«Концерт „Душеполезные песни на каждый день“». Сергей Старостин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Концерт „Душеполезные песни на каждый день“». Сергей Старостин

* Поделиться

У нас в гостях был музыкант, фольклорист, мультиинструметалист Сергей Старостин.

Мы говорили об участии Сергея в концерте «Душеполезные песни на каждый день» 29 ноября в театре «Школа современной пьесы». Наш гость рассказал о своем творчестве, о композициях, которые прозвучат на концерте и о том, что он стремится донести до своих слушателей.


А.Пичугин

- Здравствуйте, дорогие слушатели! 

«Светлый вечер» на светлом радио. 

Здесь, в этой студии, мы: я – Алексей Пичугин… 

К.Мацан

- … и я – Константин Мацан. Добрый вечер! 

А.Пичугин

- С удовольствием представляем вам нашего гостя – сегодня здесь, в этой студии, вместе с нами и с вами, замечательный музыкант, исследователь фольклора, человек, которого все наши слушатели, наверняка, прекрасно знают – любители музыки, русской музыки – Сергей Старостин. 

Добрый вечер! 

С.Старостин

- Добрый, добрый вечер! 

А.Пичугин

- Мы рады, что сегодня будем говорить про проект, которому достаточно много уже лет, который выступает в усечённом составе, в полном составе… и вот, в первый раз за долгое время, выступит в полном составе 29 ноября в театре «Школа современной пьесы» с программой «Душеполезные песни на каждый день». Это – Сергей Старостин, наш сегодняшний гость, Андрей Котов – человек, которого тоже все наши слушатели постоянные хорошо знают – создатель и человек, который возглавляет ансамбль «Сирин», Леонид Фёдоров, лидер группы «Аукцион», Владимир Волков, замечательный контрабасист, замечательный музыкант. 

Вот, про этот проект – «Душеполезные песни на каждый день» – сегодня, с Сергеем Старостиным, мы и будем говорить. 

Как он родился? Ведь ему уже, всё-таки, больше десяти лет… где-то… раз в год, примерно, вы с ним выступаете в разных местах. Расскажите поподробней. 

С.Старостин

- Ну, как, как… как и всё человеческое – в муках он родился. 

Вся эта история, с одной стороны, была, вроде бы, простая… ну… как бы… вот… она прямо в руках была, потому, что мы и ходили одними тропами, и знакомы были, и я участвовал в проектах аукциона, и с Владимиром Волковым был знаком, и с Андреем Котовым – тем более, мы были знакомы давно… а… вот… альянса у нас… не то, чтобы не складывалось… мы как-то о нём не думали. Ну… каждый выполнял свою миссию, каждый занимался своим делом. 

И вдруг Андрею Николаевичу Котову пришла в голову мысль, а не сделать ли нам что-нибудь совместное. У меня здесь повис… вот в этом месте, как раз… повис большой знак вопроса – а какая необходимость сводить нас вместе, если нам и поодиночке, в общем, неплохо? Да… то есть, у нас получается, у нас есть своя аудитория – какой смысл соединять в одном проекте трёх человек? Причём, речь тогда о Владимире Волкове не шла, а речь шла только о трёх певцах: Котов, Старостин и Фёдоров. И мы с Леонидом встретились… и с Андреем… вместе, и попытались нащупать какие-то точки соприкосновения.  

Это шло, в общем-то, достаточно тяжело, скрипело. Потому, что… ну… зерно – вы же понимаете… зерно… его нужно же – в почву, и, когда оно умирает – оно даёт много плода. И вот это вот посеянное зерно – оно какое-то время находилось там в состоянии ожидания… не знаю… какой-то воды, или какого-то… так сказать… проведения, или ощущения какого-то внешнего тепла и света, и потом оно – дало свой росток… и свои корни. И мы поняли, как мы можем вместе существовать на сцене, и что мы можем, собственно говоря, дать – все вместе – этому проекту. 

К.Мацан

- Как вы это сформулировали для себя? 

С.Старостин

- А мы – никак не сформулировали. Мы просто думали, думали, думали… потом собрались, и… ну… в общем, там… за одну или две репетиции мы сделали вот этот корпус этого проекта. 

А.Пичугин

- Материал вы откуда брали, и почем – именно этот материал? 

С.Старостин

- Ну… на самом деле, то, что на диске, и то, что сегодня услышит публика – это только часть проекта. Просто, по результатам, собственно, всей этой истории, мы решили издать альбом, но песни Леонида Фёдорова туда не вошли – ну, по определению. Потому, что они были уже изданы многие, да? Но он непосредственное участие в этом альбоме принимал – он нам и подыгрывал, и подпевал в этом альбоме, и, соответственно… как бы… его режиссировал, компоновал. А сам проект «Душеполезные песни» – он гораздо масштабней, чем просто компакт-диск. Там звучит всё. 

Как мы подбирали? Вот, так мы подбирали – каждый выкладывал на стол что-то своё сокровенное, о чём бы ему хотелось сказать, и мы из этого выстраивали общую историю. 

А.Пичугин

- Можно сказать, что это – те вещи, которые нельзя было бы представить в рамках тех проектов, в которых вы традиционно работаете? 

С.Старостин

- Нет, их можно представить и в других проектах. Не все, может быть, из тех, что вошли, но некоторые можно представить. Но у них – иная нагрузка в проектах сольных, и они по-другому совершенно там работают, по-другому высвечиваются. В этой связи, я очень благодарен своим партнёрам, что нам удалось все наши сокровенные вещи, вот так – скомпоновать, сложить в одну шкатулочку, и предъявить аудитории… и он, действительно, работает. 

Я не могу сказать, что… вот… он, как родился – этот проект – так он и продолжал существовать. Мы вносили постоянно какие-то изменения, поскольку, всё равно, жизнь не стоит на месте, что-то происходит, да… добавлялись какие-то композиции, какие-то уходили… и… вот… таким образом, он жил. 

К.Мацан

- Вот, к вопросу о сочетании разных музыкантов. Для… такого… стороннего зрителя, слушателя, не знакомого глубоко с процессами в фольклорной музыке, или – шире, в какой-то, такой, современной музыке, тем не менее, кажется – несколько из различных областей пришли музыканты. 

Вы и Андрей Котов – занимаетесь… скажем так… фольклором, старинной музыкой… такой… необычной музыкой – я сейчас говорю от лица простого непросвещённого наблюдателя… такого… слушателя. Это – некая… такая… одна епархия. А Леонид Фёдоров – для массового сознания – представитель другой епархии. Это – русский рок, это – какие-то старые кассеты, которые, ещё в моём детстве, продавались в ларьках, это песня «Дорога» – вот, такое, самое знаменитое, что из каждого приёмника звучало и звучит, такой хит – наверное, уже и самому Леониду набивший оскомину… можно предположить… надо будет у него спросить, когда к нам придёт в программу! 

Казалось бы, два разных мира сошлись вместе… 

С.Старостин

- Три – разных мира. 

К.Мацан

- Три разных мира сошлись вместе. Я подчеркну, что… опять-таки… я говорю с позиции человека, наблюдающего совсем со стороны… такого… широкими мазками рисующего картину. Наверное, для Вас лично всё сложнее, и не так, может быть, парадоксально… или ещё более парадоксально.  

Была вот эта проблема… творческая проблема… проблема, в хорошем смысле слова, такая задача – найти область общего для трёх разных миров? 

С.Старостин

- Нет, творческой проблемы не было… ну… если не считать, что композиторство, как таковое, это – тоже, в общем, задача творческая.  

Была композиционная проблема: как скомпоновать все наши истории. Потому, что человеческих противоречий между нами не было, личностных противоречий между нами – никаких, в общем… не существовало преград, да… Был затык только в том, как встанут… или как лягут… эти песни в общий проект, какое они займут там место, какая очерёдность, каким образом мы будем сочетать одно с другим. 

Действительно, это – варево из нескольких компонентов: из компонентов духовной музыки, непосредственно, фольклорной музыки, авторской музыки Фёдорова, с элементами рока… вот. Ну… на самом деле, я не думаю, что… прям-таки… вот… чисто рок-музыку Леонид представляет – он представляет, всё равно, авторскую. 

А.Пичугин

- Ну, это, если в рамках «Аукциона», тогда – прав Костя, если в рамках того, что он делает ещё… 

С.Старостин

- Да… 

А.Пичугин

- … тут, наверное, можно шире посмотреть. Просто, Костя прав – потому, что все массовые слушатели, в том числе и радио «Вера», представляют Леонида Фёдорова именно как лидера группы «Аукцион». Потому, что… всё же… основы его творчества… из каждого радиоприёмника, действительно, звучат именно те песни – вот… там… «Дорога»… и многие, многие другие. 

К.Мацан

- Давайте, послушаем что-нибудь сейчас из программы, о которой мы сегодня говорим – «Душеполезные песни на каждый день». Что мы послушаем первым номером? 

А.Пичугин

- Первым номером мы послушаем песню… называется она «Заведу я компанию». Расскажите немного о ней. 

С.Старостин

- Ну, собственно, она поэтому и первая: «Заведу я компанию» – вот, та самая компания, которая собралась для того, чтобы и себе, и потенциальным слушателям и зрителям рассказать о смысле нашего альянса. 

А.Пичугин

- А про авторство что-то известно? Известно наверняка. 

С.Старостин

- Это… текст… в общем… это – народный текст, а композиционно – я думаю, что все приложили здесь руку, но главная идея – Андрея Николаевича Котова. 

А.Пичугин

- «Душеполезные песни на каждый день» – проект, который мы сегодня представляем, хотя, наверное, в представлении он не особо нуждается. Но будет замечательный концерт очередной – 29 ноября в театре «Школа современной пьесы». Сегодня у нас в гостях Сергей Старостин, один из участников этого проекта, замечательный музыкант. 

Мы слушаем песню «Заведу я компанию». 

-ПЕСНЯ- 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

К.Мацан

- Сергей Старостин, музыкант, фольклорист сегодня у нас в программе «Светлый вечер», и мы, напомню, говорим о концерте, который пройдёт 29 ноября в театре «Школа современной пьесы». Программа на этом концерте называется «Душеполезные песни на каждый день». В этой программе, помимо нашего сегодняшнего гостя, принимают участие Андрей Котов, Леонид Фёдоров и Владимир Волков. 

Вот, название программы – «Душеполезные песни на каждый день» – конечно, отсылает к такому… к названию книги, или какого-то даже жанра духовной литературы, хорошо известному людям, читающим духовные книги – «Душеполезные поучения на каждый день». Явно есть какая-то параллель, по крайней мере, она напрашивается. Но если про «Душеполезные поучения…» понятно… что в них душеполезного? Там какие-нибудь будут мудрые правильные советы святых отцов, старцев и так далее. А вот тут – явно, какая-то игра слов – в вашей программе – с этим связана. А в чём душеполезность этих песен? Как Вам кажется? 

С.Старостин

- Ну… мы не претендуем на святых отцов, но на старцев – где-то – мы уже претендуем немножечко… 

К.Мацан

- … в силу естественных причин! 

С.Старостин

- … в силу естественных причин, в силу того, что уже возраст такой. Поэтому, определённой степени мудрости каждый из нас достиг – хотя, это может показаться слишком самонадеянным! 

И тем не менее, да… то есть, тот опыт, который был накоплен – жизненный – и который мы могли выразить, исключительно тем путём, которым умеем его выражать – то есть, через музыку, через песни… и этот опыт – он, собственно говоря, шлифовал наши души, и нам показалось, что будет не лишним, если мы им поделимся, и он точно так же будет оказывать влияние на души тех, кто пришёл нас послушать. 

Над названием мы, на самом деле, думали… у нас повис вопрос – ведь, проект не назывался в самом начале «Душеполезные песни…»… так… как бы… 

А.Пичугин

- По-моему, он просто по фамилиям был назван – была афиша, я это помню. 

С.Старостин

- Да, да… но, всё равно, мы… так… про себя, думали: ну, если есть продукт, если есть проект, то его как-то надо назвать… ну, как-то его надо назвать. Вот. И ничего более умного не пришло, как «Душеполезные песни на каждый день». 

Здесь вот о чём бы мне хотелось сказать. Дело в том, что я, в обнимку с народной песней, существую уже довольно долгое время – лет уже, наверное, 30, если не больше. И кое-что мне открылось… вот, за это время. 

То есть… песня народная – казалось бы, да… ну… слишком облегчённо в устах звучит – вот это словосочетание, и воспринимается, как: «Ну, народная песня… ну, что там? Ну… народная песня, Боже мой…» – это тот человек, который, на самом деле, либо плохо знает народ, либо никогда на эту тему, вообще, не задумывался. Или он считает себя, исключительно, индивидуумом, не принадлежащим народу. Он… как бы… поставил вот это… устранился от народа. 

Я, когда понял, что народ-то, в принципе, это вот – все мы, и та народная мудрость, которая формировалась веками, которая шлифовалась через страдания, через преодоления, но оставалось – всё самое важное и ценное в народной песне, почему она и наследовалась – то есть, она передавалась, как наследство. Дом – сгорит, денег – лишишься, что угодно… но то, что ты носишь в себе, да?... А в себе ты носишь именно вот… как бы… художественным языком выраженные чаяния народные. И вот то, что ты носишь, ты детям и наследуешь. 

А.Пичугин

- Но мне казалось всегда, что это тоже – достаточно зыбкая история. Потому, как… многие фольклористы отмечают – в ходе своих поездок по разным регионам – что-то общее, но традиция, которая… вот… прослеживается, имеет что-то в корнях общее – теряется. Вот, те же былины Киевского цикла, о которых… там… многие говорили, которые были найдены в XIX веке – истории про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича – они же явно были, действительно, общие для разных русских земель, но найдены были только в  Архангельске… в Архангельской губернии. А следы их в других – вообще, теряются, и никто там не знал про Илью Муромца до второй половины XIX века, пока их не вернули в оборот. 

Так же, наверное, с разными фольклорными традициями. А сейчас-то уже, в связи с тем, что всё так гибнет в провинции, вообще, сложно говорить о какой-то преемственности. Или я неправ и слишком сгущаю краски? 

С.Старостин

- Нет, ну… преемственность… объективно – она есть. Вопрос… как бы… в процентном соотношении этой преемственности: что мы – принимаем, что мы – не принимаем. 

Какие-то праздники – мы принимаем, которые достались нам от родителей, да? Какую-то, грубо говоря… там… поведенческую какую-то линию… некоторые… там… мы принимаем. Кулинарию какую-то – мы принимаем. Отношение к предкам – кто-то принимает, кто-то – не принимает. Ну, и так далее… здесь для анализа социума потребуется… как бы… не один час времени учёных мужей, которые будут рассуждать, что происходит. Вот. 

Для меня всё – гораздо проще. В моей семье – пели. Мои родители. И моя бабушка, которая была у колыбели первые годы жизни со мной, она в меня это вложила. 

Другое дело, что я, в своё время, увильнул… как бы… ушёл в сторону, когда стал заниматься академической музыкой, и… как бы… забыл о том, что у меня – корни. Но, очень быстро, уже в сознательном возрасте… ну… когда мне случилось 18 лет, я поехал в фольклорную экспедицию… очень быстро произошёл возврат. То есть, то, что было заложено, дремало до времени, а потом, с новой силой, взошло, да… пустило новые ростки. 

А… как… по поводу преемственности… Ну, вот… на данный момент… я просто скажу то, что, помимо того, что я просто музыкант, я, на данный момент, являюсь, например, председателем Российского фольклорного союза – это общероссийская общественная организация. Не сильно для меня, может быть, подходящая должность, но, вместе с тем, я очень хорошо понимаю, что происходит в стране – вот, по крайней мере, в этой сфере. 

Коллективы фольклорные, которые наследуют свою традицию, принимают эту эстафету, они у нас – по всей стране есть. 

А.Пичугин

- Ну, это мы можем свидетельствовать! Потому, что к нам приходят молодые ребята, которым по 18-20 лет – вот, недавно были совсем молодые – «Под облаками» называются… 

С.Старостин

- Да… прекрасно поющие… вот, они – уже их можно считать наследниками. И их – немало. Их, конечно, не миллионы, может быть, сегодня… но их уже сотни тысяч. 

А.Пичугин

- Да я-то, как раз, хотел сказать о том, что… не прервётся ли вот это всё в ближайшие десятилетия, когда не у кого будет спрашивать, не останется носителей этой культуры? 

С.Старостин

- Так… носители культуры – они уходят, безусловно, эта проблема есть. Но, во-первых, очень много из того… из той памяти, что наши предки нам оставили, много есть зафиксированного – оно хранится в разных архивах. Может быть, оно не в должной степени доступно, на сегодняшний день, но оно пока как-то… худо-бедно… хранится, и этим можно пользоваться. И молодые – уж точно знают, каким образом добыть материал, если они хотят к нему приобщиться. Вот. То есть, движения развиваются именно вот в этом направлении. 

А, потом, уже то, что оно разрастается… если 30 лет назад мы могли говорить… не знаю… о нескольких сотнях энтузиастов, которые зацепились за свои корни, и не хотят от них отказываться, то сегодня это уже – под сотню тысяч. 

К.Мацан

- Давайте, снова к музыке обратимся… 

С.Старостин

- Давайте, обратимся! 

К.Мацан

- Что мы, на этот раз, послушаем? 

А.Пичугин

- А у нас, вообще, интересно! Мы сейчас будем слушать 1-ый псалом – я правильно понимаю, что речь идёт про «Блажен муж…»? 

С.Старостин

- Да-да! Именно он. 

А.Пичугин

- «Душеполезные песни на каждый день» – так называется проект, который у нас сегодня представляет наш гость – замечательный музыкант, этнограф, собиратель русского фольклора – Сергей Старостин. А мы слушаем псалом №1, в исполнении проекта «Душеполезные песни на каждый день». 

И напомним, что 29 ноября, в театре «Школа современной пьесы», Сергей Старостин, Андрей Котов, Леонид Фёдоров и Владимир Волков представят программу, песни из которой, в том числе, звучат сегодня на радио «Вера».  

После композиции – небольшой перерыв, и мы вернёмся в нашу студию. 

-ПЕСНЯ- 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

К.Мацан

- Светлый вечер на радио «Вера» продолжается – ещё раз, здравствуйте, дорогие друзья! 

В студии – Алексей Пичугин, и я – Константин Мацан. 

С нами и с вами сегодня в студии, в этом «Светлом вечере», Сергей Старостин – известный музыкант, фольклорист, мультиинструменталист, как пишут об этом в интернете. Мы сегодня говорим о концерте, который состоится 29 ноября в театре «Школа современной пьесы». На этом концерте будет представлена программа – тоже уже известная, легендарная. Но вот – она будет представлена в своём золотом составе – в составе квартета. Программа называется «Душеполезные песни на каждый день», и, кроме нашего сегодняшнего гостя Сергея Старостина, в этом квартете примут участие Андрей Котов, основатель группы «Сирин», Леонид Фёдоров, наиболее, наверное, нашим слушателям известный, как лидер группы «Аукцион», и музыкант-контрабасист Владимир Волков. 

Мы продолжаем беседовать не только о концерте, но и обо всей… скажем так… проблематике, которая возникает вокруг фольклора, вокруг народной традиции. 

Меня очень зацепили Ваши слова, когда Вы сказали, что эти песни – народные песни, фольклорные песни, с которыми Вы уже… 

С.Старостин

- В обнимку! 

К.Мацан

- … в обнимку 30 лет, даже и больше, существуете, отшлифовали Вашу душу… отшлифовали ваши души – в принципе, Вы сказали про всех музыкантов, имея в виду, что та музыка, с которой вы работаете, так или иначе, шлифует душу. Очень интересное выражение. Очень точное выражение. 

А в чём – отшлифовали? Что… не знаю… что в Вас изменили эти песни, общение с ними, знакомство с ними, исполнение – как в человеке, как… я не знаю… в личности? 

С.Старостин

- Ну… любому человеку свойственно ошибаться, совершать какие-то неправильные поступки, падать, подниматься, если у него есть силы, вера и так далее. 

Надо сказать, что к вере-то я пришёл не быстро, и не рано, и, за это время, успел, конечно, набить себе шишек, и… всего, чего угодно. Хотя, уже, к тому времени, я даже и народные песни пел. 

Другое дело, что я, видимо, как соловей на ветке это делал – просто любуясь своим голосом, и… ну… как бы… радуясь тому, что это у меня получается, и что это воспринимается со стороны здорово. 

С годами, я подошёл к этому… несколько… взглянул, вообще, на процесс вот этот – свой собственный процесс музицирования – несколько иначе. Я стал искать смыслы в том, что я делаю. Сначала ты делаешь что-то бессмысленно, а потом до тебя доходит: Боже мой, там же сколько глубоких смыслов! 

И я понял, что песня для меня является… как бы… и моей исповедью, она является, одновременно, и проповедью для тех, кто слушает, она является просто твоим душевным высказыванием, она может стать молитвой, она может стать криком души, она может быть – чем угодно, да… она может стать утешением. Я понял, что имею дело с совершенно феноменальным явлением! 

И, как раз, вот, все те вопросы, которые я мог бы задать в храме… там… и своему духовнику, и так далее – они, в параллель… эти вопросы, или ответы на эти вопросы… даются мне и – вот, через песню, через народную мудрость. 

К.Мацан

- А можете какие-то примеры привести? Чтоб это было понятнее. Ну… условно говоря, я, как обыватель, в этой теме знаю какие-то, наверное, самые яркие, самые известные образцы. Например, песня «Грешный человече» – очень известная… 

С.Старостин

- Ну, это – духовный стих… 

К.Мацан

- Ну, да… ну, я просто… 

С.Старостин

- Это – жанр особенный… 

К.Мацан

- Да… ну… я просто привожу пример, как – то, что вот – есть произведение искусства, такого жанра, и, тем не менее, когда к нему приобщаешься… ну… не можешь не подумать, что вот ты – и есть тот самый «грешный человече».  

Конечно же, это – мысль очевидная, с одной стороны, но, когда она прочувствована, когда она прожита – это какой-то важный, лично для меня, религиозный, в том числе, опыт. Там – и интеллектуальный опыт, и эмоциональный опыт – всё вместе. 

А, вот… на каком-то примере… у Вас это было? Какая есть… там… песня, строка, которая Вас… помните… «перепахала» – есть такое выражение? 

С.Старостин

- Примеров… примеров – не счесть. Собственно, каждая песня может являться примером, и о ней можно написать, если не диссертацию, то, по крайней мере, научную статью – это точно. 

Ну… вот, на поверхности… правда, эта история – от женского лица, но – не имеет значения. Приведу только текст. 

«Надоела жизнь, надокучила, 

Мне без милого дружка жизнь похужела. 

Я пойду, с тоски, в тёмныя лески,  

Через сырой бор, на боярский двор,  

К родной матушке. 

Ты приграй, приграй, родна матушка,  

Присоветуй-ка.  

Которого мне дружка любить – 

Или дальнего, или ближнего? 

Как дальний друг, мне всё письма шлёт,  

А ближний друг – ко мне сам идёт. 

А дальний друг – сухота моя, 

А ближний друг – красота моя…» 

Ну… можно, как бы… восприняли текст? Можно его, так… как бы… спел – и забыл. А можно его, на самом деле, проанализировать, с точки зрения смыслов, которые заложены в эту поэзию народную. В эту народную поэзию. 

Чего хочет эта девушка? Что за этот дальний друг, который ей письма шлёт, и что за ближний друг, который сам идёт? Между чем и чем она выбирает?  

А выбирает она между путём Евы и путём Марии. 

К.Мацан

- Очень интересно… 

А.Пичугин

- А Вы сами к этому пришли, в результате… 

С.Старостин

- Ну, я не читал научных статей по этому поводу. Я просто думаю, что мудрость нашего народа столь велика, что её надо ещё так… ну… как бы… считывать, разгадывать, и так далее, и тому подобное. Да?  

Это не то, что уехал далеко и пишет письма – это посланник иной совершенно, это – посланник Небесный. А ближний… и мы имеем дело… как бы… выбор между духом и плотью. И вот в это… как бы… ответа-то нет в этой песне, ибо борьба продолжается – она ежедневно, ежечасно, она постоянно ходит по одному и тому же кругу, она всё время борется между высоким и плотским, между… вот эти две ипостаси… 

К.Мацан

- Очень интересно. Ещё и потому, что… ведь, чтобы так воспринять, нужно иметь какой-то внутренний запрос, если угодно, какой-то свой… хотя бы, начальный, личный опыт… 

С.Старостин

- Конечно… 

К.Мацан

- … чтобы на него отреагировать. 

С.Старостин

- … конечно, личный… 

К.Мацан

- А, с другой стороны, ты на этой песне – этот личный опыт и приобретаешь. Возникает такая… диалектика, такая вот… двусоставное единство, когда ты на песне – растёшь, но, чтобы её понять, нужно что-то и в себе тоже возгреть личное, своё какое-то отношение иметь – такой… глубокий… и духовный, и психологический процесс. 

С.Старостин

- Есть просто… ну… чисто моральные посылки такие вот…  

Очень странно… я эту историю исполнял… ну… много лет… вот… и она по-разному воспринимается. То есть, она воспринималась всегда, практически, однозначно – со смехом. Её, почему-то, воспринимали, как… 

К.Мацан

- Люди смеялись? 

С.Старостин

- Не эту… не эту песню… я про другую сейчас говорю. 

К.Мацан

- А… 

С.Старостин

- Люди воспринимали её, как песню шуточную. Га-га-га… как смешно… как смешно! И… как бы… дошло… наконец, дошло время до того, чтобы я, по факту исполнения этой песни, стал объяснять людям – вообще, о чём она? 

А.Пичугин

- Тут важно – после того, как она прозвучала, или – до? 

С.Старостин

- После. 

А.Пичугин

- После? 

С.Старостин

- После того, да… 

А.Пичугин

- А если – до? И чтобы люди уже слушали с другим настроением? 

К.Мацан

- И тогда – концерт-лекция начинается… 

А.Пичугин

- Ну… да, наверное, вы правы, да… 

С.Старостин

- Я предпочитаю… я просто ловил их на эмоции, которую они считали, и потом – пытался с ними анализировать этот текст. 

«Посылала Ваньку мать  

Яровое поле жать: 

Ступай, Ванька, сожни! 

Он пошёл не той дорожкой,  

Не дошёл своей полоски – 

Начал чужую жать! 

Он жать – не нажал,  

С милашкой пролежал –  

Лишь один снопок сожал! 

Как и с этой тоски-муки 

Он порезал серпом руки –  

Течёт резаная кровь! 

Он бежал да торопился, 

Под им мостик обвалился –  

Опять Ванечке беда!» 

Простая… простая такая, житейская история. Ваньку посылала мать яровое поле жать, да… а у него в одно ухо влетело, в другое – вылетело, и он… как бы… занимался совершенно не тем, и не на той полосе, и так далее. И потом, когда он очухался, и подумал о том, что же он… вот… в этой жизни сделал, он порезал серпом руки… ну… как бы, вот… от отчаяния, или просто… вот… Господь ему послал такое, да… «Бежал и торопился – под ним мостик обвалился…» Народ что говорит: знай, что родителя нужно своего почитать. Если он тебе сказал сделать так, то сделай, пожалуйста, так. Иначе – причинно-следственная связь, и мы имеем то, что мы имеем! 

А.Пичугин

- И самое время обратиться к музыке. «Куда летишь, кукушечка?» – так называется композиция, которую мы сейчас будем слушать. И, по традиции, несколько слов о ней… 

С.Старостин

- «Куда летишь, кукушечка?» В одну из экспедиций в Пензенскую область, в частности, в село Канаевка, когда я попал, помимо светских жанров, которые мы там услышали, они пели очень много духовных стихов. У них достаточно было жизненных скорбей, и они… как бы… вот эти стихи помогали им преодолеть, на самом деле, очень сложные жизненные обстоятельства, потерю близких… вот. 

И я, когда услышал «Кукушечку», как будто бы каким светом озарило мою душу! Я тогда не думал, что я буду петь этот духовный стих, его исполнять, но то, что это на меня произвело очень сильное впечатление – это да. Поэтому, мы решили включить в проект этот духовный стих. 

А.Пичугин

- 29 ноября в театре «Школа современной пьесы» состоится очередное выступление проекта «Душеполезные песни на каждый день». Я напомню, что «Душеполезные песни на каждый день» – в этом проекте принимает участие наш сегодняшний гость, замечательный музыкант, фольклорист, этнограф Сергей Старостин, лидер группы «Аукцион» Леонид Фёдоров, основатель ансамбля «Сирин» Андрей Котов и замечательный питерский контрабасист Владимир Волков. 

Мы слушаем песню этого проекта. Она называется «Куда летишь, кукушечка?»  

-ПЕСНЯ- 

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА» 

К.Мацан

- Сергей Старостин – музыкант, фольклорист, мультиинструменталист сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». 

Давайте, скажем об ещё одном мероприятии – о концерте, который пройдёт 10 января – время ещё есть поинтересоваться и купить билеты.  

А поинтересоваться – есть чем. Потому, что 10 января в концертном зале «Зарядье» пройдёт «Рождественский вертеп» Павла Карманова – композитора Павла Карманова – такое… многожанровое музыкальное представление. Оно основано на народной драме «Смерть царя Ирода», и, среди участников, не только наш гость Сергей Старостин, но и другие разнообразные исполнители и музыканты – например, ансамбль древне-русской духовной музыки «Сирин», чей руководитель Андрей Котов сегодня уже многажды упоминался – тоже частый гость нашей радиостанции, ансамбль «Персимфанс», рок-группа «Вежливый отказ» – вот это вообще… такое… тоже легендарное имя из области рок-музыки… 

А.Пичугин

- Совсем старая московская рок-группа… 

К.Мацан

- … которое давно мы не упоминали в наших программах, но – вот, хорошо, что есть повод, детский вокальный ансамбль «Веретёнце», музыкант-валторнист Аркадий Шилклопер – это всё я перечисляю участников этого действа, «Рождественского вертепа» Павла Карманова. 

Сергей, расскажите подробнее, что это такое? 

С.Старостин

- Это продюсерский проект, над которым мы, собственно, думали, вместе с одной продюсерской кампанией, в которой работает Ольга Попова… ну… как бы… как один из главных идеологов.  

Она нас всех прекрасно знает. Она нас свела, и, собственно, предложила: давайте, сделаем, действительно, масштабное такое музыкальное действо. Тем более, что Павел Карманов написал музыку к «Вертепу», и она исполнялась – не в таком составе, она исполнялась с ансамблем «Сирин» и с оркестром. А мы решили эту историю несколько расширить, добавив туда и элементы, действительно, такого… фольклорного порядка, в лице… там… моём, в лице ансамбля «Веретёнце», туда же прибавился и «Вежливый отказ», который вносит свою определённую, совершенно характерную и правильную, ноту. 

Довольно долго мы репетировали эту историю, и мы её уже показывали в «Зарядье». 

К.Мацан

- Да, я помню, что были информационные поводы, сообщения о том, что в этом зале это звучало… да… 

С.Старостин

- Да, и мы хотим её повторить в большом зале «Зарядье» - это… как бы… ну… одна из центровых музыкальных точек в Москве, и нам будет приятно увидеть всех. 

К.Мацан

- Вот, интересно… к вопросу в нашем разговоре о распространённости фольклора, о популярности фольклора – на самой… такой… модной московской сцене сегодня – зал «Зарядье», один из самых… недавно построенных залов, где работали очень точно, очень скрупулёзно над акустикой и так далее – звучит музыка фольклорная, в том числе. То есть, не было у организаторов никаких соображений, на тему того, что это узко, не для всех, это – специально, это – не «попсово», не массово… Получается, что, на самом деле, есть на это… ну… если угодно… спрос, и интерес людей. 

С.Старостин

- Ну, и спрос, и интерес… мы, потом, не забудем, что я не… не два года, я… как бы… уже не в детском саду, я уже музыкант – с достаточным каким-то именем… 

К.Мацан

- Нет, это – безусловно… 

С.Старостин

- … и известностью. Поэтому, и люди, которые, на сегодняшний день… там… возглавляют некоторые залы, они, безусловно… мы когда-то пересекались, они знают, о ком идёт речь. Поэтому, они, прежде всего, не связывают это даже с фольклорной историей – они связывают это с персоналом истории… 

К.Мацан

- С именем. 

С.Старостин

- … с именем. 

К.Мацан

- Да, и это прекрасно я тоже понимаю – если есть профессиональный музыкант, известный музыкант – с именем, и… не то, что с именем, а с опытом, с лицом, с содержанием – всеми смыслами, о которых мы говорили, как Вы, например, и который эти смыслы готов предложить так, чтобы это было радостно и приятно слушать, то люди на это откликаются – люди хотят смысла. Я вот об этом говорю. 

С.Старостин

- Ну, конечно, конечно… я думаю, что люди у нас разного уровня, с разными потребностями, и так далее, и я думаю, что людей тоже немало, которые хотели бы слушать то, что их приподнимает, а не то, что просто их развлекает, так сказать – пожевал жвачку и выплюнул. Всё-таки, я думаю, что и продюсеры, и директора залов – они тоже живые люди. Наряду с зарабатыванием денег, нужно думать и о чём-то более существенном. И о душе тоже. И… как бы… они… ну – к вопросу о том сюжете, который я вам сегодня уже приводил, да? Либо – так, либо – так, но… как-то… нужно искать компромисс. 

А.Пичугин

- Мы забываем сказать – по-моему не говорили – что мероприятие, которое 29 ноября, совсем скоро, в «Школе современной пьесы» пройдёт – оно приурочено к 30-летию ансамбля «Сирин», ансамбля Андрея Котова.  

Мы о 30-летии «Сирина» говорили и с Андреем Котовым, у нас в студии, и договорились, что – продолжим, потому, что целый год будут какие-то мероприятия, посвящённые вот этому замечательному юбилею. 

А сегодня – уже наша программа подходит к концу – сегодня мы с Сергеем Старостиным, участником… ну, в первую очередь, замечательным музыкантом, которого все хорошо знают – этнографом, фольклористом… участником, в том числе, и проекта «Душеполезные песни на каждый день», в котором, помимо Сергея Старостина, участвует ещё и Андрей Котов, основатель ансамбля «Сирин», Леонид Фёдоров, лидер группы «Аукцион», Владимир Волков, замечательный питерский музыкант, контрабасист – говорили мы о проекте «Душеполезные песни на каждый день» – 29 ноября в «Школе современной пьесы» пройдёт концерт, а 10 января, в концертном зале «Зарядье», состоится «Рождественский вертеп» Павла Карманова – это мультимедийное многожанровое музыкальное представление, которое основано на народной драме «Смерть царя Ирода». Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», ансамбль «Персимфанс», Сергей Старостин, рок-группа «Вежливый отказ», детский вокальный ансамбль «Веретёнце» и Аркадий Шилклопер выйдут на сцену в «Зарядье». 

Вот, эти два мероприятия мы хотели вам сегодня презентовать, но, в первую очередь, это, конечно же, проект «Душеполезные песни на каждый день». 

И завершает наш сегодняшний разговор с Сергеем Старостиным композиция, которая называется «Глубоко». 

С.Старостин

- Ну… это авторская история моя, которая родилась достаточно давно. Это мой отклик на всякие внутренние переживания и… на надежду… светлого будущего! 

А.Пичугин

- Спасибо большое… спасибо огромное! Сергей Старостин был гостем программы «Светлый вечер». 

Я – Алексей Пичугин… 

К.Мацан

- … я – Константин Мацан.  

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем