Главным храмом Православной Церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Под его крышей находятся наиболее значимые для христианина места: Голгофа, где был распят Спаситель, пещера Его погребения и воскресения, над которой построена теперь особая часовня — Кувуклия.
Храм Воскресения был сооружен в 4 веке. В те времена христиане были едины. Хранительницей храма была тогда назначена Иерусалимская Церковь. Все было благополучно, но через несколько веков произошли печальные события. На Иерусалим и Святую Землю обрушилось арабское нашествие.
Первоначальный храм Воскресения был разрушен. В Церкви также шли неприятные процессы. Сначала от православия отпали копты и многие сирийцы. Потом, в 11 веке, это сделали католики.
Как раз руками католических рыцарей-крестоносцев в 12 веке Святая земля была ненадолго отвоевана у мусульман. В период своего господства в Иерусалиме католики фактически заново отстроили храм Воскресения. В таком, почти не изменившемся виде, храм существует до наших дней.
Когда Святая земля вновь оказалась в руках у мусульман, султан не стал разрушать храм Воскресения и разрешил христианам пользоваться им. Право собственности на храм было возвращено Иерусалимской Церкви. Но это право было сильно ограниченно.
Дело в том, что претензии на храм были предъявлены, в частности, Римско-Католической церковью. Совершать богослужение в храм также выразили желание армяне, копты, эфиопы и сирийцы. В итоге, султан распорядился дать шести упомянутым Церквам право молиться в храме и совершать там богослужение. Имущество храма также было между христианами распределено.
Право общего владения, повторюсь, осталось за Иерусалимской Церковью. А вот ключи от храма достались во владение мусульманской семье Джудей. Это было сделано, чтобы уравнять христиан в правах, а греков как собственников избавить от зависти соседей. Так, на протяжении восьми веков ежедневно главный христианский храм утром открывает, а вечером закрывает мусульманин. Вот только не из упомянутого рода Джудей, а из семьи Нуйсебе.
Дело в том, что восемь веков назад Джудеи носили тюрбаны, то есть были высокого социального положения. Они посчитали ниже своего достоинства быть привратниками храма, а потому наняли Нуйсебе для исполнения своих обязанностей.
Приходится только сожалеть, что ключи от главной христианской святыни христианам не принадлежат, но в ситуации, когда за восемь веков ничего не изменилось и на Святой земле христианские церкви живут рядом друг с другом совсем не мирно, может это и к лучшему.
Все выпуски программы Вселенная православия
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.