Учитель русских учителей, профессор Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник отечественной педагогики.
Константин Дмитриевич родился в 1823 году в Туле. Начальное образование получил дома. В 1835 году Ушинский поступил сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Годы спустя Ушинский трудился в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Константин Дмитриевич стал автором знаменитого учебника «Родное слово», в котором ставил во главу угла духовное развитие человека. На книге, пронизанной истинно христианским духом, выросло несколько поколений учеников и учителей.
Что писал о Константине Дмитриевиче Ушинском его друг и соратник Лев Модзалевский?

В Демидовском лицее города Ярославля давно прозвенел звонок, оповещавший об окончании лекций. Но двери одной из аудиторий по-прежнему оставались закрытыми. Студенты не вскакивали радостно со своих мест и не спешили, как обычно, по домам. Они, кажется, и вовсе не слышали звонка. Затаив дыхание, все слушали преподавателя. Речь профессора Константина Дмитриевича Ушинского была яркой, вдохновенной и увлекательной. «Он летит из аудитории под громом аплодисментов очарованных его речью студентов», — вспоминал эти лекции Владимир Ермилов, один из учеников Ушинского.
Учитель русских учителей — так современники называли Константина Дмитриевича — родился в 1823 году в Туле. Отец Ушинского был военным, поэтому семья довольно часто переезжала. И в конце концов осела в окрестностях городка Новгород-Северский Черниговской губернии. Там родители Константина приобрели небольшое имение. Детство и юность Ушинского прошли среди живописной природы Малороссии, которая стала для мальчика своего рода первой школой. Там он научился ценить красоту окружающего мира, любить родную землю и людей, живущих на ней. Позже в одной из своих работ Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души».
Будущий основоположник отечественной педагогики стремился к знаниям с юных лет. Начальное образование Константин получил дома. С мальчиком занималась мать, и подготовила его настолько хорошо, что в 1835 году Ушинский поступил сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Её директор, Илья Фёдорович Тимковский, стал для Ушинского примером беззаветного служения своему делу и отношения к ученикам — уважительного, неравнодушного и доброго. Именно он оказал влияние на жизненный выбор Константина. Ушинский оканчивал гимназию с твёрдым решением стать учителем. В своём дневнике он записал: «Жертвуя всем, будем трудиться для потомства! Отказавшись от почестей, славы, богатства. Не жди награды ни на земле, ни на небе, и отдай жизнь свою ко благу».
Этим принципом он руководствовался всюду, где бы ни довелось ему трудиться: в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Один из преподавателей Смольного, Виктор Острогорский, восхищался энтузиазмом и педагогическим талантом Константина Дмитриевича Ушинского: «Благодаря энергии одного человека, совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое и рутинное». По мере того, как накапливался преподавательский опыт, Ушинский анализировал его в статьях, которые публиковал на страницах известных столичных журналов — «Современник» и «Библиотека для чтения». Так зарождалась первая отечественная научная концепция педагогики. Ушинский стал автором знаменитого учебника «Родное слово», в котором ставил во главу угла духовное развитие человека. На книге, пронизанной истинно христианским духом, выросло несколько поколений учеников и учителей.
«Ушинский — это наш народный педагог, также как Пушкин — наш народный поэт, Ломоносов — первый народный ученый, Глинка — народный композитор, а Суворов — народный полководец», — писал про Константина Дмитриевича его друг и соратник Лев Модзалевский. Правда, Ушинский дифирамбов не любил и славы никогда не искал. «Принести как можно больше пользы своему отечеству — вот единственная цель моей жизни», — говорил великий педагог.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











