Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в середине двенадцатого века, князем Андреем Боголюбским. В восемнадцатом веке Православная Церковь прославила князя в лике святых.
Андрей был сыном Юрия Долгорукого, князя Ростово-Суздальского. В середине двенадцатого века Юрий получил великокняжеский Киевский престол. Он взял с собой и Андрея, но тому не нравился Киев. Город стал разменной монетой в политических интригах разных княжеских родов и киевских бояр. Вскоре и сам великий князь Юрий пал жертвой боярского заговора.
За два года до этого, в тысяча сто пятьдесят пятом, Андрей втайне от отца покинул Киев. Вместе с верными людьми он отправился в родной Ростов. С собой Андрей вёз лишь одно сокровище - чудотворную икону Богородицы, по преданию, писаную евангелистом Лукой. Недалеко от Владимира лошади встали как вкопанные. Решено было остановиться и разбить лагерь. В эту ночь Андрей пережил необыкновенный мистический опыт, к которому потом возвращался всю жизнь. Ему было видение - царица Небесная повелела Андрею остаться в этих землях, построить во Владимире для иконы храм, а на месте нынешнего лагеря поставить княжьи палаты. Андрей исполнил повеление Богородицы.
Он словно стремился оправдать своё имя - Боголюбский, данное когда-то за внимание к молитве. На землях Северо-Восточной Руси князь Андрей строил новое княжество, которое стало бы сильнее и могущественнее Киева При этом Андрей был уверен в том, что дела его благословила Сама Богородица и стремился прославить Царицу Небесную.
Во Владимире возвели грандиозный собор в честь Успения Божией Матери, не уступающий храму Софии Киевской. В самом Боголюбове выстроили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь над главными, Золотыми воротами Владимирского Кремля освятили в память Положения Ризы Богоматери.
И в победе над Волжской Булгарией князь Андрей видел заслугу Богородицы. Он учредил праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как бы вверяя всю Русскую землю защите Царицы Небесной.
Вскоре Андрей взял Киев, но не стал занимать престол Великого князя. Новой политической и духовной столицей Руси стал Владимир. Но политика Андрея по централизации власти была не по душе многим боярам. В тысяча сто семьдесят четвёртом году заговорщики убили князя. Его похоронили в Успенском соборе.
Протоиерей Валентин Свенцицкий писал: «… не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар». Князь Андрей Боголюбский умел смотреть в небо…
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.