
Украшением города Переславля сегодня остаётся его старая часть с церковью Сергия Радонежского, зданием приюта, двухэтажным особнячком с верандой на Советской улице. В 19-ом веке особнячок принадлежал городскому голове Переславля Леониду Павлову. И приют, и церковь, и многое другое — это результат христианского отношения Леонида Сергеевича к людям. И его бескорыстного, доброго сердца.
Леонид родился в семье владельца красильной фабрики Сергея Павлова. В люди Павлов-старший выбился из рабочих, стал мастером, а потом и хозяином предприятия. Сына Лёню он мечтал видеть образованным человеком — юноша учился в Московском университете. Вернувшись в Переславль, Леонид продолжил семейный бизнес. Но кроме дел фабричных, много занимался общественной работой и благотворительностью. То, что богатством, даже если оно заработано тяжёлым каждодневным трудом, нужно делиться с бедными, Леонид усвоил с детства. Отец растил его порядочным, сострадательным человеком.
И сын с 1894-ого года стал попечителем народного училища. А через три года вошёл в попечительский совет женской гимназии. Эти должности требовали от Павлова погружения в дела учебных заведений и постоянной материальной их поддержки. В последний год 19-ого века Леонида Сергеевича избрали городским головой Переславля. Несмотря на огромную занятость он стал уделять ещё больше времени благотворительности. Помогал школам и училищам, вошёл в Комитет Общества Красного Креста и самое главное — начал опекать детей-сирот. Снял для них дом и устроил в нём приют, а в 1900-ом году построил здание с домовой церковью для пятидесяти ребятишек. За это доброе деяние императрица Мария Фёдоровна наградила благотворителя своим портретом с собственноручной подписью.
В 1906-ом году Павлов, много времени проводивший в Москве, попросил переславцев больше не выбирать его городским головой. Депутаты местной Думы были огорчены этим до предела и написали Павлову трогательное письмо с просьбой не покидать их. В послании были такие слова: «Смутные слухи о Вашем отказе от общественной службы ходили по городу. Верить не хотелось. Живые люди теперь нужны нам, а не бездушные формалисты, нам нужны люди, хоть иногда забывающие личные интересы и свято чтущие интересы общества». Леонид Сергеевич не мог отказать тем, кто так на него рассчитывал, и остался на службе.
Он продолжал помогать родному городу, не жалея сил и времени. И это несмотря на то, что с 1907-ого года был избран депутатом Государственной Думы. Леонид Сергеевич стал старостой Преображенского собора, взял на себя содержание хора певчих. Пожертвовал огромную сумму на реставрацию храма Владимирской Божьей Матери. А при тюрьме возвёл храм Сергия Радонежского.
Заботясь о безопасности переславцев, Павлов купил и подарил городу пожарную машину, оснащённую по последнему слову техники, и содержал её на свой счёт. Тратил личные средства на мощение улиц, на их освещение. Леонид Сергеевич ни разу не получил положенного ему жалования, всё до копейки он отдавал на нужды людей. Неудивительно поэтому, что в 1909-ом году Павлову присвоили звание Почётного гражданина Переславля.
В январе 17-ого года Леонид Сергеевич скончался. Возвращался из поездки в Варшаву и умер в дороге. Переславль сохранил имя благотворителя, человека с широкой душой, ставшего отцом города. И благодарные переславцы в грозном 1918-ом году не позволили большевикам отобрать дом у семьи Павлова и устроить в нём Совет рабочих и солдатских депутатов, а дружно встали на его защиту.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер