
21 марта Православная Церковь вспоминает за богослужением преподобного Лазаря Мурманского — основателя Свято-Успенского монастыря на Онежском озере, и просветителя лопарей — финно-угорского языческого народа.
Инок Лазарь, родом из Константинополя, в 1343-м году прибыл на русскую землю и поселился в новгородском монастыре, где 10 лет его духовным отцом и учителем был архиепископ Василий.
По преданию, после своей смерти святитель Василий явился преподобному во сне и указал идти на север, к острову Муч на Онежском озере. В то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье.
Остров был необитаем. Здесь Лазарь построил небольшую хижину и стал вести отшельническую жизнь, проводя время в посте и молитвах.
Но вскоре его покой нарушили жившие рядом с Онежским озером лопари, которые были недовольны появлением незнакомца на их территориях и были настроены крайне враждебно: преследовали и избивали святого и даже пытались убить.
Однажды воинственные язычники сожгли хижину преподобного. Житие описывает, что после этого святому Лазарю явилась чудом уцелевшая от огня икона Успения Пресвятой Богородицы, которой его благословили при постриге. Голос, исходивший от иконы, призывал святого построить на этом месте церковь, а потом он услышал: «Неверные люди станут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово».
Прошло немного времени, и эти слова стали сбываться. К преподобному вдруг пришел старейшина лопарей, но не с очередными угрозами, а с просьбой исцелить от слепоты его ребенка. Он обещал, что тогда его народ оставит Лазаря в покое. Молитвами святого ребенок прозрел. Лопари сдержали свое слово и ушли с острова. А их старейшина принял крещение и остался в обители с Лазарем.
Со временем слава о преподобном разнеслась по всей округе, отовсюду к нему стали прибывать люди — за советом и молитвенной помощью. Многие становились монахами и оставались на острове. Среди них были и лопари, которые благодаря праведной жизни и евангельским проповедям святого уверовали в Христа.
Скромная обитель быстро разрасталась, и святой Лазарь отправился в Новгород к епископу Моисею за благословением на устройство монастыря. Вскоре после этого началось строительство. Сначала была воздвигнута церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшая первой во всём Поморье. Затем появились церковь святого Иоанна Предтечи и деревянная церковь Воскрешения Лазаря, которая сохранилась до наших дней.
Преподобный Лазарь до самой смерти ревностно трудился над устройством и укреплением Мурманского Успенского монастыря, неустанно заботясь о духовном просвещении своей братии.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема