Константин Циолковский зимой 1880 года приехал в город Боровск, чтобы преподавать арифметику и геометрию в уездном училище. Приютил молодого учителя настоятель местного единоверческого храма — Евграф Соколов. Священник жил в домике на окраине вместе с двадцатитрёхлетней дочерью Варей, которой суждено будет стать любовью всей жизни Константина Эдуардовича.
Варвара не получила никакого образования, зато была одарена художественным вкусом и умом. Она вдумчиво читала Священное Писание, духовную литературу. И Циолковский всю жизнь черпал вдохновение в Евангелии. Беседы о Христе сблизили Константина и Варвару. Они полюбили друг друга.
Константин Эдуардович много времени посвящал биологическим и физическим опытам. Первыми об их результатах узнавала Варвара. Но больше она любила, когда учёный рассказывал девушке о главном предмете своих научных изысканий — о Луне и звёздах. Он делал это так увлекательно, что Варвара посоветовала Константину эти рассказы записать и напечатать. Может быть, следуя желанию девушки, Циолковский спустя несколько лет напишет свою первую фантастическую повесть «На луне».
Спустя несколько месяцев Константин попросил у Евграфа Николаевича руки Варвары. Священник, видя, что молодые люди любят друг друга, дал своё согласие. Константин и Варвара обвенчались в церкви Рождества Богородицы недалеко от Пафнутьева Боровского монастыря. Первые несколько лет они жили в Бо́ровске, а затем переехали в Калугу, где Циолковский преподавал в уездном училище.
Ещё до свадьбы молодые люди заключили что-то вроде договора: Константин предупредил, что научные занятия увлекают его настолько, что ему нужны постоянные уединение и тишина. Хранительницей этой тишины Варвара Евграфовна была до последних дней жизни учёного. Когда Константин Эдуардович работал, она не принимала гостей, не встречалась с родственниками, следила за тем, чтобы в доме не было никакой суеты. Когда появились дети — а их у Циолковских было семеро — им тоже приходилось следовать этим правилам. Привычная картина: Циолковский часами просиживает за письменным столом, работая над статьей по теории газов или трактат об управляемом дирижабле. Варвара Евграфовна перешивает старую одежду, а дети тихо играют с вырезанными из бумаги фигурками. Вдруг дети начинают ссориться или, громко топая, играть в догонялки. Но Варвара Евграфовна утихомиривает ребят, и, не отрываясь от шитья, рассказывает сказку.
Семье Константина Эдуардовича приходилось терпеть материальные лишения. В Боровске, а затем в Калуге, Циолковские жили только на учительское жалование учёного, которое было довольно скромным и часть которого к тому же тратилась на приборы и материалы для опытов. Но Варвара Евграфовна не роптала на бедность и занимала сторону мужа в споре с его коллегами, которые убеждали Циолковского подработать на стороне в ущерб научным занятиям. Она вела скромную домашнюю бухгалтерию, с трудом выкраивая деньги на мебель, а ситцевые платья и драповые пальто для детей шила сама. Из финансовой ямы Циолковский выбрался только после революции 1917 года, когда в виду своих научных заслуг стал получать солидную поддержку из государственного бюджета.
Циолковский большую часть жизни отдавал науке. Но тем ценнее были редкие моменты, которые он проводил с семьёй. Так, к примеру, однажды он сделал лодку, на которой потом Циолковские каталась по реке Оке. Константин Эдуардович учил детей, а затем и внуков, читать, для чего вырезал большие буквы из картона. В доме почти не было покупных игрушек, потому что игрушки мастерил сам учёный. Он любил прокатиться на велосипеде до ближайшего леса и привести ландышей или незабудок дочерям и супруге.
Женитьба на Варваре Евграфовне, по словам самого́ Константина Эдуардовича, стала великим двигателем в его судьбе. Её верность, терпение и любовь помогли учёному преодолеть земное притяжение.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.