Когда купец Антон Николаевич Шодчин открыл в Иванове свою первую ткацкую фабрику, Соединённым Штатам Америки как государству не исполнилось и шестидесяти лет. Сам купец Шодчин об этом вряд ли задумывался. До Америки отсюда, как говорили в Иванове, было, всё равно, что до Луны. И если бы тогда кто-нибудь сказал Антону Николаевичу, что благодаря ему город Нью-Йорк станет уютнее и красивее, Шодчин наверняка рассмеялся бы над фантастической шуткой.
Но пути Господни, как известно, неисповедимы. Об этом Антон Шодчин, конечно, знал: его собственный дед родился крепостным крестьянином, но Богу было угодно, чтобы однажды он превратился в свободного и богатого человека. И дед, в свою очередь, не забывал о Боге: всегда помогал нищим, больным и бесприютным. По его примеру жил и Антон Николаевич, делясь своим достатком с ближними.
Калеки, странники, нищие всегда находили приют в гостеприимном доме Шодчина. Его трапезы для бедных, которые он устраивал по большим церковным праздникам, славились на всю округу, а случайно побывавший на одной из них чиновник из Владимира заявил, что у губернатора на обедах знатных гостей кормят хуже.
В самом Владимире Антон Николаевич тоже развернул благотворительную деятельность. Во Владимире он открыл детский Александровский приют. Сироты и маленькие бродяжки вызывали в купце Шодчине какую-то особенную, щемящую жалость. Ему было лет десять, когда к ним во двор залез мальчишка-оборванец. Голодным, затравленным взглядом он оглядел всё вокруг, увидел корку чёрствого, вчерашнего хлеба, схватил её и начал жевать. Работники отца заметили мальчишку, и с криками «Держи вора!» погнали его за ворота кнутами. А маленький Антон сидел под навесом и плакал...
В его приюте у детей всего было вдоволь: и еды, и игрушек, и конфет, и одежды. Шодчин относился к ним, как к родным.
Не было в уезде и человека, более усердного и щедрого к Божьим храмам. В Золотниковской пустыни, знаменитом месте монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского, Антон Николаевич перестроил обветшавший Успенский храм, отремонтировал Казанскую церковь. В родном Иванове он построил храм Успения Пресвятой Богородицы, не жалея денег на внутреннее убранство и роспись.
Когда в тысяча восемьсот девяносто пятом году в Америке при русском консульстве организовывался первый православный приход, сбор средств объявили по всей России. Услышали его и в Иванове. И хотя до Америки оттуда, как до Луны, Антон Николаевич Шодчин без раздумий откликнулся, сделав крупное пожертвование. Благодаря ему в Нью-Йорке, в районе Второй Авеню, был куплен дом, в котором временно разместилась церковь святого Николая Чудотворца.
Жизнь благочестивого и милосердного купца, между тем, клонилась к закату. Он составил завещание, распорядившись своими капиталами так, что милосердие его ощутили не только в родной Владимирской губернии, но и за ее пределами. Помимо пожертвований практически всем окрестным церквям и монастырям, Антон Николаевич оставил деньги на строительство домовой гимназической церкви в Могилёве, покупку дома под женское училище в Житомире, восстановление храмов Инкерманского монастыря в Севастополе. В родном Иванове на завещанные им деньги было учреждено техническое училище.
Помнил Антон Шодчин и о том, что где-то, в далёкой Америке, строится православный храм. Согласно его последней воле, Николаевский приход в Нью-Йорке получил двадцать пять тысяч рублей.
Пройдёт несколько лет, и на Тридцать седьмой улице Нью-Йорка вырастет прекрасный храм — Никольский собор. Туда из скромного домика на второй Авеню переедет православная община. Антона Семёновича уже не будет в живых. Да если бы даже и дожил купец Шодчин до этого дня, вряд ли смог бы своими глазами увидеть заокеанский храм, в котором есть частичка его добрых дел. Ведь, как известно, от Иванова до Америки — как до Луны. Но для подлинного милосердия даже такое расстояние не помеха.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди