
Светлана Бакулина
Когда я делала свои первые осознанные шаги в храме, для меня был важен личный пример человека в церкви. На кого ориентироваться. Таким человеком стал один из священников в храме, куда я ходила — отец Петр. Слова батюшки никогда не расходились с действиями. Он жил так, как проповедовал.
У него я впервые исповедовалась, советовалась по важным вопросам и всегда опиралась на его рекомендации. Он был настоящим авторитетом в духовной жизни.
Но через пять лет моего батюшку, к которому я так привыкла и к которому регулярно ходила на исповедь, перевели служить в другой храм. За 180 км от моего города! Машины у меня своей не было. А значит, регулярное общение на этом обрывалось...
Тогда я впервые ощутила, что значит выражение «выбить опору из-под ног». Словно, были костыли, на которые я опиралась, и их отобрали, оставив меня с неокрепшими ногами падать.
В тот момент мне пришлось честно ответить себе на вопрос: Буду ли я ходить в храм, исповедоваться, причащаться, как раньше? Или частота моих посещений теперь зависит от регулярности встреч с полюбившимся батюшкой?
Решила — постараюсь научиться отделять таинства церкви от личного расположения к человеку. И продолжу ходить в церковь, как прежде.
Но теперь мне предстояло исповедоваться другому священнику. Тому, который остался в храме после отъезда отца Петра. А храм — единственный в городе.
В душе началась борьба. И сколько бы себе не объясняла, что грехи мы исповедуем Богу, а не священнику, принять этот факт в реальности долгое время не получалось. Поначалу в новом священнике мне не нравилось всё: то, по моему мнению, он был слишком молчалив, то ничего мне не советовал, то посоветовал, да не то, что я хотела бы.
Я постоянно сравнивала его с отцом Петром. Но это были два совершенно разных человека. Из общего у них — только любовь к Богу, искреннее желание помочь ближнему, ну и, разве что, епископ, у которого они оба исповедовались.
Шло время. Я начала привыкать и к этому священнику, отцу Владимиру. Его ответы на мои вопросы уже не казались такими строгими и неуместными. А молчаливость, неспешность ответов тренировали мое терпение.
За год регулярного общения с отцом Владимиром я ощутила изменения в себе. Стала сдержаннее, спокойнее. Вероятно, начала подражать новому духовному наставнику. Теперь прилепилась к нему. Когда уезжала надолго из города, знала, что могу позвонить батюшке, в коротком разговоре он не откажет. Таким образом вновь чувствовала поддержку и опору с духовной точки зрения.
В одном таком телефонном разговоре я узнала, что в нашей епархии грядут перемены. Епископ, более 10 лет её возглавлявший ушёл на покой. На смену приходит другой, совершенно незнакомый нам человек.
Новости меня напугали. Ведь я хорошо знала Владыку. Нравился мне его подход к жизни, проповеди и образовательные проекты, в которых я часто принимала участие. В голове пробежала мысль: Почему так ? Только я привыкла к одним изменениям, случаются другие. Опять человека, который для меня является ориентиром в жизни, отправляют подальше от меня.
— Почему так происходит? — спросила я отца Владимира.
— Света, скажи, кто главный в церкви? — в ответ спросил он.
— Ну... эээ... — Я задумалась.
Он прервал...неловкую паузу:
— В церкви главный — Бог. Неужели Он не видит того, что происходит? Конечно, видит. И знает, что, кому, где, когда и как лучше. Богу надо доверять.
Он сказал такие простые, но такие важные для меня слова. Я впервые над ними задумалась. И поняла, что каждый раз совершала одну и ту же ошибку. Привязывалась к месту, к людям, боялась любых изменений и не замечала в них промысла Божьего. А ведь каждый такой поворот приносит пользу моей душе! Да, привычное менять всегда страшно, но если на то есть Божья воля, все будет во благо!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер