
Фото: PxHere
Австралия для русского человека не то что иной материк, а почти иная планета. Настолько далека от нас эта страна, что ее традиции, уклад жизни австралийцев нам кажутся совершенно необычными и непривычными. Поверить в то, что в Австралии имеется Православная Церковь крайне сложно. Тем не менее, в Австралии есть православные храмы, причем некоторые из них русские.
Впервые с австралийским Православием я познакомился благодаря двум студентам Московской духовной семинарии. Оба они, являясь этнически русскими, в свое время эмигрировали из России в Австралию и стали там прихожанами православных храмов. Впоследствии два этих молодых человека поступили в семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. Благодаря общению с ними австралийское Православие стало для меня чуть более знакомым.
Главной особенностью существования Православия в Австралии является то, что церковный календарь там не совпадает с природным. Это, собственно, традиционная вещь для южного полушария Земли, когда лето приходится на зимние месяцы, а зима — на летние. В связи с таким несовпадением в некоторые церковные традиции австралийским православным пришлось внести изменения. Вот одно из них. Как вы прекрасно знаете — ежегодное освящение овощей и фруктов в России происходит на праздник Преображения. Точно также поступают в Греческой, Сербской и иных православных Церквях. Иначе дело обстоит в Австралии — опять же из-за несовпадения календаря с временами года. Так как лето в Австралии приходится на зимние месяцы календаря, то местными православными было принято решение освящать овощи и фрукты не на Преображение, которое приходится на зиму Южного полушария, а на праздник Сретения. Он отмечается 15 февраля по новому стилю. Для нас это еще зима, а для Австралии — конец лета, время созревания овощей и фруктов.
В жизни австралийских православных есть и другие особенности. Как вы помните, одним из символов церковного праздника Входа Господня в Иерусалим является расцветшая верба. Австралийские православные, потомки русских эмигрантов, захотели сохранить традицию освящения вербы, но с точки зрения климата это было сложно. Верба в Австралии растет, но зацветает в августе-сентябре и к апрелю, когда обычно празднуется Вход Господень в Иерусалим, уже теряет свои пушистые цветы. Местным православным приходится срезать зацветшую вербу и класть ее на несколько месяцев в морозильную камеру, чтобы прийти затем в храм с традиционно русским символом Входа Господня в Иерусалим, а также с пальмовыми ветвями, которых в Австралии предостаточно круглый год.
Православные в Австралии активно участвуют в общественной жизни. В частности, занимаются благотворительными проектами — это и помощь престарелыми тяжело больным людям. Оказывается поддержка православным иммигрантам наших дней, которые при помощи приходов ищут себе жилье и работу. Вносят православные посильную лепту и в борьбу с главной проблемой всей Австралии — с засухой. В течение десяти последних лет Австралия не видела полноценных дождей, отчего материку грозят масштабные бедствия. В австралийских православных приходах регулярно служатся молебны о прекращении засухи. Православные надеются, что Бог услышит их молитвы и пошлет Австралии настоящий ливень, от которого австралийская земля оживет. А вместе со страной продолжит существование и местная Православная Церковь.
Все выпуски программы Вселенная православия
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Макарий Оптинский о душевном покое». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги «Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского», посвященные душевному покою: что такое душевный покой и как его обрести.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поддержать керамическую мастерскую, где трудятся люди с тяжёлой инвалидностью

Саша живёт в приюте «Дом на воле». Это проект сопровождаемого проживания петербургской организации «Новые перспективы». Молодой человек плохо видит, у него есть двигательные нарушения и психические расстройства. После смерти родных его ждала одна дорога — в психоневрологический интернат. Но так случилось, что о Саше узнали сотрудники «Дома на воле». Так он оказался в деревне Раздолье Ленинградской области.
Помимо Саши в Доме находятся ещё 8 взрослых с тяжёлой инвалидностью. С поддержкой наставников они живут свободно и по мере возможностей самостоятельно — ведут хозяйство и работают в керамической мастерской. Саша, например, лепит глиняные блюдечки и уже набрался мастерства в этом деле. Недавно вместе с керамистом они создали 60 чайных пар для жителей дома престарелых.
«Мы ищем то, что наши ребята могут сделать сами. Анализируем их возможности, рисуем эскизы на бумаге», — рассказывает руководитель мастерской Татьяна.
У Дины, ещё одной подопечной проекта «Дом на воле», плохо работают руки и рисовать на изделиях у неё не выходит. Но в мастерской нашли выход. Узоры на чашках и тарелках она процарапывает, от этого посуда получается фактурной и неповторимой.
Занятия в керамической мастерской очень важны для жителей приюта. У них есть возможность творить, приносить пользу и дарить радость другим. Изделия подопечных реализуются на ярмарках и не только.
Сейчас важно поддержать мастерскую, чтобы она продолжала работать, а Саша, Дина и другие люди с тяжёлой инвалидностью могли заниматься любимым делом. В первую очередь нужно оплатить труд наставников.
Сбор для керамической мастерской в деревне Раздолье Ленинградской области открыт на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов