
В октябре 1930 года в Ленинградский отдел Государственного политического управления — ГПУ — пришло письмо от Анны Ильиничны Ульяновой. Сестра Ленина обращалась к чекистам с весьма необычной просьбой — она ходатайствовала об освобождении арестованной за религиозную пропаганду княжны Киры Ивановны Оболенской. «Я знала ее как человека, со школьной скамьи трудящегося, ничем не проявлявшего своего княжеского происхождения», — писала Ульянова.
Княжна Кира Оболенская, действительно, весьма сильно отличалась от большинства девушек своего положения. Родившаяся в семействе, ведущем свою родословную от князя Рюрика, Кира никогда не кичилась своим дворянством и не требовала к себе особенного отношения, для всех оставаясь простым, добрым и открытым человеком.
Она родилась 6 марта 1889 года в Седлецкой губернии, на территории Польши, тогда входившей в состав Российской Империи. Когда Кире исполнилось десять, она впервые надолго покинула родной дом — отец определил её в петербургский Смольный институт благородных девиц. А в 1906 году и вся семья Оболенских перебралась в столицу на постоянное место жительства.
Полученный аттестат давал княжне Оболенской право на преподавание в школе. И Кира, у которой с детства было развито чувство сострадания к ближнему, желание безвозмездно помогать людям, подпитанное глубокой верой в Бога, в 1910 году стала учительницей бесплатной школы для бедных.
Видя, как много людей хотели бы получить образование, но из-за нехватки средств не могли себе позволить поступить даже в школы начальных ступеней, Кира, насколько возможно, расширила свою деятельность. Кроме школы для бедных она начала бесплатно преподавать в училище на Бронницкой улице, а также в рабочих школах Петербурга — на Лиговке, при заводе «Треугольник», в школе при станции Поповка. Именно там княжне Оболенской однажды довелось встретиться с Анной Ильиничной Ульяновой. Неизвестно, какое впечатление произвела на Киру сестра будущего вождя мирового пролетариата, а вот Ульянова хорошо запомнила трудолюбивую барышню со светлым, спокойным лицом. Настолько хорошо, что спустя годы, в 1930-м решит вступиться за арестованную княжну...
Революция 1917 года внешне мало что изменила в жизни княжны Оболенской. Правда, теперь она не только преподавала, но и принимала активнейшее участие в деятельности организованного недавно Александро-Невского братства. Оно было задумано как оплот сохранения монашества и духовенства в наступившем хаосе безбожия. Именно за причастность к братству Кира и была арестована в 1930-м году. «Себя отношу к людям, придерживающимся чистоты православия», — прямо говорила она на допросах. Ходатайство сестры Ленина не помогло — Оболенскую приговорили к 5 годам лагерей.
Тяжесть заключения она перенесла с присущим ей достоинством и кротостью. После досрочного освобождения в 1934 году Кира Ивановна вернулась к преподавательской деятельности, однако своей веры в Бога по-прежнему не скрывала. В октябре 1937-го её снова арестовали, на сей раз предъявив сфальсифицированное обвинение в контрреволюционной агитации. На этом основании 10 декабря 1937 года княжну Оболенскую приговорили к расстрелу. Приговор был исполнен через неделю...
В 2001 году Кира Оболенская прославлена Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских. На иконе она изображена окружённой детьми с книгами и тетрадями в руках.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов