
Фото: David Rodrigo/Unsplash
Главным храмом Православной Церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Под его крышей находятся наиболее значимые для христианина места: Голгофа, где был распят Спаситель, пещера Его погребения и воскресения, над которой построена теперь особая часовня — Кувуклия.
Храм Воскресения был сооружен в 4 веке. В те времена христиане были едины. Хранительницей храма была тогда назначена Иерусалимская Церковь. Все было благополучно, но через несколько веков произошли печальные события. На Иерусалим и Святую Землю обрушилось арабское нашествие.
Первоначальный храм Воскресения был разрушен. В Церкви также шли неприятные процессы. Сначала от православия отпали копты и многие сирийцы. Потом, в 11 веке, это сделали католики.
Как раз руками католических рыцарей-крестоносцев в 12 веке Святая земля была ненадолго отвоевана у мусульман. В период своего господства в Иерусалиме католики фактически заново отстроили храм Воскресения. В таком, почти не изменившемся виде, храм существует до наших дней.
Когда Святая земля вновь оказалась в руках у мусульман, султан не стал разрушать храм Воскресения и разрешил христианам пользоваться им. Право собственности на храм было возвращено Иерусалимской Церкви. Но это право было сильно ограниченно.
Дело в том, что претензии на храм были предъявлены, в частности, Римско-Католической церковью. Совершать богослужение в храм также выразили желание армяне, копты, эфиопы и сирийцы. В итоге, султан распорядился дать шести упомянутым Церквам право молиться в храме и совершать там богослужение. Имущество храма также было между христианами распределено.
Право общего владения, повторюсь, осталось за Иерусалимской Церковью. А вот ключи от храма достались во владение мусульманской семье Джудей. Это было сделано, чтобы уравнять христиан в правах, а греков как собственников избавить от зависти соседей. Так, на протяжении восьми веков ежедневно главный христианский храм утром открывает, а вечером закрывает мусульманин. Вот только не из упомянутого рода Джудей, а из семьи Нуйсебе.
Дело в том, что восемь веков назад Джудеи носили тюрбаны, то есть были высокого социального положения. Они посчитали ниже своего достоинства быть привратниками храма, а потому наняли Нуйсебе для исполнения своих обязанностей.
Приходится только сожалеть, что ключи от главной христианской святыни христианам не принадлежат, но в ситуации, когда за восемь веков ничего не изменилось и на Святой земле христианские церкви живут рядом друг с другом совсем не мирно, может это и к лучшему.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема