
Светлана Бакулина
Когда я делала свои первые осознанные шаги в храме, для меня был важен личный пример человека в церкви. На кого ориентироваться. Таким человеком стал один из священников в храме, куда я ходила — отец Петр. Слова батюшки никогда не расходились с действиями. Он жил так, как проповедовал.
У него я впервые исповедовалась, советовалась по важным вопросам и всегда опиралась на его рекомендации. Он был настоящим авторитетом в духовной жизни.
Но через пять лет моего батюшку, к которому я так привыкла и к которому регулярно ходила на исповедь, перевели служить в другой храм. За 180 км от моего города! Машины у меня своей не было. А значит, регулярное общение на этом обрывалось...
Тогда я впервые ощутила, что значит выражение «выбить опору из-под ног». Словно, были костыли, на которые я опиралась, и их отобрали, оставив меня с неокрепшими ногами падать.
В тот момент мне пришлось честно ответить себе на вопрос: Буду ли я ходить в храм, исповедоваться, причащаться, как раньше? Или частота моих посещений теперь зависит от регулярности встреч с полюбившимся батюшкой?
Решила — постараюсь научиться отделять таинства церкви от личного расположения к человеку. И продолжу ходить в церковь, как прежде.
Но теперь мне предстояло исповедоваться другому священнику. Тому, который остался в храме после отъезда отца Петра. А храм — единственный в городе.
В душе началась борьба. И сколько бы себе не объясняла, что грехи мы исповедуем Богу, а не священнику, принять этот факт в реальности долгое время не получалось. Поначалу в новом священнике мне не нравилось всё: то, по моему мнению, он был слишком молчалив, то ничего мне не советовал, то посоветовал, да не то, что я хотела бы.
Я постоянно сравнивала его с отцом Петром. Но это были два совершенно разных человека. Из общего у них — только любовь к Богу, искреннее желание помочь ближнему, ну и, разве что, епископ, у которого они оба исповедовались.
Шло время. Я начала привыкать и к этому священнику, отцу Владимиру. Его ответы на мои вопросы уже не казались такими строгими и неуместными. А молчаливость, неспешность ответов тренировали мое терпение.
За год регулярного общения с отцом Владимиром я ощутила изменения в себе. Стала сдержаннее, спокойнее. Вероятно, начала подражать новому духовному наставнику. Теперь прилепилась к нему. Когда уезжала надолго из города, знала, что могу позвонить батюшке, в коротком разговоре он не откажет. Таким образом вновь чувствовала поддержку и опору с духовной точки зрения.
В одном таком телефонном разговоре я узнала, что в нашей епархии грядут перемены. Епископ, более 10 лет её возглавлявший ушёл на покой. На смену приходит другой, совершенно незнакомый нам человек.
Новости меня напугали. Ведь я хорошо знала Владыку. Нравился мне его подход к жизни, проповеди и образовательные проекты, в которых я часто принимала участие. В голове пробежала мысль: Почему так ? Только я привыкла к одним изменениям, случаются другие. Опять человека, который для меня является ориентиром в жизни, отправляют подальше от меня.
— Почему так происходит? — спросила я отца Владимира.
— Света, скажи, кто главный в церкви? — в ответ спросил он.
— Ну... эээ... — Я задумалась.
Он прервал...неловкую паузу:
— В церкви главный — Бог. Неужели Он не видит того, что происходит? Конечно, видит. И знает, что, кому, где, когда и как лучше. Богу надо доверять.
Он сказал такие простые, но такие важные для меня слова. Я впервые над ними задумалась. И поняла, что каждый раз совершала одну и ту же ошибку. Привязывалась к месту, к людям, боялась любых изменений и не замечала в них промысла Божьего. А ведь каждый такой поворот приносит пользу моей душе! Да, привычное менять всегда страшно, но если на то есть Божья воля, все будет во благо!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема