Когда купец Антон Николаевич Шодчин открыл в Иванове свою первую ткацкую фабрику, Соединённым Штатам Америки как государству не исполнилось и шестидесяти лет. Сам купец Шодчин об этом вряд ли задумывался. До Америки отсюда, как говорили в Иванове, было, всё равно, что до Луны. И если бы тогда кто-нибудь сказал Антону Николаевичу, что благодаря ему город Нью-Йорк станет уютнее и красивее, Шодчин наверняка рассмеялся бы над фантастической шуткой.
Но пути Господни, как известно, неисповедимы. Об этом Антон Шодчин, конечно, знал: его собственный дед родился крепостным крестьянином, но Богу было угодно, чтобы однажды он превратился в свободного и богатого человека. И дед, в свою очередь, не забывал о Боге: всегда помогал нищим, больным и бесприютным. По его примеру жил и Антон Николаевич, делясь своим достатком с ближними.
Калеки, странники, нищие всегда находили приют в гостеприимном доме Шодчина. Его трапезы для бедных, которые он устраивал по большим церковным праздникам, славились на всю округу, а случайно побывавший на одной из них чиновник из Владимира заявил, что у губернатора на обедах знатных гостей кормят хуже.
В самом Владимире Антон Николаевич тоже развернул благотворительную деятельность. Во Владимире он открыл детский Александровский приют. Сироты и маленькие бродяжки вызывали в купце Шодчине какую-то особенную, щемящую жалость. Ему было лет десять, когда к ним во двор залез мальчишка-оборванец. Голодным, затравленным взглядом он оглядел всё вокруг, увидел корку чёрствого, вчерашнего хлеба, схватил её и начал жевать. Работники отца заметили мальчишку, и с криками «Держи вора!» погнали его за ворота кнутами. А маленький Антон сидел под навесом и плакал...
В его приюте у детей всего было вдоволь: и еды, и игрушек, и конфет, и одежды. Шодчин относился к ним, как к родным.
Не было в уезде и человека, более усердного и щедрого к Божьим храмам. В Золотниковской пустыни, знаменитом месте монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского, Антон Николаевич перестроил обветшавший Успенский храм, отремонтировал Казанскую церковь. В родном Иванове он построил храм Успения Пресвятой Богородицы, не жалея денег на внутреннее убранство и роспись.
Когда в тысяча восемьсот девяносто пятом году в Америке при русском консульстве организовывался первый православный приход, сбор средств объявили по всей России. Услышали его и в Иванове. И хотя до Америки оттуда, как до Луны, Антон Николаевич Шодчин без раздумий откликнулся, сделав крупное пожертвование. Благодаря ему в Нью-Йорке, в районе Второй Авеню, был куплен дом, в котором временно разместилась церковь святого Николая Чудотворца.
Жизнь благочестивого и милосердного купца, между тем, клонилась к закату. Он составил завещание, распорядившись своими капиталами так, что милосердие его ощутили не только в родной Владимирской губернии, но и за ее пределами. Помимо пожертвований практически всем окрестным церквям и монастырям, Антон Николаевич оставил деньги на строительство домовой гимназической церкви в Могилёве, покупку дома под женское училище в Житомире, восстановление храмов Инкерманского монастыря в Севастополе. В родном Иванове на завещанные им деньги было учреждено техническое училище.
Помнил Антон Шодчин и о том, что где-то, в далёкой Америке, строится православный храм. Согласно его последней воле, Николаевский приход в Нью-Йорке получил двадцать пять тысяч рублей.
Пройдёт несколько лет, и на Тридцать седьмой улице Нью-Йорка вырастет прекрасный храм — Никольский собор. Туда из скромного домика на второй Авеню переедет православная община. Антона Семёновича уже не будет в живых. Да если бы даже и дожил купец Шодчин до этого дня, вряд ли смог бы своими глазами увидеть заокеанский храм, в котором есть частичка его добрых дел. Ведь, как известно, от Иванова до Америки — как до Луны. Но для подлинного милосердия даже такое расстояние не помеха.
Любовь слепа? Анна Тумаркина
Из Первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам мы многое узнаем о природе любви. В частности, что любовь «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» Как-то раз, листая соцсети я наткнулась на пост в одном из Интернет-сообществ, посвященных религии и философии о том, что в своем послании апостол говорит о какой-то идеалистической, слепой любви. О влюбленности, которая похожа на царство волшебных грез, розовых пони и пушистых единорогов. Обитатели такого царства, наверное, розовые очки не снимают даже перед сном.
Разумеется, это неверно, и любовь в понимании святого апостола Павла весьма далека от идеализма или романтической влюбленности. Одна история из жизни убедила меня в том, что любовь далеко не слепа, а напротив: необыкновенно, сверхъестественно наблюдательна.
У моей знакомой родился долгожданный сын, шустрый голубоглазый малыш. Рос, как все дети, не по дням, а по часам. И вот ему исполнилось три года. Ребенок активно играл, познавал мир, учился себя обслуживать... только не говорил. Лепетал что-то вроде «на-на-на», «да-да-да», изредка радовал словом «мама», но не более того.
Бабушка и дедушка жизнерадостного малыша всерьез забили тревогу. Ведь их дочь заговорила уже в год и два месяца, а внук все молчал. Подруги периодически намекали, а то и прямо призывали ее показать сына то одному профессору, то другому. Предлагали телефоны и адреса дорогих частных клиник, даже каких-то травниц и знахарей. Воспитатели хвалили мальчика за добродушие и понятливость, но озабоченно качали головой, когда читали в медицинской карте ребенка: «Задержка речевого развития».
А сама молодая мама оставалась спокойна. Даже тогда, когда мальчику исполнилось уже три года и четыре месяца, а он все лепетал свои «на-на-на». Спокойной она была и тогда, когда в три с половиной ребенок заговорил: никакого особенного ликования, никаких «ну наконец-то» или «я уж, было, отчаялась».
Впоследствии знакомая рассказывала, что внимательно наблюдала за мальчиком, занималась с ним, как рекомендовали врачи и подмечала, как с каждым днем его речь становится хоть чуточку, но богаче. Вот новая интонация появилась, а вот и новые звуки, слоги.
Она горячо молилась. Верила Богу, верила в своего сына. У нее не было никаких специальных знаний, только любовь сделала мою знакомую необыкновенно чуткой и наблюдательной. В своем спокойствии молодая мама оказалась права: речевое развитие ребёнка хоть и запаздывало, но впоследствии нормализовалось. Ее сын не отличался от сверстников. Говорил хорошо, внятно, много, иногда даже слишком много.
Эта история — пример того, насколько ясно и далеко видящей может быть любовь. Она всегда больше, чем любые установки, сомнения и даже знания, какими бы правдивыми и обоснованными они ни казались.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
8 декабря. О гражданстве в Царствии Небесном
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
О гражданстве в Царствии Небесном — священник Родион Петриков.
В земной жизни иметь гражданство и прописку очень важно. Это дает не только чувство дома, но и внутреннее ощущение, что ты здесь свой и свой среди своих.
Апостол Павел обращается к христианам и дает совершенно новое понимание своего места в мире. «Вы не чужие для Бога и Его святых, а свои — Господу и Его людям». Ты, христианин, не пришелец на земле, который брошен в лабиринт временной жизни без подсказок и сопровождения, без возможности приблизиться к небу. Нет, ты — коренной житель Небесного Отечества, законный гражданин благодатного Царства Христа. А все христиане — это возлюбленные чада и наследники, имеющие духовный паспорт с небесной пропиской в уготованных Христом обителях.
Подобно тому, как народ, желавший мира с Римом, собрав дары, приходил к вечному городу и его принимали как римских граждан, так и любой, принимающий веру христианскую, становится согражданином святых и своим Богу. Самопонимание христианина — это видение себя гражданином, которому даровано право жить в небесном граде Иерусалиме, там, где всех нас ждут с любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О подвиге Преподобного Петра Галатийского
Сегодня 8 декабря. День памяти Преподобного Петра Галатийского, Молчальника.
О его подвиге — протоиерей Андрей Ефанов.
В совсем юном возрасте преподобный Петр оставляет родителей, чтобы уединенно подвязаться в пустынном месте близ Галатии. Пищей ему был простой хлеб, а питьем — вода. И пребывая в непрестанных молитвах и строгом посте, Петр сподобился дара чудотворения, исцелял многие болезни и изгонял демонов и одержимых бесами.
Предстал пред Богом преподобный Петр в преклонном возрасте. По различным данным, то ли в 90, то ли в 99 лет.
Самый известный случай исцеления связан с историей одной женщины, которая пришла к преподобному в яркой одежде и с макияжем. Святой обличил женщину и, вызвав у нее глубокое раскаяние, исцелил от болезни глаз.
Современное общество относится к макияжу как к необходимому атрибуту внешнего вида женщины. В связи с этим, не лишним будет вспомнить слова преподобного Петра Антиохийского: «Думая, что телу не хватает необходимого, вы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии».
Все выпуски программы Актуальная тема