Рассказывая про историю города Кунгур, я упоминал о богатстве его храмовой архитектуры. И вот сейчас мы совершим небольшую обзорную радиоэкскурсию по этим храмам.
Успенская церковь расположена в подгорной части города на левом берегу реки Сылва. Церковь построена на месте одноименной деревянной и является самым древним каменным зданием Кунгура. Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1716 году, а в каменном исполнении она появилась примерно к 1755-му. В настоящее время Успенская церковь не действует, при том, что полностью сохранила свою архитектуру и когда-то была самой просторной и богато украшенной.
Ещё одна недействующая, Иоанно-Предтеченская церковь постройки 1914 года находится на территории местной колонии № 30. Собственно говоря, вся территория и все здания колонии – это бывший Иоанно-Предтеченский монастырь. В 2010 году прихожане собрали подписи о выводе храма из состава ИТК-30, но результата пока, к сожалению, нет.
Небольшая и красивая как елочное украшение церковь Святителя Алексия митрополита Московского была поставлена в 1886 году сначала в виде часовни. Возвели её в память о защитниках крепости Кунгур, одной из немногих, которая отразила нападение войск Пугачева. Позже часовню переделали в храм и рядом поставили тем же защитникам памятник. При большевиках памятник был сломан, а площадь цинично назвали именем Пугачева. В наши дни храм действует.
Никольский храм ведет свою историю с 1787 года, когда был освящен первый престол в честь Иоанна Предтечи. Изначально храм и назывался Иоанно-Предтеченским. Позже, к концу XIX века на его месте был поставлен уже храм Николая Чудотворца. Причем поставлен наследниками над могилой основателя чайной торговли в городе Кунгур – купца Алексея Губкина. В советский период здесь была тюрьма, но в 1990-м храм вернули верующим и он действует.
Церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери была возведена на горе, возвышающейся над рекой Сы́лвой, где с 1695 года существовал Тихвинский девичий монастырь. После упразднения монастыря образовался самостоятельный приход. Интересно, что в 1758 году у деревянного Тихвинского храма был построен каменный придел во имя Иоанна Богослова. К 1763 году был построен в камне и главный Тихвинский храм.
Именно с этим храмом и Тихвинской иконой Божией Матери связано в Кунгуре предание о чудесном вмешательстве Богородицы в противостояние между войсками Емельяна Пугачева и жителями: «23 января начался самый яростный штурм. Жители Кунгура в этот день крестным ходом, подняв из Тихвинской церкви Тихвинскую икону Божией Матери, вышли на вал. Пугачевцы же, увидев множества народа, и не поняв в чем дело, испугались и побежали».
В сегодняшней программе я всего лишь попытался несколькими фразами обозначить темы тех удивительных исторических событий, память о которых встречается в Кунгуре буквально на каждом шагу. И если вас интересует история наших уральских мест – не забудьте про этот замечательный город.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»