Куликовская битва — сражение русских войск с армией Мамая, военачальника Золотой Орды, состоялась 8 сентября 1380 года. Победа объединенного войска Древнерусского государства под предводительством московского и владимирского князя Дмитрия Донского стала первым шагом к свержению монголо-татарского ига и восстановлению единства и мощи Руси. Огромное историческое значение Куликовской битвы подчёркивали учёные во все времена. А вот её духовную значимость пытались оспорить. В позднесоветский период, когда коммунистическая идеология начала стремительно терять своё влияние, а многие люди повернулись к Богу и Церкви, такие издания, как например, журнал «Вопросы научного атеизма», пытались подвергнуть сомнениям два известнейших факта. Во-первых — то, что на битву князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский (тогда — игумен Троице-Сергиевой лавры). А во-вторых — то, что в битве принимали участие монахи Троицкой обители — Пересвет и Ослябя.
Аргументы авторов, которые это утверждали, на первый взгляд могут показаться даже логичными. Так, например, советский историк Владимир Кучкин подчёркивал, что к моменту Куликовской битвы у Дмитрия Донского были непростые отношения с церковью — в частности, князь пребывал в конфликте с тогдашним митрополитом Всея Руси Киприаном. За это крепко зацепились советские пропагандисты: мол, разве мог бы Сергий благословить правителя, который находился в разногласиях с главой Церкви? Однако о том, что перед битвой князь смиренно испросил благословения у Троицкого игумена, и получил его, свидетельствуют, как минимум, три исторических источника: житие преподобного Сергия Радонежского, а также древнерусские литературные памятники: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». В достоверности этих событий не сомневается современный историк Дмитрий Володихин. По его мнению, сложно представить, чтобы преподобный Сергий в столь серьёзный момент проявил малодушие и отвернулся от князя, идущего, быть может, на смерть за своё Отечество. Историк русского средневековья Николай Борисов много лет детально изучал вопрос достоверности Сергиева благословения. И пришёл к выводу, что все действия, связанные с историей о благословении Сергия, чётко укладываются в исторический контекст.
В «Сказании о Мамаевом побоище» есть упоминание и о том, что двое из монастырской братии Троицкой обители отправились в поход вместе с князем Дмитрием Донским. Александр Пересвет и его брат Андрей Ослябя. В жестокой схватке на Куликовом поле Пересвет победил татарского богатыря Челубея, и сам отдал свою жизнь. Однако, как же мог монах сражаться с оружием в руках и убивать? Ведь церковный устав запрещает монахам проливать кровь. На этот аргумент особо напирала советская пропаганда, пытаясь доказать, что битва Пересвета с Челубеем — лишь плод фантазии летописца. Вот только нигде в «Сказании...» не говорится о том, что Пересвет и Ослябя были монахами. Да, они жили в Троицкой обители. Но, по мнению историка Дмитрия Володихина, скорее всего, на момент битвы считались послушниками. То есть, ещё только готовились к принесению монашеских обетов. А вот об их воинском искусстве «Сказание...», напротив, прямо сообщает: «Ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили». Впрочем, как бы то ни было, Пересвет совершил на поле боя истинно христианский подвиг — положил душу свою за други своя.
Летопись гласит, что, победив ордынцев, князь Дмитрий Донской, «хвалил дружину свою, которая крепко билась за веру христианскую...» А это значит, что Куликовская битва — не только сражение за независимость. Но и яркий пример «священной войны» — за русскую землю и русскую веру.
Все выпуски программы Открываем историю
Ярославская Печерская икона Божией Матери (фреска)
Имя мещанки Александры Добычкиной в мае 1823 года стало известно всем жителем Ярославля. Причиной тому послужило чудесное исцеление женщины. Она много лет страдала от жестоких болей в суставах и со слезами молилась Божией Матери. Однажды болящая увидела во сне Печерскую икону Богородицы. На изображении Пречистая Дева восседала на троне, с короной на голове. Царице Небесной предстояли преподобные Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры.
Александра получила от Божией Матери указание отыскать в Ярославле увиденный образ и совершить перед ним молебен. Страдалица обошла немало храмов. И наконец, узнала знакомое изображение! Это была фреска на стене церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Спасо-Преображенском монастыре. Приблизившись к иконе, болящая почувствовала облегчение. А после молебна Божией Матери совершенно исцелилась!
В Ярославский монастырь к чудотворному образу потянулись верующие. Были зафиксированы многочисленные исцеления. В 1860 году монастырскую церковь, в которой находилась чудотворная фреска, отреставрировали и освятили заново в честь Печерской иконы Божией Матери. Настенное изображение украсили драгоценным киотом.
Паломничество к святыне продолжалось почти сто лет. После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь закрыли. Безбожники варварски скололи со стены Печерского храма лик Царицы Небесной. Однако, на этом история чудотворного образа не закончилась. В 2023 году реставраторы восстановили настенное изображение Печерской Ярославской иконы по дореволюционным описаниям. Святыня вновь доступна для поклонения!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Два дня Поста. Светлана Бакулина
Последние несколько лет у меня сложилась традиция приезжать на первую неделю Великого поста пожить в монастыре. Там я стала узнавать больше о смыслах, традициях, символизме этого церковного периода.
Например, когда приехала впервые, узнала, что в первые два дня Великого поста монашествующие вообще не вкушают пищу и не пьют даже воду. Говорят, что такая строгость первых дней задаёт некий правильный тон на всю четыредесятницу.
Я видела вживую, как складывается день этих людей: с пяти утра и до двенадцати дня соборно в молитве на Богослужении, затем с пяти и до семи вечера вновь в храме на Великом повечерии с чтением канона Андрея Критского. Часть Богослужения проходит на коленях. В лицах этих людей не видно страданий от недоедания, недосыпания, но наоборот столько силы и энергии. «Но откуда?» — задумалась я. Для меня и день прожить без вкусной еды — подвиг, а прийти на службу и пробыть там несколько часов на ногах, не поев, не поспав и так каждый день, — это что-то фантастическое. «Физической силы тут недостаточно точно, здесь необходима сила духовная» — размышляла я.
На следующий год я попробовала подражать монахам в воздержании. Но целью были не духовные мотивы, а просто проверить физически смогу я прожить два дня без еды или нет. Один день смогла, да только уже на второй объелась так, как не наедалась даже до поста. Так что план тренировки в воздержании в пост был провален.
Ещё через год решила, что уж на третий раз я точно смогу, как монахи. Главное в этот раз не о еде думать, а настраиваться на пост душевный. В прошлый не получилось у меня одухотворится и попоститься, потому что я неправильные цели ставила — заключила я. Теперь буду ходить на все службы и утром, и вечером и все молитвы читать вместе с монахами. Есть и пить два дня не буду. И вот после таких подвигов уж наверняка все грехи и страсти как рукой снимет с меня — самонадеянно решила я.
Первый день прошёл отлично. Так мне показалось. Провела 8 часов в храме, на еду и воду не смотрела, статьи духовного содержания читала. Так я была довольна собой, что очень захотелось с кем-то поделиться своими успехами и новыми знаниями.
«В монастыре никого таким не удивишь» — решила я. Здесь это не подвиг, а обычный день. И вот на моё счастье позвонил из города мой знакомый. Что-то стал спрашивать, а я ему в ответ давай рассказывать о своём дне в монастыре. Рассказ мой оказался ему не так интересен. Мы даже успели слегка повздорить на религиозной почве. «Ага. А ещё православным себя называет. А сам на каноне Андрея Критского ни разу в жизни не был. Совсем о покаянии не думает...» — с осуждением бросила я фразу под конец разговора. Конечно же, обидела человека. Разговор получился плохой. Я разозлилась, успела осудить.
Ночью спала плохо и второй день моего постничества начался уже не так гладко, как вчера. С самого утра меня бросало то в жар, то в холод, кружилась голова. Всё раздражало. В голове крутился вчерашний неприятный разговор. На службе уже не могла ни стоять, ни сидеть. Стала молиться: «Господи, помоги!». И в голове вдруг возник вопрос: «А я точно вообще всё делаю правильно?» Буквально вчера я читала статью, где приводилась цитата Серафима Саровского: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Теперь я поняла насколько точно она характеризовала меня. Ограничив себя постом телесным, я совершенно пренебрегла постом духовным. Но одно без другого невозможно. И первое, что я сделала после службы — написала тому человеку, попросила прощения. Это был мой первый шаг к исправлению. Вторым шагом стало осознание своих мотивов — тщеславный подход к посту. Я приписывала все успехи, изменения и достижения исключительно себе и своей силе воли. В то время как сам Господь сказал: «Без меня не можете творить ничего». И ведь действительно это так. Только стоило в молитве обратить к нему, как всё стало налаживаться, в том числе моё состояние и мысли.
Эти два дня поста действительно помогли мне начать внутреннюю работу над собой. Которую я продолжаю и по сей день. Только теперь не одна. С Богом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 сентября. О фарисействе
В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова, сказанные Христом к фарисеям: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти».
О фарисействе, — епископ Черняховский и Славский Николай.