Молодая княгиня Софья Степановна Щербатова сидела в мягком кресле гостиной своего великолепного особняка и задумчиво листала альбом со стихами. Кто только не оставил о себе память в этой пухлой тетради с плотными листами из дорогой бумаги! Тютчев, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Гоголь, Пушкин...
Кстати, недавно ей намекнули, что ходят слухи, будто свою Татьяну Ларину Александр Сергеевич списал именно с неё, Софьи Степановны! Забавно, если это правда; однако что у неё общего с героиней «Евгения Онегина», кроме того, что супруг княгини, действительно, как и в случае с Татьяной, намного её старше? Но Ларина, кажется, мужа своего не любит, а их брак с князем Алексеем Григорьевичем очень даже счастливый...
Таким мыслям предавалась княгиня Щербатова, пока из раздумий её не вывел странный шум под окнами. Гул сотен голосов сливался воедино, и можно было различить лишь некоторые слова: «Барин... барыня... подайте... на хлебушек...»
— Что там такое? — испуганно спросила Софья Степановна у вошедшей в комнату прислуги.
— Нищие пришли за милостыней. Праздник сегодня, а Алексей Григорьевич всегда по большим праздникам бедным подаёт, — ответила горничная.
Княгиня переехала в столичный особняк недавно и ещё не знала об этой семейной традиции. Князя дома не было. Софья Степановна поднялась с подушек и вышла на балкон. Толпа встретила её радостными возгласами.
— Поздравляю всех вас с праздником, — обратилась она к собравшимся возле дома нищим. — Князь в отъезде, но я распоряжусь, чтобы каждого из вас накормили и одарили. Проходите во двор, сейчас там поставят столы.
— Спаси тебя Господь, княгинюшка! — раздалось со всех сторон.
...Наступил вечер. Нищие давно ушли со двора, а княгиня Щербатова всё никак не могла прийти в себя. Столько людского горя, нужды и безнадёжности ей ещё не приходилось видеть. Софье Степановне не спалось. Она зажгла свечу и наугад открыла Евангелие. «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто». «Что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» — читала она слова Христа. В ту ночь княгиня Щербатова твёрдо решила посвятить свою жизнь заботе о ближних.
Мыслями о необходимости регулярной помощи нуждающимся Софья Степановна поделилась с другими дамами из высшего света. Вскоре под её руководством в Москве было создано «Дамское попечительство о бедных». Благодаря пожертвованиям, которые щедро делала сама княгиня и другие члены Попечительства, в Москве был открыт приют для излечения пожилых и больных женщин, убежище для слепых, несколько приютов для бездомных и бесплатных школ для детей бедных родителей.
Супруг Софьи Степановны, князь Алексей Григорьевич Щербатов, поддерживал жену в её деятельности и сам не отставал от княгини. Он был одним из основных жертвователей на постройку в Москве храма Христа Спасителя, а став в тысяча восемьсот сорок третьем году градоначальником Первопрестольной, возглавил комиссию по его строительству.
В декабре тысяча восемьсот сорок восьмого года князь Щербатов скончался. В этом же году в память о любимом муже княгиня открыла близ Новоспасского монастыря детский приют с больницей и церковью. В то время в Москве свирепствовала эпидемия холеры, и Щербатова при поддержке знаменитого доктора ГаАза активно участвовала в создании Никольской общины сестёр милосердия для оказания помощи больным и нуждающимся. Попечительство о тюрьмах, приют святой Магдалины для женщин, решивших покончить с развратным образом жизни, воспитательный дом для детей, страдающих слабоумием — всё это появилось в Москве благодаря щедрости и стараниям Софьи Степановны Щербатовой.
Неутомимую благотворительную деятельность княгиня вела вплоть до своего последнего дня. Щербатова скончалась в возрасте семидесяти лет. На её смерть императрица Мария Фёдоровна отозвалась такими словами: «Не могу не выразить глубокой скорби моей об утрате столь чувствительной для Москвы, которая лишилась всеми чтимой и уважаемой благотворительницы».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия