
«Я не обладаю литературным талантом», — такими словами, словно бы извиняясь перед читателями, начинает свои мемуары княгиня Наталья Владимировна Урусова. И это единственное, в чём княгине, прочитав её книгу воспоминаний «Материнский плач Святой Руси», отказываешься верить. Взяв на себя нелёгкий труд рассказать потомкам о том, как жилось ей и её семье — искренне верующим людям — в тяжёлые послереволюционные годы, Наталья Урусова, сама того не подозревая, написала совершенно цельное и гармоничное произведение. Её «Материнский плач Святой Руси» по эмоциональному накалу смело можно поставить в один ряд со шмелёвским «Солнцем мёртвых» или пришвинской «Кащеевой цепью».
Конечно, сама княгиня, взявшись за мемуары, вряд ли ставила себе подобную цель. Как не собиралась превращать свои записки в обличительную антисоветскую пропаганду. Честно, без прикрас, рассказывая о том, насколько несправедливой и чудовищной оказалась власть советов по отношению к тем, кто просто не хотел отказываться от Бога, от веры, от христианских идеалов, и конкретно к её семье, Урусова не жалеет красок. И вместе с тем смиренно принимает все жизненные тяготы, которых на её долю выпало очень много, и всегда находит утешение, в каждой мелочи умея различить милость Божью.
Например, в рассказе о том, как красные комиссары выгнали её из собственной квартиры в Ярославле, присвоив почти всё имущество. Княгине был дан трёхдневный срок, но она решила сразу же перебраться на дачу своих знакомых. А когда на другой день вернулась, так как местность, где находилась дача, подверглась обстрелу, обнаружила на месте родного дома пепелище — после её отъезда в городе вспыхнуло восстание и пол-Ярославля сгорело в огне пожаров. Завершает свой рассказ об этом случае княгиня совершенно неожиданно.
«То, что меня огорчило, причинило и заботы, и труд было такой земной мелочью по сравнению с Милосердием Божиим, выведшим меня с детьми из города, накануне восстания; и жестокий комиссар, думая сделать мне зло большое, волею судьбы, был орудием нашего спасения!» — пишет Наталья Урусова в своей книге «Материнский плач святой Руси».
Действительно, эти тяжёлые годы, несмотря ни на что, подарили автору мемуаров и много счастливых минут и встреч. Ей довелось близко общаться со святым праведным отцом Алексием Мечёвым; быть свидетелем избрания в 1917 году Патриарха Тихона. И пусть, с одной стороны, были скитания по России в переполненных товарных вагонах, жареная картофельная шелуха на обед и постоянная угроза быть арестованной, зато, с другой, была глубокая, искренняя вера, которая хранила и помогала жить, совершая порой, без преувеличения, настоящие чудеса.
Книга воспоминаний княгини выдержала уже несколько переизданий и продолжает оставаться одной из самых популярных в своём жанре. И это, пожалуй, неудивительно. Ведь мемуаров, посвящённых безбожному лихолетью послереволюционных лет, хоть и немало, но далеко не все из них способны вселить в сердце читателя надежду и свет. Княгине Наталье Урусовой удалось это сделать, потому что её воспоминания — не бессильные проклятья, брошенные в спину эпохе, а проникающий глубоко в душу читателя, тихий и кроткий «Материнский плач Святой Руси».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема