В конце третьего века до Рождества Христова Иудея стала провинцией империи Селевкидов — государства, образованного после смерти Александра Македонского одним из его военачальников. В 175 году до Рождения Спасителя к власти в империи Антиох Четвертый Эпифан. Он стал повсеместно насаждать языческие верования, в том числе и в порабощённой Иудее. В Иерусалимском храме Антиох, по эллинской традиции обожествлявший свою царскую персону, повелел установить собственную статую и требовал от иудеев жертвоприношения ей.
Солдаты имперского войска следили за тем, чтобы к идолослужению приобщались не только жители Иерусалима, но все евреи без исключения. Воины Антиоха обходили с жесткой инспекцией иудейские селения, зашли они, согласно библейской книге Маккавеев, и в деревню Модиин. Именно здесь началось вооруженное сопротивление иудеев религиозной экспансии эллинов. Восстание возглавил священник Маттафия Хасмоней и его сыновья, прозванные за свою решимость Маккавеями — от слова «молот» на еврейском языке. В 164 году до Рождества Христова сподвижникам Хасмонеев удалось освободить Иерусалим, а еще восемнадцать лет спустя Иудея обрела свободу. Она оставалась независимым государством вплоть до захвата римлянами в 63 году до Рождения Спасителя.
Ученые неоднократно пытались установить местонахождение родины Маккавеев — упомянутой в Священном писании деревни Модиин, но безуспешно. Чтобы увековечить библейское название, в 1993 году в Центральном округе Израиля, между Иерусалимом и Тель-Авивом был основан город Модиин. По мнению одних историков, его географическое положение соответствовало месту древнего поселения, другие настаивали на том, что совпадение здесь весьма условное. Летом 2016 года археологов Израильского управления древностей, работавших в районе современного Модиина под управлением профессора Авраама Тендлера, ждала находка, напомнившая о царстве Хасмонеев.
Комментарий эксперта:
Раскопки проводились в связи со строительством нового района молодого города. Исследуя развалины древней сельскохозяйственной усадьбы, в трещине камня в одной из стен археологи обнаружили клад, состоящий из множества древних монет. Наибольшее внимание учёных привлекли серебряные тетрадрахмы и дидрахмы, выпущенные в период со сто тридцать шестого по сто двадцать четвертый год до нашей эры. В это время в империи Селевкидов царствовал Антиох Седьмой. Он предпринял попытку вновь завладеть освобождённой Маккавеями Иудеей. Согласно еврейскому преданию, после осады Иерусалима, царь из династии Хасмонеев Иоанн Гиркан вскрыл гробницу пророка Давида, чтобы взять золото и серебро, которые в ней хранились, и откупиться им от агрессоров. Вполне допустимо, что серебро из гробницы пророка пошло на изготовление тетрадрахм с изображением Антиоха Седьмого — возможно, и тех самых, что были обнаружены в Модиине в 2016 году.
По словам главы отдела монет Управления древностей, Дональда Ариэля, найденный археологами набор денег не случаен — это, вне всяких сомнений, продуманная древним собирателем коллекция. Так, серебряные тетрадрахмы с изображением Антиоха Седьмого печатались Селевкидами на протяжении десятка лет, и клад содержит по одному или два образца чеканки каждого выпуска.
Найденный в Модиине древний клад поведал ученым еще кое-что о своем хозяине.
Комментарий эксперта:
Кроме серебряных тетрадрахм, модиинский клад включал в себя медные монеты, выпущенные в Иудее во время правления династии Хасмонеев. Малая ценность этих денег восполнялась тем, что они более ста лет оставались символом независимости еврейского государства. Самыми поздними монетами, сокрытыми в Модиине, оказались выпущенные в Иудее во второй половине первого века, во время восстания против римского владычества. Надо полагать, что участник этого восстания и создал коллекцию денег, представляющую собой образный рассказ об истории двух веков родины. Оставляя свое жилище под натиском римских правительственных войск, он успел спрятать сокровище, ставшее настоящим посланием для потомков.
Еврейский народ на протяжении многих веков оставался единственной связующей нитью между Творцом и человечеством. Насильственная эллинизация иудеев во время правления Селевкидов могла обернуться утратой этой животворящей связи. Благодаря Маккавеям вера в Единого Бога сохранилась, и из ее недр родилась Дева, способная в своей чистоте вместить Бога, стать Матерью Спасителя Иисуса Христа. Однако соотечественники Богочеловека не смогли принять величие Его миссии. Они желали видеть в Нем лишь освободителя от римского владычества и разочаровались в своих земных надеждах. Христос был распят и воскрес, открыв для людей путь в Небесное Царство. Иерусалимский храм, по пророчеству Спасителя, был разрушен, а иудейский народ покинул свои земли. Рассказ об этих событиях удивительным образом оказался запечатлен в собрании монет, найденном на раскопках в современном городе с древним названием. И хотя клад не стал доказательством точного местонахождения библейского Модиина, он отобразил историю, вершившуюся в течение нескольких веков на иудейской земле, в том числе и на родине Маккавеев.
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM