
— Ну неужели ты думаешь, что я тебе поверю, что ты не мой отец! Когда я как сейчас помню, с тех пор ещё помню!
— С каких?
— С каких. Я же тебе уже говорила: когда деревья были большими.
В прозвучавшем сейчас разговоре двух главных героев фильма «Когда деревья были большими» как будто заключено всё основное его содержание. Кинолента режиссёра Льва Кулиджанова рассказывает о человеке с неудавшейся жизнью, одиноком и опустившемся. Кузьма Кузьмич Иорданов в исполнении Юрия Никулина выглядит подавленным, совершенно не уверенным в себе. Он был на фронте, воевал, имеет даже боевые награды, когда-то работал токарем, но теперь работать не хочет, выпивает и живёт случайными заработками. Иорданов случайно узнаёт, что в одной подмосковной деревне живёт девушка Наташа, которая потеряла во время войны родителей и всё ещё надеется их найти. Назвавшись её отцом, он остаётся у неё в доме, надеясь тихо и без забот пожить вдали от города. Однако спокойно пожить у него не получается. Простая и добрая Наташа искренне верит, что Кузьма Кузьмич и есть её отец. Она мягко и незаметно, но от всего исстрадавшегося по родителям сердца окружает его теплом и заботой. Иорданов в глубине души также мечтает о семье, и работать он ещё не разучился, ему не хватает лишь простой человеческой поддержки и доброго, заботливого отношения. Всё это Кузьма Кузьмич неожиданно находит в Наташе, которая искренне верит в него, в его уникальность как своего отца и просто как человека. И происходит чудо: в Иорданове пробуждается желание жить, он обретает смысл жизни.
Наталья Фокина, кинодраматург и жена режиссёра Льва Кулиджанова, в своих воспоминаниях о съёмках фильма «Когда деревья были большими», написала, что смысл этой киноленты именно в надеждах на лучшее, доброе в жизни и людях. И у таких, казалось бы, опустившихся и безнадёжных людей, как Кузьма Кузьмич Иорданов, может заболеть сердце от осознания собственного падения.
— Что, с сердцем плохо?
— Кто его знает, хорошо или плохо. Раньше вроде как будто и не было его, а сейчас жмёт как-то.
Герой Юрия Никулина необычен для советского кино тех лет, когда на экране царил пафос пятилеток и воспевался герой-труженик — подтянутый и бодрый строитель светлого будущего. Однако в реальности послевоенной эпохи оказалось много людей одиноких, с изломанными судьбами. К таким людям и был обращён фильм Кулиджанова. Каждый из нас может попытаться сделать своего ближнего счастливым и всё изменить в своей собственной жизни.
Интересен случай, произошедший после премьерного показа фильма «Когда деревья были большими» в кинотеатре «Ударник». На сцену вышел плохо одетый человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую Наташу, чтобы меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».
Наташа в исполнении Инны Гулая вызывает искреннюю симпатию благодаря удивительному сочетанию в её образе чистоты и добра. В девушке всё просто, нет ничего наигранного, неестественного. Особенно проникают в душу её большие доверчивые глаза. Несмотря на простоту и даже некоторую трагикомичность её образа (стоптанные тапочки, немного «косолапая» походка, опущенные плечи), в Наташе есть нечто настоящее, некая подлинная внутренняя красота, которая и привлекает к ней. Деревенский парень Лёня, герой Леонида Куравлёва, полюбил её именно за эту душевную красоту и цельность, хотя он и не совсем понимает её преданного отношения к Кузьме Кузьмичу.
— Отец опять пьёт? Все-таки трудно тебе с ним!
— Лёня, я у тебя хочу спросить. Ты когда-нибудь жил один? Совсем один — без матери и отца?
— Нет, а что?
— Тогда молчи.
Фильм «Когда деревья были большими» 1961 года является золотым достоянием советского кино, над которым не властно время. И в нашей жизни не хватает доброты, чистоты и искренности. И сейчас многим так необходимо вылечить душевную боль и вернуть веру в себя и в свои силы. Фильм Льва Кулиджанова предлагает пример искренней и чистой любви к ближнему, исцеляющей и исправляющей человека.
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема