Коломенское. Место, где сходится история - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Коломенское. Место, где сходится история

* Поделиться

Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха

Музей-заповедник Коломенское хорошо знают не только москвичи, но и многие жители России. Это место привлекает своим прекрасным парком и архитектурными памятниками. А ещё Коломенское — это своеобразный «узел», связывающий воедино многие важнейшие исторические эпохи Российского государства с древнейших времён.

В южной части современного заповедника Коломенское, на берегу Москвы-реки трудно не заметить внушительных размеров холм. Это — так называемое Дьяково городище. Здесь в 1889 году археологи обнаружили стоянки первобытных людей эпохи неолита — то есть, последнего периода каменного века. Исследователи датировали их приблизительно четвёртым тысячелетием до нашей эры. Были обнаружены и уникальные артефакты эпохи раннего железного века — стены жилища, керамика, оружие, рабочие инструменты. Эти находки дали начало целой археологической культуре, которую по местности — Дьяково городище — учёные назвали дьяковской. Следы этой культуры были впоследствии обнаружены на территориях Тверской, Вологодской, Смоленской, Ярославской, Ивановской областей. Носителей дьяковской культуры специалисты относят к финно-угорской этнической группе.

Финно-угорским некоторые учёные считают и происхождение самого названия Коломенское. К примеру, историк Михаил Тихомиров полагал, что оно пошло от слова «коломище» — так финно-угры называли места своих захоронений. Существует версия, что название Коломенскому могли дать жители города Коломны, осевшие в этой местности, спасаясь от нашествия монголо-татар. Как бы то ни было, первое письменное упоминание о селе Коломенском датируется XIV веком. Оно встречается в знаменитой Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Калиты. Князь перечисляет города и сёла, которые завещает жене и младшим детям: «А се даю княгини своей с меншими детми: (...) село Коломенскии». В конце XIV столетия имение перешло к внуку Ивана Калиты, князю Владимиру Серпуховскому. К нему, возвращаясь после Куликовской битвы, заезжал погостить Дмитрий Донской. В Коломенском князю-победителю была устроена торжественная встреча.

Среди реликтовых дубов Коломенского прогуливался Иван Грозный. Царь ходил на Богослужения в Вознесенскую церковь, которую в честь рождения будущего царя возвёл его отец, государь всея Руси Василий III. Этот древний храм стал одним из первых образцов шатровой архитектуры в России. Любил Коломенское и царь Алексей Михайлович Романов. Правда, для него живописное село было связано не только с приятным загородным времяпровождением. Но и со знаменитым Медным бунтом 1662 года — народными протестами против обесценивания денег и резкого подорожания товаров. Народ пришёл из Москвы в Коломенское, где отдыхал государь, чтобы потребовать справедливости.

В Коломенском прошло детство Петра Первого. Там он устраивал бои своих потешных полков. Став царём, Пётр принимал в усадьбе иностранных послов. А после петровских Азовских походов против турок собирал русские войска, чтобы торжественно, с победой вступить в Москву.

В 1917 году в Коломенском произошло удивительное событие — обретение иконы Божьей Матери «Державная». Это случилось в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго. Икону нашли в подвале Вознесенского храма. О том, что там находится образ Богородицы, настоятелю церкви рассказала крестьянка Евдокия Андрианова. По её словам, Пресвятая Дева явилась ей во сне и указала место, где искать икону. Сегодня Державный образ по-прежнему можно увидеть в Коломенском — он находится в Казанской церкви.

Вот так Коломенское, одно из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы, стало центром русской истории. Средоточием эпох, память о которых там и сегодня бережно хранится.


Все выпуски программы Открываем историю

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем