
В далёкую старину жил в одной деревне молодой парень, по имени Таро. Был он бездельник, каких мало. Другие деревенские парни работали на поле, не покладая рук, а Таро только шатался по деревне и по сторонам глазел.
Однажды нашёл он на обочине дороги глиняный кувшинчик — целый, даже без трещины. Поднял Таро его с земли, а там внутри что-то пищит. Заглянул парень в кувшин — и что же видит? Не полевая мышь там прячется, не ящерица, не лягушка, а маленький человечек ростом с гороховый стручок и головой не больше каштана.
Парень даже рот разинул от удивления.
— Наконец-то мы встретились, Таро! — вдруг проговорил человечек тонким, как писк цикады, голосом. — Возьми меня к себе домой жить.
— Что ж! — отвечает Таро. — Пожалуй, возьму, позабавлюсь.
Дома он вынул он маленького человечка из кувшина и целый день с ним играл: то посадит его в деревянную чашку и катает в бочке с водой, то по полу наперегонки ползает.
На другой день опять пошёл Таро шататься по улицам. Под вечер вернулся домой, смотрит, а там какой-то долговязый верзила на полу развалился. Ба, да ведь это Кувшинный человечек! Как же он за один день так вырос?
— Твоими стараниями, Таро, — отвечает Кувшинный человечек. — Недаром я тебя из тысячи выбрал. Ты, главное, отдыхай побольше.
Призадумался Таро: чтобы эти слова значили? А Кувшинный человечек уже не гостем, а хозяином себя в доме держит. Принеси ему то, подай это, да поживее.
На другой день Таро пораньше сбежал из дома от своего гостя. А когда вернулся домой — дверь открыть не может. Кувшинный человечек за день так вырос, что ему и одному в комнате тесно.
Пришлось Таро спать на улице. Увидел его сосед по двору и говорит:
— Сын у меня заболел, а одному мне, старику, не управиться. Помоги мне в поле урожай убрать.
Не хотелось Таро за работу браться, но и отказать совестно. Взял он серп и пошёл с соседом на поле, весь день трудился, не покладая рук. А под вечер вернулся домой и видит, что его гость как будто вдвое меньше стал, и уже не подпирает ногами дверь.
— Ошибся я в тебе, Таро! — сказал сердито Кувшинный человечек. — Думал, ты стоящий человек: мухи с головы не сгонишь — такой ленивый. А и ты туда же!
«Эге, — смекнул Таро, — вон оно в чём дело! Похоже, это сама Лень явилась ко мне в дом в образе Кувшинного человечка».
На следующий день Таро уже бегом на поле побежал. Пришёл вечером, а в доме хорошо стало, просторно. Кувшинный человечек снова стал ростом с гороховый стручок.
— Посади меня обратно в кувшин, и отнеси туда, где взял, — говорит он Таро. — Не нравится мне у тебя.
Таро так и сделал. Может, Кувшинный человечек до сих пор ждёт возле дороги нового хозяина. Или уже нашёл?
(по мотивам японской народной сказки)
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема