
Сторож чугунолитейного завода в посёлке Дугна, что в шестидесяти километрах от Калуги, был не на шутку испуган: которую ночь в одном из цехов завода раздавались странные звуки. Кто-то ходил, передвигал мебель и даже зажигал керосиновую лампу! Сторож верить в мистику не хотел. Время было смутное: шёл страшный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Все его страхи и сомнения развеял старый рабочий Григорий. На следующий день он подошёл к сторожу и негромко проговорил: «Ты тут это... не удивляйся. Мы в цеху хозяина прячем. Не ровён час, схватят красные Сергей Сергеича — тогда ему точно смерть. Мы от него всегда только добро видели: дочку мою он на свои деньги вылечил. Долг платежом красен. Не дадим в обиду Баранова!» Сторож закивал головой, соглашаясь с доводами Григория.
Сергей Сергеевич Баранов происходил из династии промышленников, вышедших из простого народа и собственным трудом заработавших немалое состояние. Прадед его, Антип Баранов, был крепостным известного заводчика Никиты Демидова, работал на Дугнинском заводе. Здесь же начинали работать мастеровыми три его внука — Сергей, Герасим и Никита, получив, как и их дед и отец, высокую квалификацию в чугунолитейном деле. После отмены крепостного права братья Барановы постепенно становятся крупными промышленниками: кроме Дугнинского, приобретают Ханинский и Богдано-Петровский чугунолитейные заводы. По всей России было известно высокое качество художественного литья, изготовленного на калужских заводах. Достаточно сказать, что именно на Дугненском заводе отлиты барельефные плиты для постамента памятника князю Владимиру, установленного в Киеве.
В традициях семьи Барановых была широкая благотворительная деятельность: братья Сергей, Герасим и Никита жертвуют немалые деньги на строительство женской обители во имя Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение». За счёт Барановых перестроили и отремонтировали Петропавловскую церковь в Дугне, называемую с тех пор в народе «Барановской».
Вышедшие из простых мастеровых, Барановы хорошо понимали нужды своих рабочих. Нередко помогали тем, кто попал в беду или по болезни не мог продолжать трудиться: назначали ему пособие. Ежемесячная помощь оказывалась семьям рабочих, погибших на производстве. Для оказания медицинской помощи работникам и членам их семей промышленники открыли больницу-лечебницу с земским врачом и фельдшером при Ханинском заводе. Чтобы рабочим было где учить своих детей, братья Барановы спонсировали Дугненское двухклассное народное училище и назначали стипендии ученикам из неимущих семей.
Сергей Сергеевич, сын старшего брата Баранова, также уделял много внимания и средств делам милосердия: он был почётным членом губернского попечительства детских приютов, много жертвовал на местные церкви. Сергей Баранов оказался состоятельным владельцем нескольких заводов в самый драматический период нашей истории, когда это было просто опасно. Благодаря защите и помощи своих рабочих Сергей Сергеевич уцелел. После большевицкого переворота и национализации всех предприятий он несколько лет провёл на родном заводе, который уже ему не принадлежал. Никак не мог поверить, что новая власть пришла надолго. В двадцатых годах, когда начался НЭП — новая экономическая политика Советского государства — рабочие уговаривали Сергея Баранова стать управляющим Дугненского завода, но он отказался и вместе с семьёй уехал в Москву — работать на Войковском чугуннолитейном заводе, выпускавшем радиаторы для первых советских автомобилей. В Дугну Барановы больше не вернулись.
Много времени прошло, Дугна сильно изменилась за сто лет. Но по-прежнему помнят жители Дугны купцов Барановых за их доброту и милосердие, а церковь Петра и Павла зовут как и раньше барановской.
Все выпуски программы Имена милосердия
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение