Один из ветхозаветных образов, который постоянно повторяется и в Новом Завете, и в позднейшей христианской литературе — это образ Исхода. Народ Божий выходит из египетского рабства и идет по пустыне в Обетованную (то есть обещанную Богом) землю. Это нелегкий путь, и люди начинают роптать на трудности, вспоминая, что в Египте они, по крайне мере, имели свой ежедневный рабский паек. Но Бог проводит их через эти испытания, чтобы они стали кем-то другим — не рабами египтян, но рабами Божиими. Людьми, которые полагают свою надежду не в том, что они устроились близко к котлу, или запасли сухарей, а в Боге.
Наша вера видит земную жизнь как путь — собственно, «путь» это и есть самое ранее название христианства, «путь Господень». Здесь, на земле, мы не дома, а в пути. Как говорит Апостол, «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14) И одна из опасностей, которая подстерегает нас на этом пути через пустыню — это забыть, а куда, мы, собственно, идем. Отнестись к лагерю, который мы разбили у дороги, как к нашему постоянному дому, где мы собираемся остаться навсегда. Как говорит Псалмопевец, «В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами» (Пс.48:12)
И наступает момент, когда, по милости Божией, налетает ветер и буря, и наш лагерь рушится. Только мы хотели его утеплить, украсить и прочно устроиться — как все валится. В этот момент можно паниковать, можно браниться, можно искать виноватых. А можно вспомнить, что мы здесь — не дома. Мы — в пути. Мы — народ Божий и наш дом — на небесах. Там наша цель, наше утешение, именно к Небесному Иерусалиму должны быть прикованы наши взоры. Как говорит Апостол, «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:7,8)
И — один из парадоксов нашей веры — твердость, оптимизм, изобретательность перед лицом кризиса здесь, на земле, проявляют именно те, кто взирают на небеса. Именно они не будут парализованы страхом или истощены яростью — именно они справятся со всеми трудностями.
18 апреля. О иеромонахе Василии и иноках Трофиме и Ферапонте
Сегодня 18 апреля. В этот день в пасхальное утро 1993 года претерпели насильственную смерть насельники Оптиной пустыни иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт.
О них рассказывает иеромонах Назарий Рыпин.
18 апреля. О доносительстве и коварстве
В 16-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей».
О доносительстве и коварстве, — священник Николай Дубинин.
18 апреля. О Господе как поводыре духовно слепых
В 42-й главе Книги пророка Исайи есть слова Бога: «Поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними».
О Господе как поводыре духовно слепых, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.