
— Простите, пожалуйста! Я, кажется, на ногу вам наступил?
— Ничего страшного, не беспокойтесь. Я только переживал, что вы упадете — вы пятились. Ловили удачное расстояние, чтобы картину получше рассмотреть?
— Какую картину? Ах, картину. Нет, я не очень люблю живопись.
— Жаль! Здесь, в Омском художественном музее замечательная коллекция. Да и что здесь делать, если не любишь изобразительное искусство?
— Это личное. Впрочем, я вам скажу. Вы только стойте вот также, не оборачивайтесь. Вон там, в соседнем зале — девушка, которая мне очень нравится. Она учится в моем колледже, в параллельной группе. Я давно собираюсь поговорить с ней, но не решаюсь. Стесняюсь. Узнал, что она сегодня в музей идет, думал — здесь наконец-то всё скажу. А она с мамой пришла. Неловкая ситуация. Понимаете?
— Конечно, понимаю! Тем более, что подобная история запечатлена на полотне, которое вы отказываетесь замечать.
— Правда? Это на каком же?
— А вот — «Возвращение из церкви». Картину написал в 1911 году художник Константин Вещилов.
— Пейзаж мне нравится. Ранняя весна — снег пожелтел, дороги размыло, река вскрылась. Вроде грязь кругом, а всё равно красиво. Белокаменный храм с зелёными куполами на заднем плане. Из него выходят какие-то люди в старинных одеждах. Но где же здесь история? Ну, как у меня со Светой. Девушку Светой зовут. А меня Мишей.
— Очень приятно, я Андрей Борисович. А история очевидна, посмотрите внимательней. Молодая боярышня в ярко-красном сарафане и кокошнике, расшитом золотом, возвращается с матерью из церкви. А поодаль, видите? — юноша. Он заметил красавицу в храме и теперь идёт за дамами, но делает вид, что оказался рядом с ними случайно.
— Ой, а ведь правда! И девушка заметила, что он на неё глядит. Она украдкой оглядывается. Этот парень тоже, что ли, стесняется? Как я?
— Нет, у него другие проблемы. Судя по одежде героев, Константин Вещилов изобразил шестнадцатый век. И в то время было немыслимым, чтобы юноша и девушка знакомились на улице, завязывали отношения. О свадьбе договаривались через родителей. Но герой картины, как мы видим, настроен решительно. Сдаётся мне, что он вскоре уговорит отца прислать в дом девушки сватов.
— И как вы думаете, Андрей Борисович, есть у него шанс?
— Думаю, да. Пожениться в те времена могли люди строго одного сословия. А пара на картине — явно ровня друг другу. И девушка, как мы уже отметили, одета богато, и на юноше, взгляните — парчовый кафтан нараспашку, белая рубаха с алым кушаком, красные сафьяновые сапоги. Явно оба персонажа картины — из боярских семей. Так что, полагаю, родители благословят их на венчание.
— Но всё-таки хорошо, что в двадцать первом веке можно напрямую девушке сказать про любовь.
— Конечно, хорошо. Любовь, Миша, похожа на диковинный цветок, который нужно вырастить и уберечь, не сломать. И во все времена это было непросто. Константин Вещилов в своей картине «Возвращение из церкви» показал зарождающиеся отношения между юношей и девушкой в шестнадцатом столетии — и мы, люди двадцать первого века, искренне сопереживаем героям.
— А меня персонаж картины вдохновил на решительные действия! Вот прямо сейчас пойду и поговорю со Светой!
«Картину Константина Вещилова „Возвращение из церкви“ можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов