
Когда купец Антон Николаевич Шодчин открыл в Иванове свою первую ткацкую фабрику, Соединённым Штатам Америки как государству не исполнилось и шестидесяти лет. Сам купец Шодчин об этом вряд ли задумывался. До Америки отсюда, как говорили в Иванове, было, всё равно, что до Луны. И если бы тогда кто-нибудь сказал Антону Николаевичу, что благодаря ему город Нью-Йорк станет уютнее и красивее, Шодчин наверняка рассмеялся бы над фантастической шуткой.
Но пути Господни, как известно, неисповедимы. Об этом Антон Шодчин, конечно, знал: его собственный дед родился крепостным крестьянином, но Богу было угодно, чтобы однажды он превратился в свободного и богатого человека. И дед, в свою очередь, не забывал о Боге: всегда помогал нищим, больным и бесприютным. По его примеру жил и Антон Николаевич, делясь своим достатком с ближними.
Калеки, странники, нищие всегда находили приют в гостеприимном доме Шодчина. Его трапезы для бедных, которые он устраивал по большим церковным праздникам, славились на всю округу, а случайно побывавший на одной из них чиновник из Владимира заявил, что у губернатора на обедах знатных гостей кормят хуже.
В самом Владимире Антон Николаевич тоже развернул благотворительную деятельность. Во Владимире он открыл детский Александровский приют. Сироты и маленькие бродяжки вызывали в купце Шодчине какую-то особенную, щемящую жалость. Ему было лет десять, когда к ним во двор залез мальчишка-оборванец. Голодным, затравленным взглядом он оглядел всё вокруг, увидел корку чёрствого, вчерашнего хлеба, схватил её и начал жевать. Работники отца заметили мальчишку, и с криками «Держи вора!» погнали его за ворота кнутами. А маленький Антон сидел под навесом и плакал...
В его приюте у детей всего было вдоволь: и еды, и игрушек, и конфет, и одежды. Шодчин относился к ним, как к родным.
Не было в уезде и человека, более усердного и щедрого к Божьим храмам. В Золотниковской пустыни, знаменитом месте монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского, Антон Николаевич перестроил обветшавший Успенский храм, отремонтировал Казанскую церковь. В родном Иванове он построил храм Успения Пресвятой Богородицы, не жалея денег на внутреннее убранство и роспись.
Когда в тысяча восемьсот девяносто пятом году в Америке при русском консульстве организовывался первый православный приход, сбор средств объявили по всей России. Услышали его и в Иванове. И хотя до Америки оттуда, как до Луны, Антон Николаевич Шодчин без раздумий откликнулся, сделав крупное пожертвование. Благодаря ему в Нью-Йорке, в районе Второй Авеню, был куплен дом, в котором временно разместилась церковь святого Николая Чудотворца.
Жизнь благочестивого и милосердного купца, между тем, клонилась к закату. Он составил завещание, распорядившись своими капиталами так, что милосердие его ощутили не только в родной Владимирской губернии, но и за ее пределами. Помимо пожертвований практически всем окрестным церквям и монастырям, Антон Николаевич оставил деньги на строительство домовой гимназической церкви в Могилёве, покупку дома под женское училище в Житомире, восстановление храмов Инкерманского монастыря в Севастополе. В родном Иванове на завещанные им деньги было учреждено техническое училище.
Помнил Антон Шодчин и о том, что где-то, в далёкой Америке, строится православный храм. Согласно его последней воле, Николаевский приход в Нью-Йорке получил двадцать пять тысяч рублей.
Пройдёт несколько лет, и на Тридцать седьмой улице Нью-Йорка вырастет прекрасный храм — Никольский собор. Туда из скромного домика на второй Авеню переедет православная община. Антона Семёновича уже не будет в живых. Да если бы даже и дожил купец Шодчин до этого дня, вряд ли смог бы своими глазами увидеть заокеанский храм, в котором есть частичка его добрых дел. Ведь, как известно, от Иванова до Америки — как до Луны. Но для подлинного милосердия даже такое расстояние не помеха.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема