— Простите, пожалуйста! Я, кажется, на ногу вам наступил?
— Ничего страшного, не беспокойтесь. Я только переживал, что вы упадете — вы пятились. Ловили удачное расстояние, чтобы картину получше рассмотреть?
— Какую картину? Ах, картину. Нет, я не очень люблю живопись.
— Жаль! Здесь, в Омском художественном музее замечательная коллекция. Да и что здесь делать, если не любишь изобразительное искусство?
— Это личное. Впрочем, я вам скажу. Вы только стойте вот также, не оборачивайтесь. Вон там, в соседнем зале — девушка, которая мне очень нравится. Она учится в моем колледже, в параллельной группе. Я давно собираюсь поговорить с ней, но не решаюсь. Стесняюсь. Узнал, что она сегодня в музей идет, думал — здесь наконец-то всё скажу. А она с мамой пришла. Неловкая ситуация. Понимаете?
— Конечно, понимаю! Тем более, что подобная история запечатлена на полотне, которое вы отказываетесь замечать.
— Правда? Это на каком же?
— А вот — «Возвращение из церкви». Картину написал в 1911 году художник Константин Вещилов.
— Пейзаж мне нравится. Ранняя весна — снег пожелтел, дороги размыло, река вскрылась. Вроде грязь кругом, а всё равно красиво. Белокаменный храм с зелёными куполами на заднем плане. Из него выходят какие-то люди в старинных одеждах. Но где же здесь история? Ну, как у меня со Светой. Девушку Светой зовут. А меня Мишей.
— Очень приятно, я Андрей Борисович. А история очевидна, посмотрите внимательней. Молодая боярышня в ярко-красном сарафане и кокошнике, расшитом золотом, возвращается с матерью из церкви. А поодаль, видите? — юноша. Он заметил красавицу в храме и теперь идёт за дамами, но делает вид, что оказался рядом с ними случайно.
— Ой, а ведь правда! И девушка заметила, что он на неё глядит. Она украдкой оглядывается. Этот парень тоже, что ли, стесняется? Как я?
— Нет, у него другие проблемы. Судя по одежде героев, Константин Вещилов изобразил шестнадцатый век. И в то время было немыслимым, чтобы юноша и девушка знакомились на улице, завязывали отношения. О свадьбе договаривались через родителей. Но герой картины, как мы видим, настроен решительно. Сдаётся мне, что он вскоре уговорит отца прислать в дом девушки сватов.
— И как вы думаете, Андрей Борисович, есть у него шанс?
— Думаю, да. Пожениться в те времена могли люди строго одного сословия. А пара на картине — явно ровня друг другу. И девушка, как мы уже отметили, одета богато, и на юноше, взгляните — парчовый кафтан нараспашку, белая рубаха с алым кушаком, красные сафьяновые сапоги. Явно оба персонажа картины — из боярских семей. Так что, полагаю, родители благословят их на венчание.
— Но всё-таки хорошо, что в двадцать первом веке можно напрямую девушке сказать про любовь.
— Конечно, хорошо. Любовь, Миша, похожа на диковинный цветок, который нужно вырастить и уберечь, не сломать. И во все времена это было непросто. Константин Вещилов в своей картине «Возвращение из церкви» показал зарождающиеся отношения между юношей и девушкой в шестнадцатом столетии — и мы, люди двадцать первого века, искренне сопереживаем героям.
— А меня персонаж картины вдохновил на решительные действия! Вот прямо сейчас пойду и поговорю со Светой!
«Картину Константина Вещилова „Возвращение из церкви“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
Шоколадки с ароматом ладана. Ксения Хайсанова
«Надо всех любить, всех жалеть, за всех молится» — эти слова любил повторять иеродиакон из Оптиной пустыни. Илиодор (Гайриянц)
Отца Илиодора всегда было видно и слышно издалека. Его голос обычно доносился из центра небольшой толпы. Люди сбивались в стайку вокруг отца диакона, а он с широкой улыбкой что-то рассказывал, отвечал на вопросы, дарил гостинцы
Наша первая встреча с ним произошла так: примерно 8 лет назад, мы с папой шли в часовню к новомученикам, я тогда еще на коляске передвигалась, а отец Илиодор из этой часовни выходил.
О чем-то спросил папу, потом меня:
— Как тебя зовут?
— Ксения
— Подожди... — он достал из кармана рясы помянник, — Ксения. Запишу. Господь тебе поможет.
Убрал помянник в карман, а вынул оттуда маленькую шоколадку. Она насквозь пропиталась ароматом ладана.
— Держи, — протянул отец Илиодор с улыбкой.
Ещё помню, как в другой раз мы приехали с мамой в Оптину на день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Наша паломническая группа состояла из детей-инвалидов и их мам. Все мы проходили лечение в одном из санаториев Калужской области. Моя душа тогда ликовала. Я — в любимой Оптиной! И довелось приложиться к мощам святого Амвросия в день его праздника!
Мы вышли из храма и тут к нам стремительно подошел отец Илиодор. Он, видимо, собирался уезжать по делам, но, увидев группу детей, остановился.
— Детей надо накормить! — сказал отец диакон и велел нам идти в чайную. Сам отлучился, а потом вернулся с двумя большими пакетами. В них были шоколадки. Отец Илиодор вложил угощение в ладошку каждому из ребят.
— Жаль не могу побыть с Вами подольше, ждут — извинился наш знакомый и ушел так же быстро, как появился. На сердце у меня осталось много-много любви. Будто каждый из нас стал самым дорогим человеком на свете для этого доброго монаха.
Осенью 2020 года отец Илиодор попал в больницу. Многие, кто с ним общался, просили молитв. Казалось, здоровье у нашего доброго диакона — богатырское. Мощный, сильный, живой, всегда радостный!
26 октября 2020 года отец Илиодор преставился ко Господу. Когда я узнала, стало очень больно.
Я спрашивала сама себя: «Ксюша, ты чего? Так больно должно быть тем, кто близко знал отца Илиодора, а ты... Несколько встреч, несколько подаренных шоколадок, добрая улыбка — вот и всё что нас связывало».
Но я плакала и плакала, вспоминая, то улыбку, то голос, то его взгляд, то шоколадки... Спустя время скорбь сменилась тихой радостью о том, что отец Илиодор теперь с Господом, а еще о том, что Бог подарил мне эти несколько встреч. Ведь такие люди — настоящие светочи Христовы, и когда мы с ними хоть на мгновение соприкасаемся, не можем остаться прежними. Их доброе отношение меняет нас, открывая, что такое христианская любовь, к которой призван каждый из нас. Эти люди вдохновляют и нас на проявление любви к ближнему.
Теперь, когда я унываю, вспоминаю отца Илиодора Душевная тоска сразу рассеивается, становится радостно. Господи, дай и мне стяжать хоть немного той любви по отношению к близким, какую я чувствовала от этого доброго человека.
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение
27 октября. О пророчестве Христа о Себе Самом

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
О пророчестве Христа о Себе Самом — священник Родион Петриков.
В данных словах нам нужно обратить внимание на первое слово «должно». Оно указывает не на слепой рок, а на глубокий божественный замысел. Страдание Христа — это не случайная трагедия, а исполнение воли Божией, предсказанное ещё пророками.
Он должен быть отвергнут религиозными лидерами своего народа, теми, кто, казалось бы, больше всех должен был узнать в Нём Мессию. Это пророчество показывает нам две важные вещи. Во-первых, предельную честность Христа Спасителя. Он не обманывал учеников и не сулил им легкой жизни, а с самого начала открывал им всю горькую и божественную правду о Своей миссии.
Во-вторых, оно открывает природу нашего спасения. Спасение пришло не через триумфальную силу сверхчеловека и сверхпобедителя, а через добровольное страдание истинного Бога и истинного человека, через Его отвержение, смерть, побеждённую Его воскресением.
Так, любая наша надежда должна корениться именно вот в этом «должно», в том, что путь через крест ведёт к жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 октября. О довольствовании тем, что имеем

В 4-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть».
О довольствовании тем, что имеем, — священник Николай Дубинин.
В Послании к филиппийцам апостол Павел пишет очень драматичные вещи, очень сердечные. Он говорит: «Братья, вы обо мне заботились, да и я сам научился быть довольным всем тем, что у меня есть. Я умею жить в скудости, — он говорит, — умею жить в изобилии. И научился всему, чтобы насыщаться и терпеть голод, быть и в изобилии, и в недостатке».
Вот эта универсальность и способность Бога благодарить за всё, что есть, она должна быть приличной каждому христианину. Нельзя быть добрым христианином только тогда, когда у тебя всё хорошо.
Иногда от нас требуется подвиг — благодарить Бога и со смирением принимать и скорби, и недостатки, и тесноту, которая выпадает нам в жизни.
Именно это и есть существенный подвиг настоящей христианской жизни — оставаться Богу благодарными за всё: и за хорошее, и за те испытания, которые выпадают нам в жизни. Этим и проверяется наша подлинная вера и доверие Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема







