
Фото: PxHere
«Мы прожили красивую жизнь», — говорил о времени, проведённом рядом со своей любимой и единственной супругой, народный артист Советского Союза, актёр, режиссёр и сценарист Леонид Быков. Они были вместе 28 лет, вплоть до трагической гибели артиста. Быковы не афишировали подробностей личной жизни. Особенно не любила этого скромная Тамара Константиновна — она смущалась, когда при людях супруг называл её своей верной подругой, помощником и музой. Дочь актёра, Марьяна Леонидовна Быкова, вспоминает: «Большего счастья, большего понимания и более бережного отношения друг к другу, чем у моих родителей, я не встречала ни у кого».
Будущие супруги познакомились в 1946-м, в Харькове. 18-летний Леонид приехал поступать в Харьковский театральный институт из Барнаула, куда с Донбасса его семью эвакуировали во время Великой Отечественной войны. Институтское общежитие было переполнено и на время вступительных экзаменов абитуриентов разместили в спортивном зале прямо на матах. Будущие студенты проводили бессонные ночи в подготовке к прослушиваниям: декламировали монологи и стихи, разыгрывали этюды, пели. Однажды вечером, пытаясь абстрагироваться от общего гула и хоть немного поспать, он вдруг услышал, как необыкновенно звонкий и чистый девичий голос поёт старинную народную песню. Молодой человек невольно приподнялся, чтобы разглядеть ту, которой этот голос принадлежал. И увидел симпатичную круглолицую девушку с доброй улыбкой и внимательным взглядом глубоких тёмных глаз. Это была Тамара.
Оба они успешно сдали экзамены. И когда в начале учебного года встретились в аудитории, Леонид не стал скрывать от девушки, что она очень ему нравится. Тамара призналась в ответной симпатии. Очень скоро молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. На втором курсе института Леонид и Тамара поженились. Бытовые трудности их не пугали, даже несмотря на то, что долгое время у молодых супругов не было своего жилья. Их первым семейным гнездом стала... гримёрка в Харьковском драматическом театре, где после института стал служить Леонид. Тамару тоже приглашали в труппу. Но к тому времени она твёрдо решила, что будет не актрисой, а женой. И посвятит себя мужу и детям, которых супруги очень хотели иметь.
Первенец — сын Александр — появился у Быковых в 1956-м. Спустя два года родилась дочь Марьяна. К Леониду в то время уже пришла известность: он стал сниматься в кино и появился на экране в таких лентах, как «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». Картины вышли на студии «Ленфильм», которая вскоре предложила Быкову долгосрочный контракт, и семья переехала в Ленинград. «Это были счастливые годы», — вспоминает дочь актёра.
Свою семью Быковы в шутку называли «государством». Леонид Фёдорович написал «конституцию» — главным законом была любовь и взаимоуважение. Именно так они и жили, стараясь во всём поддерживать друг друга. Когда Леонид напряжённо работал над легендарной картиной «В бой идут одни старики», где выступил не только актёром, но и режиссёром, тяжело заболела его мать. Ухаживать за ней стала Тамара Константиновна — день и ночь она практически не отходила от свекрови.
Супруга поддерживала Леонида Фёдоровича и в жизни, и в творчестве. У них сложилась традиция: как только выходила картина с участием Быкова, Тамара Константиновна покупала билет и шла в кинотеатр. А Леонид оставался ждать её дома. По воспоминаниям дочери, те полтора-два часа, пока шёл фильм, он нервничал, переживал, прикидывал вслух, какой именно эпизод сейчас идет на экране и старался представить реакцию супруги.
Те, кто хорошо знал Леонида Фёдоровича и Тамару Константиновну, отмечали, что даже внешне они были похожи друг на друга, как это часто бывает у счастливых и любящих супругов. И души их, как говорят, тоже были похожими: своей чистотой и светлым отношением к жизни.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







