Чрезвычайное напряжение в течение всей жизни и сильные ушибы, полученные во время Куликовской битвы, надломили железное здоровье Димитрия Иоанновича и взывали смертельную болезнь. Вероятно грудную жабу.
19 мая, чувствуя приближение конца, Димитрий пожелал видеть свою княгиню, ожидавшую шестого сына, и своих славных сотрудников — Московских бояр. Сохраняя удивительную твердость духа, он долго говорил с женой и детьми. Приказывал им быть во всем послушным матери и действовать единодушно, любить отечество и его верных слуг.
Затем началось умилительное прощание со всеми. К умирающему по очереди подходили: княгиня Евдокия, сыновья и бояре. Он обнимал каждого подходящего, после чего, проговорив: «Бог мира да будет с вами», сложил руки на груди и преставился, имея всего 39 лет от роду.
Димитрия похоронили, по обычаю того времени, на другой день, в церкви архангела Михаила. На погребении присутствовал и святой Сергий Радонежский. Его вызвали за несколько дней до кончины великого князя. И он был один из скрепивших своею подписью его духовное завещание.
В этом духовном завещании мы встречаем, неслыханное прежде, распоряжение: Московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею «отчиной». Донской уже не боится соперников для своего сына, ни из Твери, ни из Суздаля. Да и Татары перестали быть грозными к концу его жизни, когда Русская Земля несколько оправилась от потерь Куликовского боя и внезапного набега Тохтамыша.
Димитрий оставил после себя: одну икону, одну цепь, восемь поясов, бармы, шапку золотую, наплечники, два ковша золотых и еще три ценных предмета. Так страшно обеднел, даже в сравнении с дедом своим Иоанном Калитой, один из величайших Русских Государей и Европейских полководцев. Славный как своей всемирной по значению победой над Татарами, так и утверждением нового порядка наследования престола и владения Русской Землей.
Во время великого княжения Димитрия Иоанновича в Польше и на Литве произошли события чрезвычайной важности.
В 1370 году умер Польский король Казимир Великий. Королевой была признана четырнадцатилетняя Ядвига. Конечно, всеми делами при этом правило сильное Латинское духовенство и Польские вельможи.
Польские государственные люди были сильно озабочены, с одной стороны, возрастающим могуществом Литвы, а с другой — ростом могущества Немецкого Ордена в Пруссии. И вот, они решили соединить Литву с Польшей посредством брака Ядвиги с Ягайлом, которому в этом время было около 40 лет.
Однако, сильное препятствие было за Ядвигой. Латинские епископы и Польские вельможи настаивали, чтобы она расторгла свой брак с принцем Вильгельмом для пользы государства, но Ядвига, весьма благочестивая девица, оставалась верна своему мужу, которого последний раз видела, будучи семи лет от роду. Обладая очень большим воображением она постоянно о нем мечтала и наотрез отказалась расторгнуть с ним брак.
При этих обстоятельствах, в Краков, где пребывала Ядвига, неожиданно самолично прибыл ее юный муж, красивый и статный. Польские вельможи приняли все меры, чтобы не допустить его до Ядвиги. Но Ядвига нашла способ устраивать с ним свидания в одном старом монастыре, и между молодыми супругами вспыхнула страстная любовь. Вильгельм даже некоторое время скрывался в покоях своей красавицы жены.
Вскоре об этом узнали, и молодой принц был с позором изгнан из королевского замка, а страже был отдан приказ не выпускать королеву за его ворота.
Влюбленная Ядвига хотела во что бы то ни стало следовать за мужем. Когда она увидела запертыми перед собою ворота, то схватила топор и принялась сбивать тяжелые замки. Но руки ее были для этого слишком слабы, и она поневоле должна была покориться своей участи. Скоро Ядвига имела случай убедиться, что ее юный муж проявил мене доблести к защите своих супружеских прав, чем она от него ожидала. Это, конечно, страшно подействовало на нее.
Окруженная суровыми панами, покинутая собственною матерью, Ядвига долго продолжала отказываться от барка с Литовским князем. Она не могла забыть Вильгельма и смущалась мыслью о расторжении брака. Вместе с тем ее пугали и слухи о Ягайло, убившем недавно собственного дядю.
Но Латинское духовенство и папы постарались рассеять все ее сомнения.
Действуя на благочестие своей молодой королевы, они настойчиво указывали ей на великую услугу — обратить в христианство целый народ. И, наконец, утомленная борьбой, Ядвига уступила.
Брак состоялся в 1386 году. Ягайло и многие его бояре, перешли из православия в католичество. Вскоре после этого последовало и крещение Литвы.
В Вильну было созвано множество язычников. Литовцев ставили в ряды целыми полками. Священники кропили их святой водой и давали христианские имена. Ягайло ездил между полками, объяснял на Литовском языке Символ веры и дарил всем белые суконные кафтаны. Литовцы были очень довольны, так как до тех пор одевались только в шкуры и полотно.
Брак Ядвиги с Ягайлой был в высшей степени неблагоприятным для будущности всех Западных Русских областей. До него Литва была вполне Русским государством, с полным господством всех Русских над язычниками Литовцами. Теперь же, с переходом Ягайлы в католичество и соединением Литвы с Польшей, все должно было сильно измениться.
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











