
Украшением города Переславля сегодня остаётся его старая часть с церковью Сергия Радонежского, зданием приюта, двухэтажным особнячком с верандой на Советской улице. В 19-ом веке особнячок принадлежал городскому голове Переславля Леониду Павлову. И приют, и церковь, и многое другое — это результат христианского отношения Леонида Сергеевича к людям. И его бескорыстного, доброго сердца.
Леонид родился в семье владельца красильной фабрики Сергея Павлова. В люди Павлов-старший выбился из рабочих, стал мастером, а потом и хозяином предприятия. Сына Лёню он мечтал видеть образованным человеком — юноша учился в Московском университете. Вернувшись в Переславль, Леонид продолжил семейный бизнес. Но кроме дел фабричных, много занимался общественной работой и благотворительностью. То, что богатством, даже если оно заработано тяжёлым каждодневным трудом, нужно делиться с бедными, Леонид усвоил с детства. Отец растил его порядочным, сострадательным человеком.
И сын с 1894-ого года стал попечителем народного училища. А через три года вошёл в попечительский совет женской гимназии. Эти должности требовали от Павлова погружения в дела учебных заведений и постоянной материальной их поддержки. В последний год 19-ого века Леонида Сергеевича избрали городским головой Переславля. Несмотря на огромную занятость он стал уделять ещё больше времени благотворительности. Помогал школам и училищам, вошёл в Комитет Общества Красного Креста и самое главное — начал опекать детей-сирот. Снял для них дом и устроил в нём приют, а в 1900-ом году построил здание с домовой церковью для пятидесяти ребятишек. За это доброе деяние императрица Мария Фёдоровна наградила благотворителя своим портретом с собственноручной подписью.
В 1906-ом году Павлов, много времени проводивший в Москве, попросил переславцев больше не выбирать его городским головой. Депутаты местной Думы были огорчены этим до предела и написали Павлову трогательное письмо с просьбой не покидать их. В послании были такие слова: «Смутные слухи о Вашем отказе от общественной службы ходили по городу. Верить не хотелось. Живые люди теперь нужны нам, а не бездушные формалисты, нам нужны люди, хоть иногда забывающие личные интересы и свято чтущие интересы общества». Леонид Сергеевич не мог отказать тем, кто так на него рассчитывал, и остался на службе.
Он продолжал помогать родному городу, не жалея сил и времени. И это несмотря на то, что с 1907-ого года был избран депутатом Государственной Думы. Леонид Сергеевич стал старостой Преображенского собора, взял на себя содержание хора певчих. Пожертвовал огромную сумму на реставрацию храма Владимирской Божьей Матери. А при тюрьме возвёл храм Сергия Радонежского.
Заботясь о безопасности переславцев, Павлов купил и подарил городу пожарную машину, оснащённую по последнему слову техники, и содержал её на свой счёт. Тратил личные средства на мощение улиц, на их освещение. Леонид Сергеевич ни разу не получил положенного ему жалования, всё до копейки он отдавал на нужды людей. Неудивительно поэтому, что в 1909-ом году Павлову присвоили звание Почётного гражданина Переславля.
В январе 17-ого года Леонид Сергеевич скончался. Возвращался из поездки в Варшаву и умер в дороге. Переславль сохранил имя благотворителя, человека с широкой душой, ставшего отцом города. И благодарные переславцы в грозном 1918-ом году не позволили большевикам отобрать дом у семьи Павлова и устроить в нём Совет рабочих и солдатских депутатов, а дружно встали на его защиту.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер