— Ну неужели ты думаешь, что я тебе поверю, что ты не мой отец! Когда я как сейчас помню, с тех пор ещё помню!
— С каких?
— С каких. Я же тебе уже говорила: когда деревья были большими.
В прозвучавшем сейчас разговоре двух главных героев фильма «Когда деревья были большими» как будто заключено всё основное его содержание. Кинолента режиссёра Льва Кулиджанова рассказывает о человеке с неудавшейся жизнью, одиноком и опустившемся. Кузьма Кузьмич Иорданов в исполнении Юрия Никулина выглядит подавленным, совершенно не уверенным в себе. Он был на фронте, воевал, имеет даже боевые награды, когда-то работал токарем, но теперь работать не хочет, выпивает и живёт случайными заработками. Иорданов случайно узнаёт, что в одной подмосковной деревне живёт девушка Наташа, которая потеряла во время войны родителей и всё ещё надеется их найти. Назвавшись её отцом, он остаётся у неё в доме, надеясь тихо и без забот пожить вдали от города. Однако спокойно пожить у него не получается. Простая и добрая Наташа искренне верит, что Кузьма Кузьмич и есть её отец. Она мягко и незаметно, но от всего исстрадавшегося по родителям сердца окружает его теплом и заботой. Иорданов в глубине души также мечтает о семье, и работать он ещё не разучился, ему не хватает лишь простой человеческой поддержки и доброго, заботливого отношения. Всё это Кузьма Кузьмич неожиданно находит в Наташе, которая искренне верит в него, в его уникальность как своего отца и просто как человека. И происходит чудо: в Иорданове пробуждается желание жить, он обретает смысл жизни.
Наталья Фокина, кинодраматург и жена режиссёра Льва Кулиджанова, в своих воспоминаниях о съёмках фильма «Когда деревья были большими», написала, что смысл этой киноленты именно в надеждах на лучшее, доброе в жизни и людях. И у таких, казалось бы, опустившихся и безнадёжных людей, как Кузьма Кузьмич Иорданов, может заболеть сердце от осознания собственного падения.
— Что, с сердцем плохо?
— Кто его знает, хорошо или плохо. Раньше вроде как будто и не было его, а сейчас жмёт как-то.
Герой Юрия Никулина необычен для советского кино тех лет, когда на экране царил пафос пятилеток и воспевался герой-труженик — подтянутый и бодрый строитель светлого будущего. Однако в реальности послевоенной эпохи оказалось много людей одиноких, с изломанными судьбами. К таким людям и был обращён фильм Кулиджанова. Каждый из нас может попытаться сделать своего ближнего счастливым и всё изменить в своей собственной жизни.
Интересен случай, произошедший после премьерного показа фильма «Когда деревья были большими» в кинотеатре «Ударник». На сцену вышел плохо одетый человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую Наташу, чтобы меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».
Наташа в исполнении Инны Гулая вызывает искреннюю симпатию благодаря удивительному сочетанию в её образе чистоты и добра. В девушке всё просто, нет ничего наигранного, неестественного. Особенно проникают в душу её большие доверчивые глаза. Несмотря на простоту и даже некоторую трагикомичность её образа (стоптанные тапочки, немного «косолапая» походка, опущенные плечи), в Наташе есть нечто настоящее, некая подлинная внутренняя красота, которая и привлекает к ней. Деревенский парень Лёня, герой Леонида Куравлёва, полюбил её именно за эту душевную красоту и цельность, хотя он и не совсем понимает её преданного отношения к Кузьме Кузьмичу.
— Отец опять пьёт? Все-таки трудно тебе с ним!
— Лёня, я у тебя хочу спросить. Ты когда-нибудь жил один? Совсем один — без матери и отца?
— Нет, а что?
— Тогда молчи.
Фильм «Когда деревья были большими» 1961 года является золотым достоянием советского кино, над которым не властно время. И в нашей жизни не хватает доброты, чистоты и искренности. И сейчас многим так необходимо вылечить душевную боль и вернуть веру в себя и в свои силы. Фильм Льва Кулиджанова предлагает пример искренней и чистой любви к ближнему, исцеляющей и исправляющей человека.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема