Куликовская битва — сражение русских войск с армией Мамая, военачальника Золотой Орды, состоялась 8 сентября 1380 года. Победа объединенного войска Древнерусского государства под предводительством московского и владимирского князя Дмитрия Донского стала первым шагом к свержению монголо-татарского ига и восстановлению единства и мощи Руси. Огромное историческое значение Куликовской битвы подчёркивали учёные во все времена. А вот её духовную значимость пытались оспорить. В позднесоветский период, когда коммунистическая идеология начала стремительно терять своё влияние, а многие люди повернулись к Богу и Церкви, такие издания, как например, журнал «Вопросы научного атеизма», пытались подвергнуть сомнениям два известнейших факта. Во-первых — то, что на битву князя Дмитрия Донского благословил преподобный Сергий Радонежский (тогда — игумен Троице-Сергиевой лавры). А во-вторых — то, что в битве принимали участие монахи Троицкой обители — Пересвет и Ослябя.
Аргументы авторов, которые это утверждали, на первый взгляд могут показаться даже логичными. Так, например, советский историк Владимир Кучкин подчёркивал, что к моменту Куликовской битвы у Дмитрия Донского были непростые отношения с церковью — в частности, князь пребывал в конфликте с тогдашним митрополитом Всея Руси Киприаном. За это крепко зацепились советские пропагандисты: мол, разве мог бы Сергий благословить правителя, который находился в разногласиях с главой Церкви? Однако о том, что перед битвой князь смиренно испросил благословения у Троицкого игумена, и получил его, свидетельствуют, как минимум, три исторических источника: житие преподобного Сергия Радонежского, а также древнерусские литературные памятники: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». В достоверности этих событий не сомневается современный историк Дмитрий Володихин. По его мнению, сложно представить, чтобы преподобный Сергий в столь серьёзный момент проявил малодушие и отвернулся от князя, идущего, быть может, на смерть за своё Отечество. Историк русского средневековья Николай Борисов много лет детально изучал вопрос достоверности Сергиева благословения. И пришёл к выводу, что все действия, связанные с историей о благословении Сергия, чётко укладываются в исторический контекст.
В «Сказании о Мамаевом побоище» есть упоминание и о том, что двое из монастырской братии Троицкой обители отправились в поход вместе с князем Дмитрием Донским. Александр Пересвет и его брат Андрей Ослябя. В жестокой схватке на Куликовом поле Пересвет победил татарского богатыря Челубея, и сам отдал свою жизнь. Однако, как же мог монах сражаться с оружием в руках и убивать? Ведь церковный устав запрещает монахам проливать кровь. На этот аргумент особо напирала советская пропаганда, пытаясь доказать, что битва Пересвета с Челубеем — лишь плод фантазии летописца. Вот только нигде в «Сказании...» не говорится о том, что Пересвет и Ослябя были монахами. Да, они жили в Троицкой обители. Но, по мнению историка Дмитрия Володихина, скорее всего, на момент битвы считались послушниками. То есть, ещё только готовились к принесению монашеских обетов. А вот об их воинском искусстве «Сказание...», напротив, прямо сообщает: «Ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили». Впрочем, как бы то ни было, Пересвет совершил на поле боя истинно христианский подвиг — положил душу свою за други своя.
Летопись гласит, что, победив ордынцев, князь Дмитрий Донской, «хвалил дружину свою, которая крепко билась за веру христианскую...» А это значит, что Куликовская битва — не только сражение за независимость. Но и яркий пример «священной войны» — за русскую землю и русскую веру.
Все выпуски программы Открываем историю
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема