
Сторож чугунолитейного завода в посёлке Дугна, что в шестидесяти километрах от Калуги, был не на шутку испуган: которую ночь в одном из цехов завода раздавались странные звуки. Кто-то ходил, передвигал мебель и даже зажигал керосиновую лампу! Сторож верить в мистику не хотел. Время было смутное: шёл страшный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Все его страхи и сомнения развеял старый рабочий Григорий. На следующий день он подошёл к сторожу и негромко проговорил: «Ты тут это... не удивляйся. Мы в цеху хозяина прячем. Не ровён час, схватят красные Сергей Сергеича — тогда ему точно смерть. Мы от него всегда только добро видели: дочку мою он на свои деньги вылечил. Долг платежом красен. Не дадим в обиду Баранова!» Сторож закивал головой, соглашаясь с доводами Григория.
Сергей Сергеевич Баранов происходил из династии промышленников, вышедших из простого народа и собственным трудом заработавших немалое состояние. Прадед его, Антип Баранов, был крепостным известного заводчика Никиты Демидова, работал на Дугнинском заводе. Здесь же начинали работать мастеровыми три его внука — Сергей, Герасим и Никита, получив, как и их дед и отец, высокую квалификацию в чугунолитейном деле. После отмены крепостного права братья Барановы постепенно становятся крупными промышленниками: кроме Дугнинского, приобретают Ханинский и Богдано-Петровский чугунолитейные заводы. По всей России было известно высокое качество художественного литья, изготовленного на калужских заводах. Достаточно сказать, что именно на Дугненском заводе отлиты барельефные плиты для постамента памятника князю Владимиру, установленного в Киеве.
В традициях семьи Барановых была широкая благотворительная деятельность: братья Сергей, Герасим и Никита жертвуют немалые деньги на строительство женской обители во имя Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение». За счёт Барановых перестроили и отремонтировали Петропавловскую церковь в Дугне, называемую с тех пор в народе «Барановской».
Вышедшие из простых мастеровых, Барановы хорошо понимали нужды своих рабочих. Нередко помогали тем, кто попал в беду или по болезни не мог продолжать трудиться: назначали ему пособие. Ежемесячная помощь оказывалась семьям рабочих, погибших на производстве. Для оказания медицинской помощи работникам и членам их семей промышленники открыли больницу-лечебницу с земским врачом и фельдшером при Ханинском заводе. Чтобы рабочим было где учить своих детей, братья Барановы спонсировали Дугненское двухклассное народное училище и назначали стипендии ученикам из неимущих семей.
Сергей Сергеевич, сын старшего брата Баранова, также уделял много внимания и средств делам милосердия: он был почётным членом губернского попечительства детских приютов, много жертвовал на местные церкви. Сергей Баранов оказался состоятельным владельцем нескольких заводов в самый драматический период нашей истории, когда это было просто опасно. Благодаря защите и помощи своих рабочих Сергей Сергеевич уцелел. После большевицкого переворота и национализации всех предприятий он несколько лет провёл на родном заводе, который уже ему не принадлежал. Никак не мог поверить, что новая власть пришла надолго. В двадцатых годах, когда начался НЭП — новая экономическая политика Советского государства — рабочие уговаривали Сергея Баранова стать управляющим Дугненского завода, но он отказался и вместе с семьёй уехал в Москву — работать на Войковском чугуннолитейном заводе, выпускавшем радиаторы для первых советских автомобилей. В Дугну Барановы больше не вернулись.
Много времени прошло, Дугна сильно изменилась за сто лет. Но по-прежнему помнят жители Дугны купцов Барановых за их доброту и милосердие, а церковь Петра и Павла зовут как и раньше барановской.
Все выпуски программы Имена милосердия
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.