Иордания - страна, которую стоит посетить каждому православному христианину. В Иордании прекрасно сохранились многие ветхозаветные и древнехристианские памятники. К сожалению, наши соотечественники ассоциируют Иорданию часто исключительно с таинственным городом Петра, высеченным прямо в скале. А ведь именно в Иордании, например, находится место, где Господь Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи.
Иордания удивляет и многим иным. Например, здесь в течение веков уживаются люди разных вер и культур. В настоящее время население Иордании составляет около шести миллионов человек. Большинство из них исповедует ислам. Христиан же в Иордании около 400 тысяч человек - две трети из них православные христиане. Иорданские православные бережно хранят свои традиции. Что, бывает, совсем не просто.
Например, в Иордании только Рождество из всех православных праздников является выходным днем, а Пасха - нет. Всё потому, что в исламском мире выходным днем считается пятница, к ней в Иордании присоединяется суббота. Теперь о самобытных традициях иорданского православия. Среди местных арабов-христиан считается уместным и даже необходимым надевать на службы в воскресенье поверх одежды большие кресты. Естественно, что в мусульманской стране для христиан такой крест – это возможность молчаливой проповеди и возможность засвидетельствовать свою веру. На службе почти каждый третий надевает крест поверх одежды, причем крест такого размера, который вполне подошел бы для священника. В остальные дни некоторые православные иорданцы также носят большие кресты навыпуск.
Почти у всех иорданских православных на запястьях, на шее и на других видных местах очень часто вытатуирован крест или другие христианские символы - якорь, рыба или монограмма имени Иисус Христос. Это также является формой молчаливой проповеди христианства в исламской среде.
Татуировка в виде креста - довольно распространенное явление среди христиан на Ближнем востоке и в Египте. Татуировка заменяет собой нательный крест. Это, если хотите, некое подобие страховки, чтобы никто не мог крест с шеи сорвать и его осквернить. Если татуировки в виде крестов выделяют местных христиан, то в остальном они почти никак внешне не отличаются от окружающих. Например, христиане мужчины носят на головах арафатки, особые платки, часто красные, арабские, и почти никогда черные, палестинские. Снимаются арафатки только в храме на богослужении.
Кстати о богослужении. Раньше оно в иорданских храмах совершалось только на греческом языке, сегодня все чаще местные священники служат на арабском. И напоследок еще об одной местной традиции. Когда службы заканчиваются, в православных храмах в Иордании включают компакт-диски с богослужебными песнопениями, которые играют все время, пока открыт храм. Это создает, с точки зрения иорданцев, настрой на молитву и особую атмосферу.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.