Учитель русских учителей, профессор Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник отечественной педагогики.
Константин Дмитриевич родился в 1823 году в Туле. Начальное образование получил дома. В 1835 году Ушинский поступил сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Годы спустя Ушинский трудился в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Константин Дмитриевич стал автором знаменитого учебника «Родное слово», в котором ставил во главу угла духовное развитие человека. На книге, пронизанной истинно христианским духом, выросло несколько поколений учеников и учителей.
Что писал о Константине Дмитриевиче Ушинском его друг и соратник Лев Модзалевский?

В Демидовском лицее города Ярославля давно прозвенел звонок, оповещавший об окончании лекций. Но двери одной из аудиторий по-прежнему оставались закрытыми. Студенты не вскакивали радостно со своих мест и не спешили, как обычно, по домам. Они, кажется, и вовсе не слышали звонка. Затаив дыхание, все слушали преподавателя. Речь профессора Константина Дмитриевича Ушинского была яркой, вдохновенной и увлекательной. «Он летит из аудитории под громом аплодисментов очарованных его речью студентов», — вспоминал эти лекции Владимир Ермилов, один из учеников Ушинского.
Учитель русских учителей — так современники называли Константина Дмитриевича — родился в 1823 году в Туле. Отец Ушинского был военным, поэтому семья довольно часто переезжала. И в конце концов осела в окрестностях городка Новгород-Северский Черниговской губернии. Там родители Константина приобрели небольшое имение. Детство и юность Ушинского прошли среди живописной природы Малороссии, которая стала для мальчика своего рода первой школой. Там он научился ценить красоту окружающего мира, любить родную землю и людей, живущих на ней. Позже в одной из своих работ Ушинский писал: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души».
Будущий основоположник отечественной педагогики стремился к знаниям с юных лет. Начальное образование Константин получил дома. С мальчиком занималась мать, и подготовила его настолько хорошо, что в 1835 году Ушинский поступил сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Её директор, Илья Фёдорович Тимковский, стал для Ушинского примером беззаветного служения своему делу и отношения к ученикам — уважительного, неравнодушного и доброго. Именно он оказал влияние на жизненный выбор Константина. Ушинский оканчивал гимназию с твёрдым решением стать учителем. В своём дневнике он записал: «Жертвуя всем, будем трудиться для потомства! Отказавшись от почестей, славы, богатства. Не жди награды ни на земле, ни на небе, и отдай жизнь свою ко благу».
Этим принципом он руководствовался всюду, где бы ни довелось ему трудиться: в ярославском Демидовском лицее, Гатчинском сиротском институте, Смольном институте благородных девиц в Петербурге. Один из преподавателей Смольного, Виктор Острогорский, восхищался энтузиазмом и педагогическим талантом Константина Дмитриевича Ушинского: «Благодаря энергии одного человека, совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое и рутинное». По мере того, как накапливался преподавательский опыт, Ушинский анализировал его в статьях, которые публиковал на страницах известных столичных журналов — «Современник» и «Библиотека для чтения». Так зарождалась первая отечественная научная концепция педагогики. Ушинский стал автором знаменитого учебника «Родное слово», в котором ставил во главу угла духовное развитие человека. На книге, пронизанной истинно христианским духом, выросло несколько поколений учеников и учителей.
«Ушинский — это наш народный педагог, также как Пушкин — наш народный поэт, Ломоносов — первый народный ученый, Глинка — народный композитор, а Суворов — народный полководец», — писал про Константина Дмитриевича его друг и соратник Лев Модзалевский. Правда, Ушинский дифирамбов не любил и славы никогда не искал. «Принести как можно больше пользы своему отечеству — вот единственная цель моей жизни», — говорил великий педагог.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов