В ночь на тридцатое июня тысяча восемьсот тридцать четвёртого года на улицах Тулы было светло, как днём. В городе полыхал пожар. Горели дома, торговые ряды, здание городской гимназии, оружейный завод. Все, кто только мог ходить, бросились на борьбу со страшным бедствием. Люди тушили огонь и молились о спасении города.
Именно в ту ночь пала жертвой огня Казанская церковь — одна из красивейших в городе. Храм не выгорел дотла, и городские власти ещё долго не оставляли надежды на его восстановление. Однако архитекторы и инженеры, к которым они обращались, в один голос заявляли: серьёзные разрушения, которым подверглась Казанская церковь, не позволяют проводить реставрацию. Четыре года выгоревший храм напоминал тулякам о том страшном пожаре. В тысяча восемьсот тридцать восьмом городская Дума постановила церковь разобрать.
Шли обсуждения об установке на месте храма большого поклонного Креста. Власти уже собирались открыть сбор пожертвований по подписке, как вдруг на одно из заседаний Думы пришёл известный и уважаемый в городе человек — купец Степан Иванович Трухин — и заявил, что у него есть другая идея. Степан Иванович предложил построить Казанскую церковь заново, с фундамента. Купец пообещал лично финансировать дорогостоящее строительство, и, не откладывая дела в долгий ящик, тут же выписал бумагу на пожертвование в двадцать тысяч рублей! На следующее утро горожане с радостью узнали из газет о том, что Казанская церковь будет возрождена.
Про Степана Трухина в Туле с уважением говорили: «у кого нужда — и он туда». Все прекрасно помнили, как в тысяча восемьсот двенадцатом году Трухин, тогда ещё молодой, начинающий предприниматель, пожертвовал на нужды Тульского ополчения едва ли не весь свой капитал — семьсот тысяч рублей.
С тех самых пор владелец крупного мыловаренного производства и нескольких магазинов, богатейший тульский купец Степан Трухин большую часть своих немалых заработков тратил на помощь бедным и нуждающимся. В банке у Степана Ивановича имелся специальный капитал, на проценты с которого — тысячу рублей в год — он поддерживал городских бедняков, устраивал приданое для девиц из неимущих семейств.
Большой вклад сделал Степан Трухин и в открытие в Туле бесплатной больницы для бедных, странников и богомольцев. Он стал одним из организаторов благотворительного общества «Милосердие», заботившегося о бедняках, сиротах и стариках. Благодаря щедрому пожертвованию Трухина в двадцать две тысячи рублей в Туле на Никитской улице открыл свои двери странноприимный дом.
Поддерживала своего супруга и Елизавета Трофимовна Трухина. По примеру мужа, она тоже завела в банке особый капитал, проценты с которого раздавала бедным на большие церковные праздники, а также тем, кто в любое время обращался к ней за помощью. Елизавета Трофимовна постоянно финансово поддерживала богадельню Тульского купеческого общества.
Немало сделала для города Любовь Трухина — жена племянника Степана Ивановича, Александра. Почти всё своё имущество она завещала на благотворительные цели. Двухэтажный каменный дом она передала приюту для бедных престарелых женщин и девочек-сирот. Ему же передала свой капитал, особо выделив крупную сумму на устроение в приюте домового храма в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
После революции семнадцатого года приют Трухиной расформировали, и отдали здание под нужды Центрального городского родильного отделения. Несколько поколений горожан появились на свет под крышей дома купцов Трухиных, словно бы продолжавших, несмотря ни на что, заботиться о любимом городе и его жителях.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия