Горицкий Воскресенский монастырь – самый известный женский монастырь Вологодского края. Он стоит на берегу Шекснинского водохранилища у подножия горы Мауры. Своими белыми башенками, стенами и церквами он похож на сказочный городок. Летом обитель отражается в зеркале водной глади, а зимой, словно видение возникает над снежной равниной.
Основательница обители в Горицах инокиня Евдокия – местночтимая святая. Её мощи в 2007 году были обретены во время ремонтных работ в монастырском Троицком соборе. Её имя хорошо знакомо искусствоведам, занимающимся древнерусским прикладным искусством. Она известна знатокам классического советского кинематографа по фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Инокиня Евдокия в миру носила имя Евфросиния и происходила из княжеского рода Хованских. В 1533 году её выдали замуж за удельного князя Андрея Старицкого – младшего сына Ивана Третьего – великого князя московского и объединителя русских земель. Будущему царю Ивану Грозному она приходилось тётей, а её сын Владимир считался одним из возможных кандидатов на престол.
Породнившись с правящей московской династией Рюриковичей, молодая княгиня Ефросиния едва успела насладиться семейным счастьем, как стала жертвой борьбы за власть. На Московской Руси долго не могли определить, как лучше передавать престол: от отца к сыну или от старшего брата к младшему. Когда великим князем стал трёхлетний Иван Васильевич, многие считали, что лучше отдать власть его дяде князю Андрею Старицкому. Между ним и матерью будущего царя Ивана Еленой Глинской разгорелся конфликт. В 1537 году князь Андрей был арестован и умер в московской тюрьме. А его жена Евфросиния с маленьким сыном Владимиром на четыре года оказались в заточении. Только после смерти Елены Глинской они вышли на свободу. Вскоре после освобождения благодарная Богу княгиня Евфросиния положила начало Горицкому монастырю.
Старицкие были восстановлены в правах. Во время свадьбы молодого царя Ивана с царицей Анастасией Евфросиния Старицкая занимала место его покойной матери. В это же время Евфросиния заводит златошвейные мастерские, сама вышивает и собирает вокруг себя лучших мастериц. Между двоюродными братьями Иваном и Владимиром складывались дружеские отношения. Владимир Андреевич Старицкий смолоду проявил воинские таланты. Во время взятия Казани именно он повёл войска на решающий штурм. Что же касается претензий на престол, то Владимир старался не давать брату поводов усомниться в своей преданности.
Так было до весны 1553 года, когда царь Иван Васильевич заболел и находился при смерти. Некоторые бояре и даже близкие соратники царя опасались, что если царём станет малолетний сын Ивана Дмитрий, то непременно начнётся политическая смута. Так уже было в малолетство самого Ивана. Появилась идея сделать новым царём Владимира Андреевича. Царь Иван выздоровел, но с тех пор между ним и Старицкими растёт недоверие.
Умная и влиятельная тётка царя любила при случае показать свой характер. Это только усиливало подозрительность Грозного. Наконец, в 1563 году Старицкие по ложному доносу попадают в опалу. Евфросиния была пострижена в иноческий чин с именем Евдокия и отправлена в основанный ею Горицкий монастырь.
Приняв свой жребий от Бога, инокиня Евдокия пребывала в посте и молитве, занимаясь рукоделием. Предметы вышитые ею и её златошвейками в Горицком монастыре являются настоящими шедеврами и лучшими образцами древнерусского лицевого шитья. Среди них пелена – Спас Великий Архиерей, где Господь предстаёт в епископском облачении; явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому; но самыми совершенными были Плащаницы, изображающие положение Христа во гроб.
Унылыми зимними вечерами, когда тьма покрывает снежные завалы, преграждающие путь в обитель, горицкие сёстры яркими красными, фиолетовыми и золотыми нитями изображали вечную историю Искупления рода человеческого.
После того как митрополит Филипп, был свергнут с Московской кафедры, ничто уже не мешало Грозному расправиться с двоюродным братом. По сфабрикованному делу о заговоре Владимир Андреевич был арестован. Его вместе женой и детьми заставили выпить яд. Поздней осенью 1569 года отряд опричников прибыл в Горицы. Инокиню Евдокию с несколькими сёстрами утопили в реке Шексне. Тела умученных погребли в обители, а со временем над их могилами вырос величественный Троицкий собор. Практически сразу же началось почитание инокинь-страстотерпиц.
Остались от Старицкой княгини Евфросинии вышитые ею работы, которые теперь хранятся в музеях и храмах России. Осталась память о сильной, умной и благочестивой русской женщине, которая в лишениях не утратила веры и любви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело