
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
Музей-заповедник Коломенское хорошо знают не только москвичи, но и многие жители России. Это место привлекает своим прекрасным парком и архитектурными памятниками. А ещё Коломенское — это своеобразный «узел», связывающий воедино многие важнейшие исторические эпохи Российского государства с древнейших времён.
В южной части современного заповедника Коломенское, на берегу Москвы-реки трудно не заметить внушительных размеров холм. Это — так называемое Дьяково городище. Здесь в 1889 году археологи обнаружили стоянки первобытных людей эпохи неолита — то есть, последнего периода каменного века. Исследователи датировали их приблизительно четвёртым тысячелетием до нашей эры. Были обнаружены и уникальные артефакты эпохи раннего железного века — стены жилища, керамика, оружие, рабочие инструменты. Эти находки дали начало целой археологической культуре, которую по местности — Дьяково городище — учёные назвали дьяковской. Следы этой культуры были впоследствии обнаружены на территориях Тверской, Вологодской, Смоленской, Ярославской, Ивановской областей. Носителей дьяковской культуры специалисты относят к финно-угорской этнической группе.
Финно-угорским некоторые учёные считают и происхождение самого названия Коломенское. К примеру, историк Михаил Тихомиров полагал, что оно пошло от слова «коломище» — так финно-угры называли места своих захоронений. Существует версия, что название Коломенскому могли дать жители города Коломны, осевшие в этой местности, спасаясь от нашествия монголо-татар. Как бы то ни было, первое письменное упоминание о селе Коломенском датируется XIV веком. Оно встречается в знаменитой Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Калиты. Князь перечисляет города и сёла, которые завещает жене и младшим детям: «А се даю княгини своей с меншими детми: (...) село Коломенскии». В конце XIV столетия имение перешло к внуку Ивана Калиты, князю Владимиру Серпуховскому. К нему, возвращаясь после Куликовской битвы, заезжал погостить Дмитрий Донской. В Коломенском князю-победителю была устроена торжественная встреча.
Среди реликтовых дубов Коломенского прогуливался Иван Грозный. Царь ходил на Богослужения в Вознесенскую церковь, которую в честь рождения будущего царя возвёл его отец, государь всея Руси Василий III. Этот древний храм стал одним из первых образцов шатровой архитектуры в России. Любил Коломенское и царь Алексей Михайлович Романов. Правда, для него живописное село было связано не только с приятным загородным времяпровождением. Но и со знаменитым Медным бунтом 1662 года — народными протестами против обесценивания денег и резкого подорожания товаров. Народ пришёл из Москвы в Коломенское, где отдыхал государь, чтобы потребовать справедливости.
В Коломенском прошло детство Петра Первого. Там он устраивал бои своих потешных полков. Став царём, Пётр принимал в усадьбе иностранных послов. А после петровских Азовских походов против турок собирал русские войска, чтобы торжественно, с победой вступить в Москву.
В 1917 году в Коломенском произошло удивительное событие — обретение иконы Божьей Матери «Державная». Это случилось в день отречения от престола последнего русского императора Николая Второго. Икону нашли в подвале Вознесенского храма. О том, что там находится образ Богородицы, настоятелю церкви рассказала крестьянка Евдокия Андрианова. По её словам, Пресвятая Дева явилась ей во сне и указала место, где искать икону. Сегодня Державный образ по-прежнему можно увидеть в Коломенском — он находится в Казанской церкви.
Вот так Коломенское, одно из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы, стало центром русской истории. Средоточием эпох, память о которых там и сегодня бережно хранится.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема