
Над Гаваной, столицей Кубы, стояла удушливая жара. Плотный воздух обволакивал тело, словно влажная, горячая вата. Под брезентовыми тентами, прямо на земле, расположился импровизированный инфекционный лазарет. Здесь находились солдаты американской армии, которых подкосили тропические болезни: тиф, малярия, жёлтая лихорадка. Со всех сторон то и дело раздавалось: «Пить... Пить!». Молодая сестра милосердия обходила солдат с большим ковшом воды, терпеливо наклоняясь к каждому. Был август тысяча восемьсот восемьдесят девятого года. Четвёртый месяц шла Испано-Американская война, развернувшая свои действия на территориях, принадлежавших в то время Испании. Куба была в их числе.
Сестра милосердия, наконец, разогнула ноющую спину. Её звали Клара Маас. Она приехала в Гавану из американского штата Нью-Джерси. Кларе было двадцать два года. Она окончила Школу медицинских сестёр при военном госпитале и начала там работать. Но лишь только грянула война, Маас записалась добровольцем в отряд сестёр милосердия. Клара верила в Бога, посещала церковь и знала, что Господь заповедал людям любить своих ближних как самих себя. По этой заповеди Клара Маас желала прожить всю свою жизнь.
В Гаване Клара стойко переносила трудности, о которых раньше не имела и представления. Изнуряющая жара, грязь, отсутствие элементарных удобств. А ещё — насекомые. Как только солнце садилось, они тучами налетали с мангровых болот — густых зарослей на берегу Атлантического океана. Доктора говорили — очень возможно, что именно насекомые разносят эту страшную болезнь, от которой только в их походном лазарете умерло уже несколько десятков человек — жёлтую лихорадку. Здесь, в Гаване, медики проводили эксперименты по изучению болезни и искали способ борьбы с ней.
Однажды Клара увидела объявление о том, что доктор Уолтер Рид ищет для этих опытов добровольца. Она тут же заявила, что готова принять участие. Однако доктор Рид попросил Маас не торопиться и всё хорошенько обдумать. Ведь суть опыта состояла в том, чтобы подвергнуть добровольца укусу комара — предполагаемого переносчика лихорадки. Клара внимательно выслушала врача и снова спокойно сказала: «Я готова».
...Маленькое насекомое, жужжа, вылетело из колбы и село на руку Клары. Женщина смотрела, как комар вонзает свой хоботок в её кожу и думала о том, какая это честь — участвовать в опыте, чтобы помочь людям победить болезнь. Страха у Клары не было. Всю ночь накануне она провела в молитве и теперь чувствовала умиротворённость и радость.
Симптомы проявились уже к вечеру. Клару уложили в кровать и сделали укол. Несколько дней она провела в жару, но постепенно почувствовала себя намного лучше. Вскоре симптомы болезни полностью исчезли! Врачи ликовали, а Клара благодарила Бога.
Воодушевлённый успехом, доктор Рид спросил Клару, не хочет ли она продолжить эксперимент и подвергнуться укусу комара во второй раз. Теоретические исследования говорили о том, что человек, однажды переболевший жёлтой лихорадкой и излечившийся от неё, в дальнейшем скорее всего должен стать нечувствительным к вирусу. Нужно было подтвердить это «ин виво», то есть на практике. Клара с радостью дала своё согласие.
И снова укус. А потом — жар, озноб. Только теперь они многократно усилились. Клара лежала в бреду, не узнавая горестно склонившегося над ней доктора Рида и не слыша, как он со слезами просит у неё прощения. Временами сознание возвращалось, и тогда Клара горячо молилась, а потом снова впадала в забытьё. Так прошло четыре дня. На пятый сестра милосердия Клара Маас умерла. Ей было двадцать четыре года.
То, что Клара сделала для изучения вируса жёлтой лихорадки, медики называют бесценным вкладом в науку. А Евангелие — любовью, больше которой нет ничего: положить жизнь свою за други своя. В 1952 году госпиталь в Ньюарке, где Клара Маас училась и работала, был переименован в её честь. Американская почта выпустила марку с изображением Клары и словами: «Пожертвовала жизнью».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер