Давным-давно это было. Где камни лежали — там теперь леса выросли, где реки бежали — сопки стоят.
У одного охотника была дочь-красавица по имени Ладо. Лицо у неё широкое и белое, как полная луна. Глазки — как чёрная смородина, губы — как спелая малина. Парни от неё глаз отвести не могут, так и звали девушку — Красотуля.
Всё бы хорошо, вот только делать Ладо ничего не умела. Боялись родители, как бы у Красотули руки от тяжёлой работы не загрубели и глаза от рукоделия не покраснели, вот и выросла она неженкой и белоручкой.
Посватался к Ладо один парень-рыбак, но она отвернулась от жениха и говорит:
— Отойди, от тебя рыбой пахнет. Как я с тобой буду жить? Вечно в рыбьей чешуе ходить?
Посватался к Ладо другой парень. Лучшая упряжка собак была у него, хорошее стадо оленей держал.
Но Ладо на него даже руками замахала:
— Отойди, от тебя собаками пахнет. Как с таким жить буду? Придётся каждый день твоих собак кормить...
Говорит мать Ладо:
— Зачем попрекаешь парней работой, зря обижаешь, нехорошо это. Где ты себе жениха собираешься искать, на небе, что ли?
Запали в душу Ладо эти слова. Пошла она в лес, нашла самое высокое дерево и решила по нему на небо взобраться, жениха там поискать. Да только сучок под ней подломился, и упала Ладо вниз, на мягкий мох. Лежит девушка под деревом, плачет: ногу ушибла, встать не может.
А тут как раз парень-охотник по тайге шёл. Увидел он под деревом девушку, взял на руки, домой понёс.
— Значит, ты и есть мой небесный жених,— говорит Ладо.
— Навряд ли, — усмехнулся парень. — Я к тебе уже сватался, и ты сказала, что от меня зверем пахнет.
— У меня отец — тоже охотник, я привыкла, — говорит девушка. — Приходи снова к нему меня сватать.
— Может, и приду, — сказал парень. — Только ты, Красотуля, сначала научись огонь в очаге разводить и обед варить — я с охоты голодным прихожу. Научись шкурки выделывать, мне в этом деле помощница нужна. А ещё халаты оленьим волосом вышивать, чтобы мы дома красивыми и в тепле ходили...
— Ради тебя я всему научусь, — сказала Ладо. — Ты меня в тайге спас, я тебя как свою жизнь любить буду.
Вскоре Ладо с молодым охотником и свадьбу сыграли. Дети у них родились — просто на загляденье: личики широкие и белые, глазки — как чёрная смородина. Говорят, от них все негидальцы пошли — дальневосточная народность, живущая в низовьях Амура и по берегам реки Аргуни.
Только Ладо своих детей с ранних лет к труду приучала, помня о том, как она из-за своей избалованности чуть семейного счастья не лишилась. Ведь где труд, там и счастье.
(по мотивам негидальской сказки)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.