
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
Музей-заповедник Коломенское хорошо знают не только москвичи, но и многие жители России. Это место привлекает своим прекрасным парком и архитектурными памятниками. А ещё Коломенское — это своеобразный «узел», связывающий воедино многие важнейшие исторические эпохи Российского государства с древнейших времён.
В южной части современного заповедника Коломенское, на берегу Москвы-реки трудно не заметить внушительных размеров холм. Это — так называемое Дьяково городище. Здесь в 1889 году археологи обнаружили стоянки первобытных людей эпохи неолита — то есть, последнего периода каменного века. Исследователи датировали их приблизительно четвёртым тысячелетием до нашей эры. Были обнаружены и уникальные артефакты эпохи раннего железного века — стены жилища, керамика, оружие, рабочие инструменты. Эти находки дали начало целой археологической культуре, которую по местности — Дьяково городище — учёные назвали дьяковской. Следы этой культуры были впоследствии обнаружены на территориях Тверской, Вологодской, Смоленской, Ярославской, Ивановской областей. Носителей дьяковской культуры специалисты относят к финно-угорской этнической группе.
Финно-угорским некоторые учёные считают и происхождение самого названия Коломенское. К примеру, историк Михаил Тихомиров полагал, что оно пошло от слова «коломище» — так финно-угры называли места своих захоронений. Существует версия, что название Коломенскому могли дать жители города Коломны, осевшие в этой местности, спасаясь от нашествия монголо-татар. Как бы то ни было, первое письменное упоминание о селе Коломенском датируется XIV веком. Оно встречается в знаменитой Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Калиты. Князь перечисляет города и сёла, которые завещает жене и младшим детям: «А се даю княгини своей с меншими детми: (...) село Коломенскии». В конце XIV столетия имение перешло к внуку Ивана Калиты, князю Владимиру Серпуховскому. К нему, возвращаясь после Куликовской битвы, заезжал погостить Дмитрий Донской. В Коломенском князю-победителю была устроена торжественная встреча.
Среди реликтовых дубов Коломенского прогуливался Иван Грозный. Царь ходил на Богослужения в Вознесенскую церковь, которую в честь рождения будущего царя возвёл его отец, государь всея Руси Василий III. Этот древний храм стал одним из первых образцов шатровой архитектуры в России. Любил Коломенское и царь Алексей Михайлович Романов. Правда, для него живописное село было связано не только с приятным загородным времяпровождением. Но и со знаменитым Медным бунтом 1662 года — народными протестами против обесценивания денег и резкого подорожания товаров. Народ пришёл из Москвы в Коломенское, где отдыхал государь, чтобы потребовать справедливости.
В Коломенском прошло детство Петра Первого. Там он устраивал бои своих потешных полков. Став царём, Пётр принимал в усадьбе иностранных послов. А после петровских Азовских походов против турок собирал русские войска, чтобы торжественно, с победой вступить в Москву.
В 1917 году в Коломенском произошло удивительное событие — обретение иконы Божьей Матери «Державная». Это случилось в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго. Икону нашли в подвале Вознесенского храма. О том, что там находится образ Богородицы, настоятелю церкви рассказала крестьянка Евдокия Андрианова. По её словам, Пресвятая Дева явилась ей во сне и указала место, где искать икону. Сегодня Державный образ по-прежнему можно увидеть в Коломенском — он находится в Казанской церкви.
Вот так Коломенское, одно из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы, стало центром русской истории. Средоточием эпох, память о которых там и сегодня бережно хранится.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 100. Богослужебные чтения
Как наполнить своё сердце теплом, добротой и светом? Зависит ли это вообще от наших усилий? Ответ на этот вопрос находим в псалме 100-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Только что прозвучавший псалом — это своего рода клятва царя. Он обещает Богу, что в своём правлении будет хранить верность Его закону. Причём не только в общественных делах, но и в частных. Видимо, не случайно в некоторых странах Средневековой Европы этот псалом использовался при обряде коронации. Известно, что Людовик IX руководствовался им в деле воспитания своего сына и наследника Филиппа. А русский князь Владимир Мономах использовал как своего рода государственный гимн. Однако этот псалом предлагает нечто важное и для каждого из нас. В нём содержится вполне конкретное указание на то, как же именно добиться чистоты в своей личной жизни и в общественной деятельности.
Обращаясь к Богу, псалмопевец обещает: «Я бу́ду размышля́ть о пути́ непоро́чном». То есть буду размышлять о Твоих заповедях, Господи. Здесь упоминается об одной важной аскетической практике. В христианской традиции она называется молитвенное размышление. Суть её проста. Наш ум похож на рыболовный крючок или даже на репейник. Он всегда ищет, за что бы ему зацепиться. Как только он поймал какой-то образ, он сразу же тянет его к себе домой. То есть прямо в нашу душу, в самое сердце. От этого в нас рождаются разные чувства. И порой именно от этого у нас внутри бывает так скверно. Мы переполнены нежелательных впечатлений, мрачных воспоминаний о прошлом и тревожных представлений о будущем. А всё потому, что ум живёт собственной жизнью. Даже если мы заняты каким-то делом, он бывает рассеян. Он, как сорвавшийся с цепи пёс. Весь день скитается по помойкам и подворотням, потом возвращается взъерошенный, грязный и тащит в дом всякую гадость и заразу.
Поэтому отцы христианской Церкви призывают держать ум под контролем. А именно — давать ему нужные образы. В первую очередь это образы из Священного Писания, из поучений святых отцов, из молитвословий. Алгоритм прост: прочитал или услышал утром текст Писания и стараешься удержать его в голове весь день. Как только увидел, что ум начинает убегать, возвращаешь его к образу из священного текста. Чтобы проиллюстрировать эту работу, христианские подвижники приводят в пример верблюда. В отличие от многих других животных, он на протяжении долгого времени пережёвывает пищу. Поэтому преподобный Антоний Великий пишет: «примем подобие от верблюда, перечитывая каждое слово Святого Писания и сохраняя его в себе, пока не воплотим его в жизнь».
Благодаря такой работе ума, сердце наполняется совсем иными впечатлениями и чувствами. На душе становится чище, светлей, просторней и радостней. И у нас появляется способность адекватно оценивать окружающую действительность, не сползать в уныние, тоску, злобу, неприязнь и другие деструктивные чувства. Благодаря этому и наша деятельность становится продуктивной, полезной. И псалмопевец прямо указывает на это следствие размышления над законом Божиим. «Бу́ду ходи́ть в непоро́чности моего́ се́рдца посреди́ до́ма моего́», — пишет он.
А потому постараемся понуждать себя к этой важной духовной работе. Ведь если мы хотим, чтобы наши слова и поступки несли людям свет и тепло, необходимо, чтобы чистым был их источник, та сердцевина, откуда они исходят. Ведь как говорит Спаситель в Евангелии, «от избы́тка се́рдца говоря́т уста́. До́брый челове́к из до́брого сердца выно́сит до́брое». А чистота этой сердцевины во многом зависит именно от нас. От того, куда мы с вами привыкли направлять своё внимание и какими образами мы питаем свою душу.
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
Разговор шел о выдающейся советской ученой, специалисте в области изучения туберкулеза, докторе биологических наук, тайной монахине Валентине Ильиничне Пузик (в монашестве — Игнатии). О ее судьбе, духовных размышлениях и об одной из ярчайших ее книг: «Божественная литургия». Валентине Пузик еще в молодости приняла тайный монашеский постриг, свою научную работу она воспринимала, как монашеское служение. Она прожила долгую жизнь: родилась в 1903г. и отошла ко Господу в 2004 г.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











