«Личная история. Православная гимназия «Ковчег». Протоиерей Сергий Казаков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Личная история. Православная гимназия «Ковчег». Протоиерей Сергий Казаков

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Богородицы села Анискино Московской области, заведующий и духовник Анискинского отделения православной гимназии «Ковчег» протоиерей Сергий Казаков.

Отец Сергий рассказал о своем пути к священству, а также с какой целью и каким образом возникла под его руководством православная гимназия «Ковчег». Наш гость поделился, что из себя представляет гимназия на сегодняшний день, и какая помощь требуется для того, чтобы она могла и в дальнейшем радовать тех, для кого это место, действительно, многое значит.


К. Мацан 

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Алла Митрофанова—  

А. Митрофанова 

— Добрый светлый вечер. 

К. Мацан 

— И я — Константин Мацан. Добрый вечер. Сегодня у нас в гостях протоиерей Сергий Казаков, настоятель храма Рождества Богородицы села Анискино в Щелковском районе Московской области, заведующий и духовник Анискинского отделения Православной классической гимназии «Ковчег». Добрый вечер.  

Прот. Сергий Казаков 

— Добрый вечер. 

К. Мацан 

— Мы обратимся к вашей второй ипостаси в первую очередь — к гимназии «Ковчег». Поговорим об этом очень интересом проекте, который сейчас, как мы знаем, переживает, к сожалению, не самое простое время. Я сразу, наверное, с колес, к нашим слушателям обращусь. У нас на радио есть программа «Дело дня». И мы регулярно в этой программе обращаемся с просьбами о помощи по разным причинам, для разных проектов, разных случаев. И в «Светлом вечере» тоже иногда случается говорить о каких-то проектах, которым требуется наша с вами поддержка. И вот сегодня одним из таких проектов выступает та самая гимназия «Ковчег». Ее поддерживает фонд «Мои друзья», дружественный с радио «Вера» фонд. И прямо во время программы, пока вы слушаете, можно уже начать помогать. Можно, например, на короткий номер 7715 отправить СМС со словом «Друзья» и суммой перевода. Например: «7715 Друзья 1000».  

А. Митрофанова 

— Или «100». 

К. Мацан 

— Или «100». Или «500». Или «50». У кого какая лепта вдовицы наличествует. Либо можно сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья»: www.my-friends.ru. И, конечно, вся информация о гимназии «Ковчег» и о текущем состоянии на сайте радио «Вера» www.radiovera.ru  тоже есть. Это необходимое начальное такое введение для нашей беседы. А теперь обратимся к разговору. Отец Сергий, вы так заинтриговали нас с Аллой до эфира, когда сказали, что разговор о гимназии «Ковчег», и о вашем служении в том числе в этой гимназии при вашем храме, нужно начинать с вашего рождения. (Смеются.) 

Прот. Сергий Казаков 

— В общем-то, рождение гимназии…. 

А. Митрофанова 

— От сотворения мира, условно говоря. (Смеются.) 

Прот. Сергий Казаков 

— Началось всё с того, что по воле Божией мое рождение произошло, когда мои родители жили буквально в храме великомученицы Екатерины на Всполье. После войны, когда они приехали из эвакуации, а они трудились на военном заводе в Перми, отец поступил в аспирантуру в Бауманский, его вызвали в 1946-м году. Жить им было негде, и моя мама устроилась на работу в отделение Министерства черной металлургии плановиком-экономистом. И эта служба находилась как раз в бывшем храме великомученицы Екатерины на Всполье. Это Ордынка, Большая Ордынка. Я потом писал даже такие стихи: «Ордынка, моя Ордынка, мое путешествие от света во тьму. Я родился под кровом святой Екатерины у алтарной апсиды под рокот машин. И с рождения я слышал не шелест маслины, а людской разговор и шуршание шин». И вот так получилось, что я как бы это впитал с молоком матери. Там была такая маленькая комнатка, сначала там были машинистки, но они, как мама мне рассказывала, они говорили: «Мы не можем здесь работать, потому что здесь очень холодный цементный пол». И тогда моя мама обратилась к руководству: «А нам вообще негде жить. Вы нам дайте эту комнатку, мы уж как-нибудь переживем». И вот они там потом счастливо жили, я потом туда приходил, там в этой комнатке довольно высокий пол сделали… 

А. Митрофанова 

— Нарастили. 

Прот. Сергий Казаков 

— Да. Но это было в 1949-м году, очень давно. Так вот, соответственно, в 1949-м году я родился там и жил до полутора лет как раз в этом храме. И видно, вот эта благодать как-то подействовала. Хотя мои родители были коммунисты, они меня не крестили. И я уже сам в 30 лет крестился.  

К. Мацан 

— А храм тогда был действующим? 

Прот. Сергий Казаков 

— Нет, каким же он был действующим? Это был разрушенный храм… Не то что разрушенный — осталось здание, его использовали по назначению. В соседних корпусах жили люди, а в самом храме было это учреждение Министерства черной металлургии. И, соответственно, там работали люди. А одну комнатку дали для проживания работнице с мужем. И потом я там и родился. 

А. Митрофанова 

— Как интересно. А ведь ваши родители застали тот момент, когда вы решили принять крещение? 

Прот. Сергий Казаков 

— Да, конечно. 

А. Митрофанова 

— Как они отреагировали на это? 

Прот. Сергий Казаков 

— Они отреагировали, как вам сказать… Я их, вообще-то, не спрашивал… 

А. Митрофанова 

— Вам уже было 30 — это время, когда можно уже самостоятельно решать. 

Прот. Сергий Казаков 

— Конечно. Потом мы переехали, отец работал в Королёве, перешел туда работать из Москвы, где он учился в аспирантуре. После окончания аспирантуры его направили в королёвскую фирму, станция «Подлипки-Дачные» называлась, город Калининград Московской области. Там, где сейчас находится Центр управления полетами, всё то, что связано с космосом. И он работал в КБ ХимМаш. И туда же переехала потом вся семья. И мама потом там работала. Они были инженеры. И мы там жили. Когда я учился в школе, многие наши ребята ездили в Сергиев Посад, уже в старших классах. Тогда он Загорск назывался. А я боялся. У меня было такое ощущение, что как только я туда попаду, вся моя жизнь изменится. Вот это было еще с детства, знаете. Я боялся. И я уже стал взрослым человеком, окончил Московский лесотехнический институт, как раз факультет от королёвской фирмы. И потом уже работал в Москве инженером. И как-то мои друзья мне сказали: «Поедем в Сергиев Посад». Это было как раз… 

А. Митрофанова 

— Они сказали в Сергиев Посад или в Загорск? 

Прот. Сергий Казаков 

— В Загорск. Тогда был Загорск. Это был 1981-й год, мне 31 год был. И я согласился. Это было как раз 8 октября. 8 октября — память преподобного Сергия Радонежского.  

К. Мацан 

— Друзья знали, когда? 

Прот. Сергий Казаков 

— Нет, они не знали. Они просто ездили туда. 

А. Митрофанова 

— Простите, а они с какой целью туда ездили? Им нравилось? 

Прот. Сергий Казаков 

— Они ездили молиться, как я понял. И я в первый раз поехал с ними на электричке. Приезжаем в Сергиев Посад — у меня было такое состояние, будто я могу птичку с неба достать. И я смотрю: птичка летит — я протянул руку, она спланировала, правда, не в руку, но прямо на меня. Вот такое впечатление осталось на всю жизнь. Приехали, служба была, в трапезном храме Сергиевой Лавры я молился. Я еще не понимал, что к чему, но состояние было совершенно другое. И действительно, после этого вся моя жизнь изменилась. И уже 10 октября 1981-го года я крестился. В храме Воскресения Христова в Сокольниках. 

А. Митрофанова 

— Это как раз храм, который никогда не закрывался. 

Прот. Сергий Казаков 

— Да, который не закрывался. Там чудотворная «Иверская» икона Божией Матери. И вот я крестился, и постепенно-постепенно вся моя жизнь изменилась. Во-первых, я начал писать стихи почему-то. Сам не знаю, почему. И было состояние такое, даже такие стихи писал: «Всё точно ложится туда, куда надо. И так бы, о, Господи, жить бы и жить. За что же, о, Господи, эта награда? И чем ее, Господи, смог заслужить?» И вот постепенно, потом стал причащаться. Первый раз я причастился, даже не знал, что надо исповедаться. Я пришел в Новодевичий монастырь. Я как раз работал в Первом медицинском инженером по радиоизотопной аппаратуре, а напротив был Новодевичий монастырь. Я в первый раз пришел, смотрю, все причащаются. Я тоже причастился. Был как на небе. Потом постепенно узнал, что надо исповедаться, причащаться. Духовника нашел в Троице-Сергиевой Лавре — тогда был игумен Онуфрий. Сейчас он — блаженнейший митрополит Онуфрий всея Украины. Это мой первый духовник был, который меня наставлял, что не надо ничего придумывать, надо просто жить, молиться, смиряться, каяться в своих грехах. 

А. Митрофанова 

— Мудрый наставник. 

К. Мацан 

— Хорошее начало духовной жизни.  

Прот. Сергий Казаков 

— Да. И вся моя семья, и супруга Наталья, и дочь Анна, тогда еще она одна была. Сейчас Анна тоже матушка, мой зять — настоятель храма в Улиткино, рядом с нами, недалеко, протоиерей Андрей Пуганов. И тогда он наставлял всех нас троих. Мы потом несколько раз встречались уже на Святой Земле и на Афоне. И, слава Богу, так всё это началось, началось мое обращение постепенно. И появилось желание читать Псалтирь по-церковнославянски.  А перед этим я пришел к своему другу, с которым мы встречались еще когда мы были студентами, был такой клуб самодеятельной песни, и мы там встречались. Сейчас он тоже священник — протоиерей Роман Сыркин. И вот я прошел к нему, а он тогда был псаломщиком в храме «Всех Скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище. И вот я пришел к нему, говорю: «Мне хотелось бы с Богом общаться, служить при храме». Это желание возникло тоже не просто так. Я к нему пришел, он мне говорит: «Ну вот, на тебе книгу, читай». И я стал читать по-церковнославянски. Соображал, где под титлами слова, сокращения. Он мне говорит: «Давно читаешь?» Я говорю: «Нет, в первый раз вижу». Он так удивился: «Надо тебе Псалтирь читать». И я с работы зашел в Новодевичий монастырь, увидел там священника, протоиерей Борис Чижов. И я ему говорю: «Батюшка, хочу читать Псалтирь по-церковнославянски». Он был секретарь епархии Московской, он ведет меня к себе в кабинет, открывает шкаф, достает мне Псалтирь. И подарил. Потом, когда я попал уже на приход — кстати, ближайший приход был в том селе, в котором я сейчас живу, село Воскресенское, настоятелем был как раз протоиерей Борис Чижов. Он мне дал первый крест напрестольный, потому что ничего не было. Но сейчас мы вернемся. И вот я стал читать Псалтирь, ходить в храм. Этот же Роман мне говорит: «Ну, приходи к нам читать часы». Он меня поставил и сам ушел в алтарь. А я знал уже тогда «Помилуй мя, Боже» — псалом 50-й наизусть. Но как читать часы? Я только слышал, как читают, ничего не знал. А он меня поставил, говорит: «Читай». И я вот всё это читал, одновременно искал, что надо — тропари, всё… Это было такое боевое крещение. 

 
К. Мацан 

— Протоиерей Сергий Казаков, настоятель храма Рождества Богородицы села Анискино в Щелковском районе Московской области, духовник и заведующий Анискинского отделения Православной классической гимназии «Ковчег», сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы так идем по биографии отца Сергия. Как я понимаю, подходим уже к тому моменту, когда появляется тема гимназии. 

Прот. Сергий Казаков 

— Еще не появляется. 

К. Мацан 

— Но скоро появится. 

Прот. Сергий Казаков 

— Появится тема храма. Я веду к тому, чтобы ответить на вопрос, как ваши родители отнеслись к тому, что вы крестились, обратились к Богу. Так вот, началась моя эта жизнь. Я совмещал работу, был псаломщиком в некоторых московских храмах. Потом под Москвой. И, в конце концов, я пришел в храм в Балашихе, в храм Рождества Богородицы. Мне посоветовал этот мой знакомый туда обратиться — там нужен псаломщик, сторож, дворник… Меня там не хотели брать, потому что с высшим образованием и так далее. 

А. Митрофанова 

— А вы готовы были пойти в дворники, в печники? 

Прот. Сергий Казаков 

— Я готов был всё бросить, лишь бы жить с Богом. 

А. Митрофанова 

— А жена как на это смотрела? 

Прот. Сергий Казаков 

— Она смотрела-смотрела, как я туда-сюда. И она сначала не возражала. Я готов был всё бросить. Меня там не хотели брать, потому что сказали, что нам это подходит, у нас будут проблемы. В общем, мне сказали: «Принесите справку по совместительству на работу в церкви». Они знали, что это невозможно. Но я поверил: мне в церкви говорят. Я работал инженером, а потом окончил медицинское училище. Мне очень хотелось работать — помогать людям конкретным. И я уже работал медбратом. Все крутили у виска пальцем — как это можно со 180 рублей уйти на 80?  

А. Митрофанова 

— 180 рублей — это была отличная зарплата в то время. А 80 рублей… 

Прот. Сергий Казаков 

— И я говорил, чтобы у меня была возможность пойти в храм работать. И вот я пришел за справкой о совместительстве. Тогда инженерам и врачам не давали справку на совместительство, а только давали младшему персоналу и медсестрам. И я пришел, ничтоже сумняшеся, в отдел кадров Первого медицинского и говорю: «Дайте мне справку в церковь».  Мне говорят: «Ты что? Ты думаешь вообще?» — «Но вам не всё ли равно? Напишите справку». И пошел ее подписывать к заместителю проректора. Как раз проректор был в отпуске последний день, а его замещала заместитель по хозяйственной части, такая Наталья Сергеевна. И я к ней прихожу в 16.45. 

А. Митрофанова 

— А она в 17 заканчивает. 

Прот. Сергий Казаков 

— Да. Меня уже все знали, она говорит: «А, Сергей Евгеньевич, вам подписать справку по совместительству?» — «Да». — «Вы сейчас уже медбрат, можно». Она смотрит: куда справка. И в этот момент забегает завхоз и кричит: «Наталья Сергеевна! Там прорвало на 6-м этаже трубу, а сантехники уже переоделись, не хотят меня слушать. Хотят уходить». И она, не глядя, подмахнула мне эту справку и побежала. 

А. Митрофанова 

— Господь — великий режиссер.  

Прот. Сергий Казаков 

— И я пришел туда и стал трудиться там псаломщиком, читал на клиросе, всё-всё… Очень трудно было. И мне очень помогала молитва священника, уже покойного протоиерея, отца Иоанна Мухина. Я к нему прихожу и говорю: «Что такое? Я был студентом, я спокойно поднимал метлу, подрабатывал, метлой махал. Здесь мне эта метла, как два пуда. Мне очень трудно. Бабки какие-то бегут на меня, грязной тряпкой половой замахиваются. Что здесь творится?» Он говорит: «А здесь — передовая. Любой твой взмах этой метлой, любая твоя молитва приближает тебя к спасению и всех твоих родственников, за кого ты молишься. А бес сидит на этой метле — мешает. Так же и эти бабушки тоже. Бес хочет, чтобы ты ушел отсюда. Никогда не уходи от храма. Здесь свет, а там — темно». У меня потом были моменты, когда я хотел уйти из храма — буду просто простым прихожанином. И мне священники всегда говорили: «Никогда не уходи, будь здесь, что бы ни было». И вот я работал там, помогал. А потом жене это надоело. (Но там я тоже получал какие-то деньги.) Она говорит: «Мне надоело. Ты здесь служишь 8 суток в месяц, ты работаешь медбратом, а еще через два дня на третий ты работаешь там. Ты дома не появляешься. Уходи, я так не могу». И я пришел к отцу Онуфрию, он говорит: «Ради смирения с женой надо уйти». Я ушел. Куда? Жена говорит: «Иди работать, где мой отец работал — на ЗИЛ». Я прихожу на ЗИЛ, говорю, что я инженер, всё могу. И мне там говорят: «Вы знаете, мы сейчас не можем вас взять инженером». Не взяли. И я пошел, куда глаза глядят, пошел к «Иверской» иконе. Потом пошел к секретарю епархии, тоже уже покойному, архиепископу Григорию, а тогда он был архимандрит. И он меня направил: «Иди псаломщиком в Солнечногорск, в Спасский храм». И я пошел туда. И был там псаломщиком полгода, пока меня архимандрит Василий Капалин, тоже уже покойный, настоятель этого храма, не направил: «Иди помолись за меня отцу Иоанну (Крестьянкину), — старец такой был в Псково-Печерской Лавре, — потому что у меня плохо что-то получается, это мой духовник, поезжай в Псков». Я говорю: «А как ехать?» — «Ну, вот прямо сейчас и поезжай после службы». Я взял свой портфельчик, приезжаю на Ленинградский вокзал, становлюсь в очередь за билетом. Меня благословил священник, надо выполнять. Становлюсь в очередь за билетом, подходит тут же ко мне девушка, говорит: «Вам не нужен билет на отходящий поезд? Через 10 минут отходит поезд на Псков». Я говорю: «Нужен». Благословили — поехал. Приехал туда к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь, говорю: «Мне к нему надо». Не пускают. Я говорю: «Мне очень надо, у меня благословение». — «Ну, ладно. Подождите здесь на стульчике». Вдруг выбегает — знаете, это тоже на всю жизнь память, — именно выбегает этот отец Иоанн (Крестьянкин). Прибегает, видит меня, обнимает меня, целует и говорит: «Ты нам нужен!» Я говорю: «Кому — нам?» — «Церкви. Ты будешь священником». Я говорю: «Да вот я приехал, мне отец Василий сказал…» — «Нет-нет, отец Василий это отец Василий. Ты будешь священником. Только сам ничего не делай — Бог тебя сам приведет». И убежал.  

А. Митрофанова 

— Прекрасно. 

Прот. Сергий Казаков 

— Благословил и убежал. И я в таком состоянии еду. Он дал мне наставление священнику —  епископа Льва Болгарского. Я обратно в автобусе ехал, читал это, плакал, как будто с Богом общался. Приехал и, конечно, к этому отцу Василию, говорю, что «раз меня благословили, то надо поступать в семинарию». Я, конечно, не поступил… 

А. Митрофанова 

— Вам же сказали: ничего не делать самостоятельно. 

Прот. Сергий Казаков 

— Да, а я стал делать. И вот, не поступил. Приезжаю опять на приход, это было уже в сентябре. Бабушки такие были, они меня всю жизнь любили и сейчас любят, но уже по-другому, которые на приходе. И вот они дают мне такую справочку, что уже две недели назад он уволен по сокращению штатов, пособие ему выплачено. Всё. Езжай, куда хочешь. Приезжаю домой. А жена была в деревне. Нет, это было в августе, не в сентябре. И в августе звоню жене, а жена была с дочкой в деревне у родителей. И звоню ей, а она говорит: «Ты поступил?» — «Нет». — «Ты без меня, без моего благословения поступал. Всё, я от тебя ухожу». И вот я приезжаю домой, а она оставила квартиру, в которой мы жили, и уехала в квартиру к родителям, и забрала дочку. И вот я сижу. Вдруг звонок: молчание в трубке. Я думаю: так молчать может только моя мама. И она мне говорит: «Ты для смирения с Наташей должен пойти, как она хотела, работать на ЗИЛ». Я говорю: «Не дождешься». Кладу трубку и еду к «Иверской». Еду к «Иверской» иконе и перед ней изливаю всё свое состояние: в семинарию не поступил, жена ушла, работы нет. Что делать? Помолился и иду, куда глаза глядят. Еду в метро, выхожу на «Проспекте Маркса» тогда еще, около гостиницы «Националь». А это было 7 октября, как раз тоже перед преподобным Сергием. И смотрю, стоит какой-то человек, одетый в черный костюм, как семинарский, с длинными волосами, в скуфье, с портфельчиком, оглядывается. Я подхожу сразу: «Батюшка, благословите. Что вы ищете?» — «Я ищу, где тут у вас ГУМ и ЦУМ». И с таким акцентом уральским — духовник епархии Ижевской, в Предуралье. Мы с ним разговорились. Это был выходной день — день Конституции. И ничего не работало, тогда не работало. И мы поехали к нам, я говорю: «У меня квартира, жена ушла. Есть, где переночевать в Москве». И на следующий день мы с ним поехали в Троице-Сергиеву Лавру, как раз в день преподобного Сергия. И он говорит: «Да нужна тебе эта жена? Иди, я тебя постригу в монашество, и будем вместе служить Богу». Потом он уехал, оставил мне свой адрес. И я, не зная, что делать, иду все-таки к священнику, тоже отцу Сергию, и говорю: «Что делать?» Он говорит: «Ты не спеши, ты молись. А сейчас постарайся сделать вот что». Я опять пошел в тот же отдел кадров ЗИЛа, где меня тут же взяли — этот же человек, который полгода назад не взял. Туда, куда я хотел: в соседний цех, где работал мой тесть 43 года. И только сказали: «Надо через бюро по трудоустройству». Потому что нельзя было (это было время андроповское) больше двух переходов с одной работы на другую в течение года, надо было через бюро по трудоустройству. Я иду в бюро по трудоустройству: «Да, ищут человека. Но вы учтите, надо проработать не меньше года». И я пошел на ЗИЛ работать. Молился. Там все эти ребята меня обзывали «богомол наш». Я говорил, что не достоин так называться. Они в домино играли в перерыве, а я читал Евангелие. Напротив был Даниловский монастырь, и я молился, читал Евангелие. И вот такая жизнь была почти год.  

К. Мацан 

— Мы продолжим эту беседу после небольшой паузы. Я напомню: сегодня с нами и с вами в «Светлом вечере» протоиерей Сергий Казаков, настоятель храма Рождества Богородицы села Анискино в Щелковском районе Московской области, и духовник и заведующий Анискинского отделения Православной классической гимназии «Ковчег». Гимназии, которой сегодня требуется наша помощь, дорогие друзья. Причем на какие-то совершенно первичные нужды по обеспечению работы гимназии — это оплата коммунальных счетов, расходы на транспорт, продукты для учеников гимназии, не говоря уже о более фундаментальных вещах, как учебное оборудование, чтобы учебный процесс шел. Можете помочь уже прямо сейчас во время нашего разговора: можно отправить СМС на короткий номер 7715 со словом «Друзья» и суммой перевода. Например: «7715 Друзья 500». Почему «Друзья»? — потому что помощью гимназии «Ковчег» занимается фонд «Мои друзья», дружественный с радио «Вера» фонд. И на сайте этого фонда www.my-friends.ru тоже можно совершить пожертвование. И, конечно, вся информация о том, где и как можно гимназию «Ковчег» поддержать, есть на нашем сайте www.radiovera.ru. В студии Алла Митрофанова и я —  Константин Мацан. Не переключайтесь. 

 
А. Митрофанова 

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Константин Мацан и я, Алла Митрофанова. И напоминаю, что в гостях у нас сегодня протоиерей Сергий Казаков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Анискино в Щелковском районе Московской области, заведующий и духовник Анискинского отделения Православной классической гимназии «Ковчег». Костя уже дважды в эфире называл реквизиты — короткий номер для СМС, по которому можно поддержать эту гимназию замечательную. Бывает такое, что подобное, скажем, официальным языком, образовательное учреждение, а на самом деле места, где детям очень хорошо, они нуждаются в помощи, потому что содержатся на средства прихожан. А этих средств порой не хватает даже на то, чтобы даже сам храм достойным образом содержать. Для гимназии «Ковчег» наша помощь очень нужна. Короткий номер для СМС-перевода, по которому уже сейчас можно поддержать эту гимназию: 7715. В содержании СМС нужно написать слово «Друзья» и через пробел указать любую сумму пожертвования. 7715 — это короткий номер для СМС, и в содержании сообщения слово «Друзья» и через пробел любая сумма. Огромное спасибо тем, кто поддержит эту гимназию, потому что отец Сергий нам рассказывает нам о том, как в его жизни возникла эта идея — стать священником и учредить вот такую гимназию. Очевидно, что это всё не из головы взятые вещи, а если снять сценарий по тем историям, о которых отец Сергий в эфире нам уже рассказал, мне кажется, получится такой настоящий экшен или даже блокбастер. Удивительно это всё интересно: каким образом Господь Бог может в жизни человека проявляться, когда человек Ему такую возможность дает. Отец Сергий, каким образом возник «Ковчег»? 

Прот. Сергий Казаков 

— К нему я еще не «доехал». Так вот. Этот блокбастер продолжался в моей жизни и привел в конце концов к «Ковчегу», в котором мы все с нашими детьми, надеемся, можем спастись, сделаем для этого всё возможное. В этом житейском море. И, в конце концов, я не выдержал такой жизни, хотя и молился, и всё… 

К. Мацан 

— Жизни на заводе, когда работали на ЗИЛе? 

Прот. Сергий Казаков 

— Да. Я работал на ЗИЛе, даже там была такая поговорка: руки в масле, морда в мыле — мы работаем на ЗИЛе. Так вот, в конце концов, я не выдержал, написал телеграмму священнику, отцу Ювеналию, тоже покойному уже — архимандрит Ювеналий (Рожин). Он был игумен. Я ему написал: «Батюшка, сил моих нет больше так жить. Возьми меня к себе Богу служить». Это было в июне-месяце 1987-го года. И я забыл об этом. Ну, продолжается жизнь. Я уже проработал 11 месяцев, мне дают отпуск. В этом отпуске деньги все уже кончились, уже конец отпуска. И я поехал подрабатывать на машине. Как сейчас говорят, «бомбить». Тогда многие инженеры так делали. И вот, приезжаю, вдруг супруга мне протягивает телеграмму: «Тебе телеграмма пришла». Читаю: «Приезжай, пока владыка здесь». А я знаю, что она хотела, чтобы я работал на ЗИЛе. И я так смотрю на нее, говорю: «И что делать?» Она говорит: «Раз зовут, езжай». И я поехал. Опять тот же самый случай: беру билет на поезд, а он приходит уже вечером в Ижевск. Я приехал на вокзал за час, наверное, до отхода поезда. И вдруг вижу, что есть билет на поезд более ранний, который приходит раньше. А у меня денег-то уже не было. Я немножко на машине заработал, оставил жене деньги, уже не помню, 12-13 рублей на билет потратил. И у меня еще оставалось еще несколько рублей. И я бегу, сдаю тот билет, покупаю этот, доплачиваю еще. У меня в кармане рубль двадцать, как сейчас помню. И бегу, а поезд уже отходит. Я бегу бегом, в последний вагон сажусь и бегу до своего вагона. Бегу по переходам между вагонами. И вот такой момент. Я в этом переходе, там заходят друг на друга платформы, по которым можно перейти, а слева и справа дырочки. И поезд качнуло, у меня в левой руке билет, в правой руке у меня портфель. И я, чтобы не упасть, выпускаю билет… 

А. Митрофанова 

— И он улетает? 

Прот. Сергий Казаков 

— Оборачиваюсь и смотрю, что билет планирует в эту дырку. А у меня в кармане рубль двадцать, на ближайшей станции меня высадят — кончилась моя поездка к Богу. И я как заору: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» И он спланировал на две эти… Я его схватил. И не помню, как доехал до Ижевска. Доехал, спрашиваю: «Где тут у вас церковь?» — «ЦСКА?» Я говорю: «Что такое ЦСКА?» — «Церковно-спортивный комплекс — там построили на кладбище ледовый дворец, а рядом примостилась какая-то церковь». В общем, там меня принял этот игумен, дал денег на переезд. Конечно, дочка училась в школе в Москве. Я приехал туда, как раз тоже на преподобного Сергия это всё было, когда меня… Я проработал ровно год, уволился, как сказали, ровно через год день в день. Уволился, поехал туда. Там псаломщиком был 9 месяцев ровно, пока меня не рукоположили. Там тоже целая история была. Мне сказали: «Привези жену, чтобы ты не убежал. У тебя квартира в Москве». Я опять даю телеграмму жене. Она приезжает из деревни, я еду в Москву. Полтора часа между поездами. Ее привозит ее отец, и мои родители, чтобы повидаться со мной, приезжают. Я опять уезжаю с Казанского вокзала в Ижевск. Нам дают комнатку, и два месяца… А я ей сказал: «Ну, недельку-две, меня рукоположат». Проходит месяц, второй идет, перед Преображением она мне говорит: «Ну, ты понял, что Бог тебя не избрал? Вот ты уже здесь 9 месяцев. Я здесь вместо двух недель уже полтора месяца». Нам дали комнатку внизу, а сверху жил священник, его матушка, трое детей. Мой друг, тоже уже покойный, протоиерей Игорь Зорин. Так вот, и жена к той матушке обращается: «Вот видишь, не избрал тебя Господь. Тебя не рукополагают». Я говорю: «Да, я понял. Я смирился, иду сейчас на Всенощную, отказываюсь. И еду на вокзал, беру билет, и завтра уезжаем после Литургии в Москву». А я был псаломщиком, помогал. Уже и алтарником был в этом храме, в Троицком соборе города Ижевска. И только я зашел в алтарь, служба сейчас начинается, мне мой сосед отец Игорь говорит: «Где ты шляешься? Тебя обыскались староста с казначеем». Я иду в канцелярию, там меня на пороге встречают староста и казначей: «Вот тебе командировочное удостоверение. Езжай в Казань, завтра тебя рукополагают». Видите, человек смирился, а Бог всё дал. И вот меня рукоположили. Там был в то время один архиерей — Казанский, Йошкар-Олинский и Ижевский. И вот я ехал в Казань, на следующий день меня рукоположили в храме Николая Чудотворца. Меня рукоположили в диаконы. 

К. Мацан 

— Неслучайно имя Николая Чудотворца сегодня, в день памяти святителя прозвучало. 
Прот. Сергий Казаков 

— И я приехал в Ижевск, и там служил диаконом. Это был 1988-й год, как раз начало восстановления всех храмов. 1000-летие Крещения Руси, начали восстанавливаться храмы. Но еще совсем еле-еле. И в Ижевске я прослужил полтора года. Это было на Преображение, на Преображение меня рукоположили. То есть преображение всего человека. Я потом 43 дня подряд служил, я почувствовал, как Господь преображает. Диакон, священник, когда служит, он причащается, то есть сам Господь начинает жить в человеке. Я до сих пор говорю это всем прихожанам, детям: как можно чаще надо причащаться, чтобы Сам Господь в нас жил. И вот проходит какое-то время. И организовалась отдельная епархия — Ижевская. И пришел новый архиерей, тоже покойный уже, епископ Палладий (Шиман). И он меня посылал все время в Москву: «У тебя квартира в Москве. Давай, езжай». Жена тоже приезжала, как жена декабриста, приезжала с дочкой. Дочь училась в Москве и часто приезжала. Продуктов тогда не было в то время, они приезжали из Москвы, продукты привозили. И он меня все время посылал в Москву: привози в новообразованную епархию утварь, всё нужное оборудование, всё... И вот я в Москве заваливал всю квартиру всем этим, потом на поезде всё это привозил. Даже один раз на меня проводница настучала. Пришел милиционер. А у меня накладные были, что я не спекулирую, я привожу для епархии. И вот в один из этих приездов, меня уже все знали в Москве, потому что я диакон, служил. Я жил 2 недели в Москве, 2 недели там. И вот прихожу как-то в храм «Троеручицы». Кстати, мы сейчас построили храм в честь «Троеручицы». «Троеручица» вместе с «Иверской» иконой — две мои самые такие иконы, которым я всегда молился. Прихожу я в храм иконы «Троеручицы» в Москве на Таганке, храм Успения в Гончарах, там чудотворная икона «Троеручицы». И я туда пришел служить, это болгарское подворье, праздник болгарский — Кирилла и Мефодия. Я пришел туда отслужить, попросился. Они меня там тоже знали, я часто там бывал. И как раз служил владыка, покойный Григорий. Он как раз, когда меня направляли служить в храм в Солнечногорск, он был секретарем епархии. И он меня увидел: «О, старый знакомый. Где ты сейчас?» — «В Ижевске диаконом». — «А чего, не хочешь к нам? Сейчас храмы начали восстанавливаться. Напиши прошение владыке, что ты ничего не хочешь, не желаешь. Попылится, годика два пройдет и, может быть, владыка и вспомнит, может, тебя изберут обратно в Москву». И я написал прошение, что у меня все здесь, в Москве: тесть, теща, отец с матерью и дочка. И положил. И ни о чем не думая, поехал обратно в Ижевск.  
Приезжаю, вызывает владыка Палладий через неделю или две. И говорит: «Отец Сергий, ты чего? Ты чего натворил? Хотят тебя забрать туда, где и так всего полно. А у меня овца единственная, которая мне в Москве помогает». Я бросаюсь к нему в ноги и говорю: «Что случилось, владыка?» — «Вот, пришел тебе вызов в Москву». А супруга была там. «Нет, — говорит, — не отпущу». Приезжаю домой и говорю: «Мне вызов пришел, а владыка меня не отпускает». Она как заплачет: «Как же так, это моя мечта. Где родился, там и сгодился. Вернуться обратно в Москву из этой глуши. Поедем к владыке». Бросилась к нему в ноги, плачет. Он говорит: «И слезы матушки меня не тронут». И всё. Матушка озверела так по-хорошему и говорит: «А я Николаю Угоднику буду хоть полжизни читать акафист, но он нас отпустит». И вот она читает акафист Николаю Чудотворцу, а я молюсь «Троеручице» — Матери Божией. Проходит два месяца, в августе меня вызывает владыка и говорит: «Отец Сергий, ты знаешь, я подумал: за одного битого трех небитых дают. Вот если ты из Москвы привезешь таких же, как ты, с высшим образованием троих, то я тебя отпущу». Я молюсь «Троеручице», матушка читает акафист Николаю Чудотворцу. И до Николая Угодника зимнего, до 19 декабря, которое у нас сегодня этот праздник, я привез ему из Москвы троих с высшим образованием. Но там был нюанс. У одного было высшее образование, у другого не было высшего образования, но зато у третьего была два высших образования. Все варианты были. И накануне Николая Чудотворца, 18 декабря, я прихожу на Всенощную. А секретарь епархии говорит: «Отец Сергий, владыка тебя отпустил». 

 
К. Мацан 
— Протоиерей Сергий Казаков, настоятель храма Рождества Богородицы села Анискино, это Щелковский район Московской области, духовник и заведующий Анискинского отделения Православной классической гимназии «Ковчег», сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».  

Прот. Сергий Казаков 

— И вот я как заору на весь храм, а еще нет Всенощной: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» — стал петь. Бабушки там все в шоке. И мы уезжаем с матушкой, она жила со мной уже. Уезжаю в Москву и подаю прошение в Московскую епархию областную. И все никак меня не рукополагают. На службы хожу. И молюсь блаженной Ксении — ездил в Петербург, ей молился. И вот, наконец, уже после Крещения, 28 января, был воскресный день, меня рукополагают в священника. И во время рукоположения я так заплакал, и владыка Ювеналий говорит: «Несите набедренник». То есть меня рукоположили сразу с первой наградой. А потом, через несколько месяцев, дали сразу камилавку. И я пришел в храм служить уже как священник, прохожу практику. И 6 февраля, как раз на блаженную Ксению, я отслужил, и меня вызывают в епархиальное управление. И говорят: «Отец Сергий, ты назначаешься настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Анискино Щелковского района Московской области». Я спрашиваю: «А где это?» Они мне говорят: «Ты знаешь, отец, где-то в Московской области. Езжай, найдешь». Вот с таким благословением я приехал. Груда развалин. Как раз на Иоанна Златоуста, 9 февраля. Груда развалин, три бабушки. Темнота, ветер и я. Окропил весь храм. Никто даже не простудился. И что делать? Непонятно, что делать. 

А. Митрофанова 

— А это какой год? 

Прот. Сергий Казаков 

— Это был уже 1990-й год, февраль 1990-го года. И вот за 4 года, на сайте я передал фотографии, можно посмотреть: 1990-й год — груда развалин. И уже в 1994-м году храм вчерне был восстановлен внешне. И даже один священник, которому я показывал фотографию, говорил: «Мы плакали все время, что у нас такой храм». Это был второй храм в Московской области, который начал восстанавливаться. До этого он принадлежал к числу храмов, которые невозможно было восстановить. Так было в Бюро по охране памятников написано, что невозможно. 

К. Мацан 

— Не подлежит восстановлению. 

Прот. Сергий Казаков 

— Да, не подлежит восстановлению. А там рядом находится санаторий имени Горького, который тогда был санаторием 4-го Управления, где отдыхал наш владыка Ювеналий. И он ходил, смотрел. Он потом рассказывал, он приезжает к нам каждые 5 лет в годовщину. И говорит: «Я зашел туда, когда отдыхал в санатории. Смотрю: грязь, мусор, в туалет ходят здесь. Какой-то небритый мужик из горла пьет водку». То есть осквернено было всё. Там были в том числе и сотрудники этого санатория, где был владыка. Они хотели восстановить этот храм и к нему обратились. Он долго думал, и потом наконец согласился. Это было осенью 1989-го года. И как раз в 1990-м году послал туда меня на послушание. И вот мы восстановили гимназию. Храм начал восстанавливаться из ничего — как Господь из ничего, всё восстанавливали. Появился приход, всё появилось постепенно. Началось постепенно, с трудом. Люди стали преображаться. Мы знаем, что в 90-х годах происходило в нашей стране. И вот в середине 90-х годов, в 1995-1996-м, нас вызвали. Тогда было всего 6 храмов в Щелковском районе, настоятелей вызвали в администрацию, и там заместитель начальника МВД Щелковского района сказал: «Не знаем, что делать. Не можем справиться, такое творится, особенно с детьми. Наркотики… Хоть вы помолитесь, сделайте что-то». И тогда возникла идея создать гимназию, чтобы защитить людей. Стали они жить совсем по-другому. Чтобы защитить их таким образом, вернее, вырастить у них духовные мускулы, чтобы они смогли не поддаться вот этим развращающему влиянию окружающего мира. 

А. Митрофанова 

— Когда вы начали заниматься, в середине 90-х? 

Прот. Сергий Казаков 

— В 1996-м году я поехал на Афон. Там есть скит святой праведной Анны, где молятся все о том, чтобы дети были. И там есть такой священник, старец Янис, к которому все приходят и получают его благословение. Я к нему прихожу и говорю, вдруг неожиданно для себя: «А сколько у меня будет детей? А дети у меня еще будут?» А мне уже было 48 лет, матушке 47. Уже вроде невозможно. И он мне вдруг говорит: «Будут: 3, 5. Нет, 10. Нет, еще больше». Я думаю: «Ну, чудит старец». И уехал. Через год посмотрели мы, сколько у нас родилось за год только младенцев на приходе — 18. И возникла идея создать православную гимназию. И мы начали. Сначала один класс был, потом два, три… Мой сын учился в третьем классе. И вот теперь уже гимназия существует больше 20 лет. И у нас уже было 8 выпусков. Становятся все они православными людьми. В том числе и мой сын с невесткой работают, он священник тоже, иерей Иоанн Казаков. Он завуч у нас там. Работают. Приходят преподаватели — уже наши выпускники. И основы православного мировоззрения, основы православной веры преподаются. Церковнославянский язык. Они живут в этом, постоянно причащаются, каждый большой праздник. Мы их наставляем, живем одной прекрасной жизнью. И кружки всякие, побеждают на разных конкурсах. Военно-патриотическое воспитание. Конечно, мир берет свое, но тем не менее мы всё пытаемся. Многие гимназии православные Московской области, я был недавно на совещании, они говорят: «А у нас благодетель, нам ничего не надо». Сейчас уменьшается содержание гимназий, то есть мы получаем только на оплату преподавателей какую-то мзду.  

А. Митрофанова 

— А государственных денег у вас нет? 

Прот. Сергий Казаков 

— Нет, дают. Но муниципальным дают в полном объеме. А здание гимназии принадлежит приходу. Поэтому приход является учредителем, юридическое лицо приход является учредителем гимназии, одним из учредителей гимназии, которая состоит из пяти отделений. И вот одно из отделений, Анискинское, в этом отделении я заведующий, духовник. И мы всё делаем, но у нас, в основном, храм содержит гимназию. То есть только часть оплаты труда преподавателей, мы получаем на образование, на образовательный процесс. А здание-то то наше, сейчас у нас коммунальные платежи... Всё буквально: оборудование, питание. Питание нам дают только для малообеспеченных. И всё-всё это идет за счет храма, за счет пожертвований прихожан. И поэтому всё это очень-очень трудно. А сейчас достигло такого состояния, когда совершенно нету этой возможности, потому что всё идет по непонятной вещи. А благодетели, которые были, они сейчас уже говорят: «Мы не можем. У нас у самих дела не очень». То есть их практически нету. 

К. Мацан 

— Неслучайно наш разговор сегодняшний состоялся именно 19 декабря, в день памяти Святителя Николая… 

А. Митрофанова 

— Одного из самых милостивых.  

К. Мацан 

— Можно вспомнить его житие: предание, как он тайно помогал трем девицам мешочками золота, чтобы избежать их худшей участи. И вот сегодня, наверное, в этом смысле у нас у каждого есть возможность каким-то поступком уподобиться Святому Николаю. 

А. Митрофанова 

— Еще грядет Новый год и Рождество Христово. Мы же понимаем, что Санта-Клаус это одна из производных того самого прекрасного образа Святителя Николая. 

К. Мацан 

— Но в отличие от Святителя, нам не нужно ни к какому дому тайно пробираться ночью, подкидывать этот мешочек в окошко. 

А. Митрофанова 

— Можно подарок сделать очень легко. 

К. Мацан 

— На короткий номер 7715 отправить СМС со словом «Друзья», пробел, сумма перевода. Например: «7715 Друзья 500». И это пожертвование пойдет на помощь Православной гимназии «Ковчег», причем помощь, которая будет касаться самых фундаментальных, важных элементарных нужд, таких, как оплата еды для учеников, коммунальные расходы. 

Прот. Сергий Казаков 

— Ну, еда-то ладно, на это мы как-то находим. Мы надеемся, что после января станет полегче, может, полегче станет. А сейчас момент у нас получился такой, и мы поэтому обратились. Конечно, мы молимся и надеемся на милость Божию. Господь нас не оставит. 

А. Митрофанова 

— Я не сомневаюсь, что так и будет. Единственное, что важно здесь помнить: у Бога нет других рук, кроме наших. Поэтому, чтобы вам помочь, может быть, этот эфир чем-то поспособствует в поиске средств. Это было бы замечательно. 

К. Мацан 

— Поэтому 7715, слово «Друзья», пробел и сумма перевода. Почему «друзья» — потому что пожертвование совершается через фонд «Мои друзья», дружественный с радио «Вера» фонд. Поэтому на сайте этого фонда www.my-friends.ru тоже можно найти информацию о способах перевода помощи для гимназии «Ковчег». И, конечно, вся информация есть на сайте радио «Вера» www.radiovera.ru, куда мы вас тоже приглашаем. Напомню, что сегодня с нами и с вами в «Светлом вечере» был протоиерей Сергий Казаков, настоятель храма Рождества Богородицы села Анискино, это Щелковский район Московской области, духовник и заведующий Анискинского отделения Православной классической гимназии «Ковчег». Спасибо огромное за этот очень увлекательный, вправду блокбастерский разговор, с точки зрения его сюжетных поворотов и интриги. В студии была Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. До свидания. 

А. Митрофанова 

— До свидания. 

Прот. Сергий Казаков 

— Призываю на всех жертвователей Божие благословение. И будем молиться за них всех. И я надеюсь, что Господь нас не оставит и дальше. Вся моя жизнь была цепочкой чудес. Надеюсь, может быть, когда-то это удастся описать, а может быть, даже снять фильм. 

К. Мацан 

— Спасибо большое. До свидания. 

А. Митрофанова 

— Спасибо.  

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Голоса Времени
Голоса Времени
Через годы и расстояния звучат голоса давно ушедших людей и почти наших современников. Они рассказывают нам о том, что видели, что пережили. О ежедневных делах и сокровенных мыслях. Программа, как машина времени, переносит нас в прошлое и позволяет стать свидетелями того времени, о котором идёт речь.
Закладка Павла Крючкова
Закладка Павла Крючкова
Заместитель главного редактора журнала «Новый мир» Павел Крючков представляет свои неформальные размышления о знаковых творениях в современной литературе. В программе звучат уникальные записи — редкие голоса авторов.
Встречаем праздник
Встречаем праздник
Рождество, Крещение, Пасха… Как в Церкви появились эти и другие праздники, почему они отмечаются именно в этот день? В преддверии торжественных дат православного календаря программа «Встречаем праздник» рассказывает множество интересных фактах об этих датах.
Радио ВЕРА из России на Кипре
Радио ВЕРА из России на Кипре
По благословению митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) в эфире радио Лимассольской митрополии начали выходить программы Радио ВЕРА. Популярные у российского слушателя программы переводятся на греческий язык и озвучиваются в студии Радио ВЕРА: «Православный календарь», «Евангелие день за днем», «Мудрость святой Руси», «ПроСтранствия», «Частное мнение» и другие.

Также рекомендуем