Куликовская битва — сражение русских войск с армией Мамая, военачальника Золотой Орды, состоялась 8 сентября 1380 года. Победа объединенного войска Древнерусского государства под предводительством московского и владимирского князя Дмитрия Донского стала первым шагом к свержению монголо-татарского ига и восстановлению единства и мощи Руси. Огромное историческое значение Куликовской битвы подчёркивали учёные во все времена. А вот её духовную значимость пытались оспорить. В позднесоветский период, когда коммунистическая идеология начала стремительно терять своё влияние, а многие люди повернулись к Богу и Церкви, такие издания, как например, журнал «Вопросы научного атеизма», пытались подвергнуть сомнениям два известнейших факта. Во-первых — то, что на битву князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский (тогда — игумен Троице-Сергиевой лавры). А во-вторых — то, что в битве принимали участие монахи Троицкой обители — Пересвет и Ослябя.
Аргументы авторов, которые это утверждали, на первый взгляд могут показаться даже логичными. Так, например, советский историк Владимир Кучкин подчёркивал, что к моменту Куликовской битвы у Дмитрия Донского были непростые отношения с церковью — в частности, князь пребывал в конфликте с тогдашним митрополитом Всея Руси Киприаном. За это крепко зацепились советские пропагандисты: мол, разве мог бы Сергий благословить правителя, который находился в разногласиях с главой Церкви? Однако о том, что перед битвой князь смиренно испросил благословения у Троицкого игумена, и получил его, свидетельствуют, как минимум, три исторических источника: житие преподобного Сергия Радонежского, а также древнерусские литературные памятники: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». В достоверности этих событий не сомневается современный историк Дмитрий Володихин. По его мнению, сложно представить, чтобы преподобный Сергий в столь серьёзный момент проявил малодушие и отвернулся от князя, идущего, быть может, на смерть за своё Отечество. Историк русского средневековья Николай Борисов много лет детально изучал вопрос достоверности Сергиева благословения. И пришёл к выводу, что все действия, связанные с историей о благословении Сергия, чётко укладываются в исторический контекст.
В «Сказании о Мамаевом побоище» есть упоминание и о том, что двое из монастырской братии Троицкой обители отправились в поход вместе с князем Дмитрием Донским. Александр Пересвет и его брат Андрей Ослябя. В жестокой схватке на Куликовом поле Пересвет победил татарского богатыря Челубея, и сам отдал свою жизнь. Однако, как же мог монах сражаться с оружием в руках и убивать? Ведь церковный устав запрещает монахам проливать кровь. На этот аргумент особо напирала советская пропаганда, пытаясь доказать, что битва Пересвета с Челубеем — лишь плод фантазии летописца. Вот только нигде в «Сказании...» не говорится о том, что Пересвет и Ослябя были монахами. Да, они жили в Троицкой обители. Но, по мнению историка Дмитрия Володихина, скорее всего, на момент битвы считались послушниками. То есть, ещё только готовились к принесению монашеских обетов. А вот об их воинском искусстве «Сказание...», напротив, прямо сообщает: «Ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили». Впрочем, как бы то ни было, Пересвет совершил на поле боя истинно христианский подвиг — положил душу свою за други своя.
Летопись гласит, что, победив ордынцев, князь Дмитрий Донской, «хвалил дружину свою, которая крепко билась за веру христианскую...» А это значит, что Куликовская битва — не только сражение за независимость. Но и яркий пример «священной войны» — за русскую землю и русскую веру.
Все выпуски программы Открываем историю
«Просто любовь»
Попадаешь в некоторые греческие монастыри, как в бочку с мёдом, настолько в них чувствуется дух любви, царящий там. Нелицемерной любви и заботы. Где сама любовь и есть общая цель, не какое-то там «подвижничество», а просто любовь. Она отражается, как в зеркале, в душах и увеличивается этим отражением и отдачей. И как всё, кажется, просто, что цель оказывается — не ведение монастырского хозяйства и не благоустройство территории, и не тщательное выполнение всех предписаний, устава и правил (список бесконечен), а возделывание в себе любви нелицемерной, доброты. А что ещё нужно человеку, кроме вот такого простого, доброго к себе отношения? И заживают раны, и врачуются души многих приходящих.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Поливалка»
У нас по двору на «поливалке» ездит лихой водитель, создавая ливни и стены воды. А потом на кустах, на серебряных ниточках паутины переливаются сверкающие капельки жемчужин, самых натуральных. И кто-то, когда видит их, мысленно падает на колени и рыдает, закрыв лицо руками.
Люди гонятся за жемчугом и алмазами, но разве они не видят это сокровище вокруг себя?
Все выпуски программы Утро в прозе
«Мягкая осень»
Жизнь, вот она, началась и продолжилась здесь, в этой мягкой осени, тёплых красках, лёгкости, чёткости и ясности, в каждом вздохе полной грудью либо, наоборот, в затаённом дыхании. Она вбирает всем своим существом суть, эссенцию, наполненность, замирает взглядом на каждой вычерченной красной веточке, каждом оставшемся жёлтом листике, погружается в прозрачную палитру осени: лазурь, небеса, купола...
Все выпуски программы Утро в прозе