Учитель русских учителей, профессор Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник отечественной педагогики.
Константин Дмитриевич родился в 1823 году в Туле. Начальное образование получил дома. В 1835 году Ушинский поступил сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Годы спустя Ушинский трудился в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Константин Дмитриевич стал автором знаменитого учебника «Родное слово», в котором ставил во главу угла духовное развитие человека. На книге, пронизанной истинно христианским духом, выросло несколько поколений учеников и учителей.
Что писал о Константине Дмитриевиче Ушинском его друг и соратник Лев Модзалевский?

В Демидовском лицее города Ярославля давно прозвенел звонок, оповещавший об окончании лекций. Но двери одной из аудиторий по-прежнему оставались закрытыми. Студенты не вскакивали радостно со своих мест и не спешили, как обычно, по домам. Они, кажется, и вовсе не слышали звонка. Затаив дыхание, все слушали преподавателя. Речь профессора Константина Дмитриевича Ушинского была яркой, вдохновенной и увлекательной. «Он летит из аудитории под громом аплодисментов очарованных его речью студентов», — вспоминал эти лекции Владимир Ермилов, один из учеников Ушинского.
Учитель русских учителей — так современники называли Константина Дмитриевича — родился в 1823 году в Туле. Отец Ушинского был военным, поэтому семья довольно часто переезжала. И в конце концов осела в окрестностях городка Новгород-Северский Черниговской губернии. Там родители Константина приобрели небольшое имение. Детство и юность Ушинского прошли среди живописной природы Малороссии, которая стала для мальчика своего рода первой школой. Там он научился ценить красоту окружающего мира, любить родную землю и людей, живущих на ней. Позже в одной из своих работ Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души».
Будущий основоположник отечественной педагогики стремился к знаниям с юных лет. Начальное образование Константин получил дома. С мальчиком занималась мать, и подготовила его настолько хорошо, что в 1835 году Ушинский поступил сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Её директор, Илья Фёдорович Тимковский, стал для Ушинского примером беззаветного служения своему делу и отношения к ученикам — уважительного, неравнодушного и доброго. Именно он оказал влияние на жизненный выбор Константина. Ушинский оканчивал гимназию с твёрдым решением стать учителем. В своём дневнике он записал: «Жертвуя всем, будем трудиться для потомства! Отказавшись от почестей, славы, богатства. Не жди награды ни на земле, ни на небе, и отдай жизнь свою ко благу».
Этим принципом он руководствовался всюду, где бы ни довелось ему трудиться: в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Один из преподавателей Смольного, Виктор Острогорский, восхищался энтузиазмом и педагогическим талантом Константина Дмитриевича Ушинского: «Благодаря энергии одного человека, совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое и рутинное». По мере того, как накапливался преподавательский опыт, Ушинский анализировал его в статьях, которые публиковал на страницах известных столичных журналов — «Современник» и «Библиотека для чтения». Так зарождалась первая отечественная научная концепция педагогики. Ушинский стал автором знаменитого учебника «Родное слово», в котором ставил во главу угла духовное развитие человека. На книге, пронизанной истинно христианским духом, выросло несколько поколений учеников и учителей.
«Ушинский — это наш народный педагог, также как Пушкин — наш народный поэт, Ломоносов — первый народный ученый, Глинка — народный композитор, а Суворов — народный полководец», — писал про Константина Дмитриевича его друг и соратник Лев Модзалевский. Правда, Ушинский дифирамбов не любил и славы никогда не искал. «Принести как можно больше пользы своему отечеству — вот единственная цель моей жизни», — говорил великий педагог.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер