
Фото: PxHere
«Мы прожили красивую жизнь», — говорил о времени, проведённом рядом со своей любимой и единственной супругой, народный артист Советского Союза, актёр, режиссёр и сценарист Леонид Быков. Они были вместе 28 лет, вплоть до трагической гибели артиста. Быковы не афишировали подробностей личной жизни. Особенно не любила этого скромная Тамара Константиновна — она смущалась, когда при людях супруг называл её своей верной подругой, помощником и музой. Дочь актёра, Марьяна Леонидовна Быкова, вспоминает: «Большего счастья, большего понимания и более бережного отношения друг к другу, чем у моих родителей, я не встречала ни у кого».
Будущие супруги познакомились в 1946-м, в Харькове. 18-летний Леонид приехал поступать в Харьковский театральный институт из Барнаула, куда с Донбасса его семью эвакуировали во время Великой Отечественной войны. Институтское общежитие было переполнено и на время вступительных экзаменов абитуриентов разместили в спортивном зале прямо на матах. Будущие студенты проводили бессонные ночи в подготовке к прослушиваниям: декламировали монологи и стихи, разыгрывали этюды, пели. Однажды вечером, пытаясь абстрагироваться от общего гула и хоть немного поспать, он вдруг услышал, как необыкновенно звонкий и чистый девичий голос поёт старинную народную песню. Молодой человек невольно приподнялся, чтобы разглядеть ту, которой этот голос принадлежал. И увидел симпатичную круглолицую девушку с доброй улыбкой и внимательным взглядом глубоких тёмных глаз. Это была Тамара.
Оба они успешно сдали экзамены. И когда в начале учебного года встретились в аудитории, Леонид не стал скрывать от девушки, что она очень ему нравится. Тамара призналась в ответной симпатии. Очень скоро молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. На втором курсе института Леонид и Тамара поженились. Бытовые трудности их не пугали, даже несмотря на то, что долгое время у молодых супругов не было своего жилья. Их первым семейным гнездом стала... гримёрка в Харьковском драматическом театре, где после института стал служить Леонид. Тамару тоже приглашали в труппу. Но к тому времени она твёрдо решила, что будет не актрисой, а женой. И посвятит себя мужу и детям, которых супруги очень хотели иметь.
Первенец — сын Александр — появился у Быковых в 1956-м. Спустя два года родилась дочь Марьяна. К Леониду в то время уже пришла известность: он стал сниматься в кино и появился на экране в таких лентах, как «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». Картины вышли на студии «Ленфильм», которая вскоре предложила Быкову долгосрочный контракт, и семья переехала в Ленинград. «Это были счастливые годы», — вспоминает дочь актёра.
Свою семью Быковы в шутку называли «государством». Леонид Фёдорович написал «конституцию» — главным законом была любовь и взаимоуважение. Именно так они и жили, стараясь во всём поддерживать друг друга. Когда Леонид напряжённо работал над легендарной картиной «В бой идут одни старики», где выступил не только актёром, но и режиссёром, тяжело заболела его мать. Ухаживать за ней стала Тамара Константиновна — день и ночь она практически не отходила от свекрови.
Супруга поддерживала Леонида Фёдоровича и в жизни, и в творчестве. У них сложилась традиция: как только выходила картина с участием Быкова, Тамара Константиновна покупала билет и шла в кинотеатр. А Леонид оставался ждать её дома. По воспоминаниям дочери, те полтора-два часа, пока шёл фильм, он нервничал, переживал, прикидывал вслух, какой именно эпизод сейчас идет на экране и старался представить реакцию супруги.
Те, кто хорошо знал Леонида Фёдоровича и Тамару Константиновну, отмечали, что даже внешне они были похожи друг на друга, как это часто бывает у счастливых и любящих супругов. И души их, как говорят, тоже были похожими: своей чистотой и светлым отношением к жизни.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер