньше в театрах даже были мини-книжные развалы с литературой о культуре и театре.
М.Абрамова
— Просто сейчас, к сожалению, людей, кто занимается продвижением книги, кто занимается торговлей, их стало очень мало, и профессионально этим занимаются практически единицы, и наша задача, в том числе, задача Российского книжного союза – помочь в регионах создать новые точки продаж книжной продукции, помочь в регионах проводить мероприятия, связанные с популяризацией чтения или конкретных отдельных авторов - это и социальная реклама, это и привоз авторов – мы стали очень много возить наших авторов по регионам, делать авторские встречи. Мы не сидим на месте, несмотря на то, что программы нет. Мы собственными силами пытаемся как-то что-то сделать, и часто даже получается, но все равно призываем как-то на нас посмотреть руководству более.
А.Пичугин
— А в регионах издательства есть у нас какие-то? Более-менее жизнеспособные.
М.Абрамова
— Да, есть. Я как раз говорю о том, что более пятидесяти регионов было представлено на Красной площади в том году.
А.Пичугин
— Это именно с точки зрения издательств?
М.Абрамова
— Это издатели, да. Конечно, они маленькие, и ассортимент. Наверно, не самую популярную литературу могут позволить себе издавать, потому что Дэн Браун навряд ли продаст права какому-то маленькому издательству в каком-то региональном городе. Не знаю, насколько это хорошо либо плохо, но то, что сейчас маленькие издательства в регионах остались, опять же, без поддержки, без заказов, и они не могут позволить себе издавать качественную, хорошую литературу, но региональную, например, вот то, о чем мы с вами говорили - это какие-то местные известные, может быть, ученые, писатели, поэты, или книги, посвященные достопримечатель
А.Пичугин
— А франшиза здесь не может спасти? То есть какое-нибудь московское крупное издательство, скажем, название издательства «Липецк», или название издательства «Якутск». Но, если филиалы издательств будут открываться в провинции, может ли это подстегнуть местных авторов к тому, чтобы печататься у себя на родине, а дальше уже через бренд крупного издательства все это продвигать.
М.Абрамова
— Возможно. Но это тоже очень сложная задача.
А.Пичугин
— Ну, понятно, что все это пока из жанра Нью-Васюков. Спасибо. Наше время уже в эфире подошло к концу. Спасибо большое, что пришли к нам.
М.Абрамова
— Спасибо, что пригласили.
А.Пичугин
— Марина Абрамова, представитель Российского книжного союза сегодня была у нас в гостях. Лиза Горская.
Л.Горская
— Алексей Пичугин.
А.Пичугин
— Всего доброго! Будьте здоровы, читайте хорошие книги.