
Фото: David Rodrigo/Unsplash
Главным храмом Православной Церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Под его крышей находятся наиболее значимые для христианина места: Голгофа, где был распят Спаситель, пещера Его погребения и воскресения, над которой построена теперь особая часовня — Кувуклия.
Храм Воскресения был сооружен в 4 веке. В те времена христиане были едины. Хранительницей храма была тогда назначена Иерусалимская Церковь. Все было благополучно, но через несколько веков произошли печальные события. На Иерусалим и Святую Землю обрушилось арабское нашествие.
Первоначальный храм Воскресения был разрушен. В Церкви также шли неприятные процессы. Сначала от православия отпали копты и многие сирийцы. Потом, в 11 веке, это сделали католики.
Как раз руками католических рыцарей-крестоносцев в 12 веке Святая земля была ненадолго отвоевана у мусульман. В период своего господства в Иерусалиме католики фактически заново отстроили храм Воскресения. В таком, почти не изменившемся виде, храм существует до наших дней.
Когда Святая земля вновь оказалась в руках у мусульман, султан не стал разрушать храм Воскресения и разрешил христианам пользоваться им. Право собственности на храм было возвращено Иерусалимской Церкви. Но это право было сильно ограниченно.
Дело в том, что претензии на храм были предъявлены, в частности, Римско-Католической церковью. Совершать богослужение в храм также выразили желание армяне, копты, эфиопы и сирийцы. В итоге, султан распорядился дать шести упомянутым Церквам право молиться в храме и совершать там богослужение. Имущество храма также было между христианами распределено.
Право общего владения, повторюсь, осталось за Иерусалимской Церковью. А вот ключи от храма достались во владение мусульманской семье Джудей. Это было сделано, чтобы уравнять христиан в правах, а греков как собственников избавить от зависти соседей. Так, на протяжении восьми веков ежедневно главный христианский храм утром открывает, а вечером закрывает мусульманин. Вот только не из упомянутого рода Джудей, а из семьи Нуйсебе.
Дело в том, что восемь веков назад Джудеи носили тюрбаны, то есть были высокого социального положения. Они посчитали ниже своего достоинства быть привратниками храма, а потому наняли Нуйсебе для исполнения своих обязанностей.
Приходится только сожалеть, что ключи от главной христианской святыни христианам не принадлежат, но в ситуации, когда за восемь веков ничего не изменилось и на Святой земле христианские церкви живут рядом друг с другом совсем не мирно, может это и к лучшему.
Все выпуски программы Вселенная православия
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







