Имя Константина Грота стало в России одним из символов милосердия. Больше 60-ти лет Константин Карлович трудился на государственной службе. И всё это время неустанно занимался благотворительностью.
Грот начинал карьеру как чиновник по особым поручениям, инспектирующий российскую глубинку. Проще говоря, был ревизором. Сюжет комедии «Ревизор» известен всем. Пьеса написана на основе реальных событий: Гоголь использовал факты из практики тех самых инспекторов, разъезжающих «инкогнито и с секретным предписанием». В том числе работал с документами, составленными Гротом.
В провинции его прозвали «неподкупным». Константину Карловичу часто предлагали взятки, чтобы он не заводил уголовные дела на представителей местных властей. Но Грот дал себе клятву оставаться честным, и ни разу от неё не отступил. А потому, когда его назначили губернатором Самары, сумел и город преобразовать, и, по его словам, «вычистить из Самары всех мздоимцев и казнокрадов». Кроме того, Грот вошёл в число экспертов, готовящих указ об отмене крепостного права. За что Самарская Дума присвоила ему звание первого почётного гражданина города.
В 1861 году Константин Карлович переехал в Петербург. Именно тогда у него появилась мечта о помощи слепым людям. У самого Грота было слабое зрение, поэтому он хорошо знал, с какими проблемами приходится сталкиваться тем, кто плохо видит или не видит совсем. И Константин Карлович возглавил Главное Попечительство о семьях убитых и раненых во время русско-турецкой войны. Среди тех, кого оно опекало, было почти полторы тысячи ослепших солдат. Грот создал бригады окулистов, которые бесплатно лечили бывших воинов. Узнав об этом в организацию с просьбами вернуть им зрение стали обращаться и гражданские лица. Тогда Грот создал учреждение, которое помогало всем: и военным, и штатским – «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых».
Попечительству покровительствовала императорская семья, в него входили виднейшие медики России, учёные, деятели культуры. Грот лично организовывал сбор средств. Например, он добился от Синода разрешения собирать деньги по всем церквям в одну из недель после Пасхи. Назначал уполномоченных, которые ездили по губерниям и выплачивали слепым деньги. Кроме того, представители Грота помогали всем желающим открыть своё дело: закупали для них сырьё, сбывали готовую продукцию. Всё это работало на основную идею Грота, которую он сформулировал так: «Если хотите благотворить слепцу, сделайте его независящим от зрячих».
Бывая за границей, Константин Карлович изучал, как в Европе поставлено дело помощи инвалидам по зрению. На основании своих наблюдений он построил в Петербурге Училище для слепых детей. Даже само здание для него проектировалось при участии Грота - он следил, чтобы в нём было просторно, комфортно и безопасно. В 1890 году Александро-Мариинское Училище для слепых открылось. А когда на его счета от императорской семьи поступил миллион рублей, Грот построил ещё двадцать училищ по разным городам России. И везде ставил перед педагогами одну задачу: подготовить незрячих детей к самостоятельной жизни в обществе. Впрочем, о взрослых Грот тоже не забывал. В Петербурге он открыл для них ремесленные мастерские. И пожертвовал на их строительство свои деньги.
Зная, что помощь Попечительства о слепых охватывает только большие города, Константин Карлович организовал отряды врачей, которые ездили по деревням и сёлам. Медики обследовали больных, делали операции и, по словам Грота, «блестяще оправдали надежды, возлагавшиеся на них». К началу 20-ого века помощью Попечительства ежегодно пользовались несколько сотен тысяч человек. В 1906 году, уже после смерти Константина Карловича, незрячий князь Дионисий Оболенский писал: «Грота можно назвать духовным отцом слепых. Он призывал их к новой жизни и направил к труду, послужившему залогом для их свободной самостоятельной жизни».
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.