
Давным давно, когда наш каменный храм только строился, вся приходская жизнь проходила в деревянном временном храме Покрова Божией Матери. Утром дежурная по храму, Лена, открывала двери и весь день встречала людей, отвечала на их вопросы. Каждый день прилетали воробушки, а Лена их подкармливала. Однажды со стайкой воробьев прилетел полакомится вкусными зернышками волнистый попугайчик. Видимо, вылетел у кого-то из окошка. Из соседних дворов приходили несколько кошечек — им тоже доставалось лакомства Лены. Но чаще всех приходила маленькая черная кошечка — котёнок, примерно месяцев 7-ми от роду. Каждый раз, становясь на ступеньки и вдыхая аромат ладана, который так щедро кадили на службе, она просилась в храм. Храмовые бабушки говорили сердобольной дежурной: «Ох, Лена, кошечка место ищет, наверное, котят принесёт — посмотри какой у нее животик!» Но котят никаких не было, а кошечка все чаще приходила к храму. Ее стали пускать спать в каморку к дежурному. Храм был маленький, а хозяйственных помещений еще не было. И все облачения хранились в той же каморке. Вот под облачениями как раз больше всего и любила спать кошечка. Но со временем все же выяснилось, что это котик! Мальчик! Так и назвали — кот Мальчик!
Батюшка благословил назначить кота ответственным за отсутствие мышей и крыс. И с тех пор это наш полноценный сотрудник храма!
Мальчик регулярно ходил с охраной осматривать территории строящегося храма и дома притча, проверял чтобы ни одна мышь не проскочила! Без него трудно представить себе жизнь сегодня: служба начинается — Мальчик придёт, сядет в притворе у входа и всех встречает. Под краном бака со святой водой стоит тазик, чтобы, когда наливают водичку не проливать на пол. Так Мальчик приходит и пьет из этого тазика водичку. А наши прихожане наклоняют ему тазик чтобы было удобнее пить. Мальчик любит спать в алтаре на горнем месте — там стоит мягкое кресло, на котором сидит Владыка во время богослужения.
Когда приезжают на отпевание — он почти всегда встретит машину. Иногда придет и потрется о ноги близких, родственников умершего. И мы всегда думаем, что, наверное, хорошим человеком был усопший.
У кота есть свои благотворители: есть личный ветеринар, и есть несколько людей, которые приносят ему корм, и даже специально варят для него курочку или рыбку.
В большие праздники Мальчик не прячется, а наоборот — в центре внимания. Может прийти и разлечься прям посреди храма, а люди вокруг умиляются и чешут его за ушком.
Он всегда рядом с человеком, у которого что-то случилось. Зайдешь в храм, а он спит у кого-то из прихожан на коленках — значит этому человеку нужно тепло и поддержка.
Буквально на днях мы увидели картину: идут 3 женщины по улице в сторону лавочки, а Мальчик идёт посередине вместе с ними, будто ведёт их. Зашел с ними в лавочку и трется о ноги одной из этих женщин. Оказалось, у нее дочка погибла, а Мальчик таким образом утешал.
Иногда кажется, что он, будто человек, все, все понимает! И ведь пришел к нам в храм он сам, никто его не приводил. Как говорится в 150-м псалме: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» — вот наш Мальчик и восхваляет Бога каждый день, защищая его от вредителей и утешая людей, которые в этом нуждаются.
Автор: Мария Миргородская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер