«Кино, вера, творчество». Алексей Свиридов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Кино, вера, творчество». Алексей Свиридов

* Поделиться

У нас в гостях был актер, режиссер, руководитель центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс» Алексей Свиридов.

Мы говорили о том, как через кино и творчество можно говорить с молодыми людьми о ценности семьи. Кроме того, разговор шел о Всероссийской неделе семьи «7Я фест».

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. С трепетной радостью нашего сегодняшнего гостя приветствую. У нас сегодня в гостях Алексей Свиридов, режиссер кино, социальных театральных проектов, сценарист, актер, преподаватель режиссуры и законов драматургии, руководитель Центра культуры и киноискусства «АПОСТОЛ ФИЛМС». Добрый вечер.

Алексей Свиридов:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

— Я выговорил это, много регалий. Всегда приятно поговорить с человеком, у которого много регалий, потому что много есть о чем поговорить. Повод к нашей сегодняшней беседе замечательный. В Москве сейчас проходит Всероссийская неделя семьи «7яФЕСТ», причем семья через цифирку 7 пишется — 7яФЕСТ. Фестиваль посвященный — даже не хочу это слово произносить — семейным ценностям, оно какое-то казенное. Радости семьи, детям, родителям, бабушкам и дедушкам, общению, прогулкам — тому, что в принципе, как в Библии сказано, не хорошо быть человеку одному, а вот не одному, в семье, быть хорошо. И вот этому посвящена Всероссийская неделя семьи. И вы один из участников Всероссийской недели семьи «7яФЕСТ» завтра в четверг День молодежи, и будет кинопоказ вашей работы «Мама, я вырасту».

Алексей Свиридов:

— Да, совершенно верно. Работа наша общая с «Общим делом», всероссийской организациеи, режиссером Алексеем Дегтяревым, мы вместе снимали этот проект замечательный. Завтра мы его будем представлять. Это одна из сложных самых работ в нашем производстве, потому что она касается темы, которая во многих общественных институтах, школах табуирована, то есть мало кто говорит на эту тему. Вы, может быть, сами озвучьте, чему она посвящена, стоит не стоит?

Константин Мацан:

— Нет, расскажите вы.

Алексей Свиридов:

— Фильм, если говорить, о чем эта история, как я часто шучу студентам, если хотите выглядеть умно на каком-то кинопоказе, фестивале и вас спросят, о чем этот фильм, скажите: это о выборе человека и о любви. Так можно о любом фильме сказать, и вы будете выглядеть достаточно компетентным. Здесь да, безусловно, об этом тоже, но зерно этого фильма о выборе девочки, которая решает, сделать аборт или не сделать в связи с обстоятельствами жизни, которые сложились вокруг нее. Она остается одна, у нее нет работы, у нее нет поддержки, и она делает этот выбор. Не знаю, делать ли спойлер, что там, как.

Константин Мацан:

— Спойлеров не надо, но, может быть, тизер. Тизер вы уже делаете.

Алексей Свиридов:

— Да, это о чем, кто герой, чего он хочет и какие обстоятельства — это такой логлайн, о чем этот фильм.

Константин Мацан:

— Я помню, присутствовал на премьере одного фильма, посвященного этой теме. Перед показом режиссер, обращаясь к залу, сказала: я не могу вам пожелать приятного просмотра, потому что этот фильм — ее же фильм, она свой авторский фильм презентовала — будет оставлять неприятные ощущения, потому что тема такая. Высказывание жесткое. Вы понимаете, о чем говорит этот режиссер?

Алексей Свиридов:

— Да, Константин, здесь я понимаю. Но могу сказать, что наша задача была... мы с Алексеем просто бились над этим. Когда мы поняли, что мы беремся за эту тему, мне предложили «Общее дело», это игровой фильм, это на реальных событиях. Причем, у нас два участника производства, с одной стороны, девушка, она уже женщина, у нее была такая ситуация в жизни, и помощник оператора, который был со стороны ребенка, который дожжен был не родиться. У него один в один ситуация была с его мамой. Как оказалось, это на реальных событиях подтвердилось, что у нас такие ситуации внутри даже нашей команды были. Наша задача была эту сложнейшую тему передать светло, как это ни странно. Я сразу сказал, что нет смысла снимать еще один тяжелейший, депрессирующий, убивающий настроение и ощущение жизни фильм. Надо снять его светло. И вот мы стали над этим биться. Действительно это было очень трудно на сценарном этапе. Все-таки мы прописали сценарий, потом, как говорится, экран покажет. Ты иногда снимаешь, думаешь, будет вот так, экран показывает, смотришь, зрители смотрят, и тогда понимаешь, что в итоге получилось. Действительно он оказался самой светлой картиной, поэтому я не говорю никогда, что это фильм про аборт, чтобы людей не отпугивать. У зрителя есть стереотип. Я помню, как многие люди искусства, даже достаточно уважаемые: что вы опять подняли эту тему, да зачем. Я сразу предлагал ребятам не говорить, когда мы стали продвигать фильм, что это фильм про аборт. Не надо об этом говорить, это фильм просто про людей. Там настолько эта история раскрыта, у меня актерское образование было до режиссуры, попросили меня сыграть персонажа, который играет там два возраста, 30 лет и потом он уже старик, который получает возмездие. Там все это, конечно, не так страшно, но, тем не менее, там это ощущается сильно, что человек несет ответственность. Мы думаем, сегодня мы сделаем что-то, а завтра забыли. Как у Достоевского, на одной планете я нагрешил, а если на другую прилетел, и все тут: о, какой хороший человек. Там грехи остались и как будто бы не со мной. А мы их переносим с собой, на какую бы планету мы не перекочевали, грехи остаются внутри нас. И вот здесь тоже эта история, уже профессор, старик, а вернулась та история из юности его докторской. Это удивительно, человеку задуматься, что действительно, не надо думать, что если ты подзабыл, то подзабыла вселенная, Господь. Это где-то остается, и чтобы это искоренить, то надо поменять вектор твоего действия, твоего мироощущения, твоей отдачи.

Константин Мацан:

— Это очень важная тема. Ведь память о своих прошлых ошибках, грехах может быть разрушающей, может тебя подавлять и может просто до очень плохих последствий довести человека. Неужели нужно с этим жить, постоянно под этим гнетом вины? Или есть все-таки путь, помня об этом, но как-то от этого исцелиться и это преодолеть, чтобы эта память была не разрушающей, а обновляющей тебя и созидающей, чтобы ты больше таких грехов не совершал.

Алексей Свиридов:

— Да, совершенно верно, очень хорошее замечание. Крайности — это то, что надо искоренять во всех отношениях, крайности всегда плохо, что в одну сторону, что в другую сторону. Есть слово «золотая середина», она правильная. Если помнить о грехах, то для смирения, а не убиваться в них, потому что отчаяние это тоже грех. У тебя всегда есть шанс, Господь протягивает тебе руку, говорит: давай, вставай. Сколько бы раз ты ни упал, ты знай, что ты не должен отчаиваться. Господь сказал, что отчаяние — если бы не было Христа, если бы не было Воскресения. Но это есть, поэтому ты должен, еще раз упал, значит, еще раз вставай, иди и делай. Как Иоанн Лествичник говорил, что какие-то наши греховные привязанности можно разрушать противоположной добродетелью. Ты должен понять: я вот этот грех совершил, я должен теперь противоположное сделать, только в созидание. Это как напутствие, иди сюда, верь, делай, конечно же, не отчаивайся. Это как memento mori, мы помним о смерти не для того, чтобы в депрессию уходить, а для того, чтобы ценить сегодняшний день, сегодняшний миг, сегодняшний момент, что я сейчас живу, я проснулся, птички поют, солнышко. Это же прекрасно, Господь дает такую благодать, иди и делай добро, у тебя есть сегодня только один день. Мы живем только в этом дне, мы никогда не живем ни вчера, ни завтра. Сегодня единственный день нашей жизни, когда мы что-то делаем, сейчас. Эти вещи, которые мы совершили когда-то, и что у нас есть день, когда мы уйдем из этой жизни, это хорошее напоминание, они стимулируют, мотивируют нас, подталкивают, не спи, нужно успеть. Для осознанности это хорошо, но всегда должно это в созидание переводить, ни в коем случае не в отчаяние.

Константин Мацан:

— Меня заинтересовало то, что вы сказали о реакциях различных деятелей искусства на то, что вы взялись за фильм на такую тему. Сразу вспоминаются слова Воланда из «Мастера и Маргариты», что в наш век вы не нашли другой тему как, в романе — как писать роман о Понтии Пилате, а у нас как делать фильм о людях, скажем так, которые сталкиваются с проблемой, опытом выбора решения делать или не делать аборт. Почему меня заинтересовали ваши слова? Потому что со стороны кажется, что не так уж много этой темы в культурном пространстве, не так уж много фильмов можно назвать на эту тему. В ваших словах прозвучало, зачем вы опять в эту тему лезете? Действительно ее много, действительно ли есть ее избыток и переизбыток или это такая фигура речи, потому что людям не хочется с такой серьезной темой, которая к совести и к сердцу обращается, сталкиваться?

Алексей Свиридов:

— Да, здесь такую параллель могу провести. Допустим, когда я, помню, перестал есть мясо, на меня все накинулись. Я говорю, я яблоки не ел, никого это не задевало почему-то, а когда ты не ешь мясо, почему-то всех это стало волновать. Как режиссер я исследую все эти моменты. Понял потом простую вещь, что человека всегда напрягает то, что в нем есть, и если он чувствует, что правильно было бы от этого избавиться, а ты чем-то ему напоминаешь, то он сразу против этого восстает. Допустим, если бросил курить, курильщики скажут, это нормально, ты что. Тема аборта, я понимаю, что очень многих касается, может быть, в семьях, либо родственник какой-то. Я вижу, что это есть, но многие об этом стараются не знать, забыть. Это обострение на этот фильм, я не видел больше, как говорит молодежь, хейта. На этот фильм такое было восстание женщин, что когда я залез посмотреть комментарии, меня аж откинуло от компьютера. Ощущение, что такой негатив пошел, куда вообще залезли, это наше дело, это наше право. Люди искусства эту тему, понятно, что проходили. Я думаю, у многих в жизни, работаю со звездами, знаю судьбы, как многие ради карьеры не рожают детей. И когда вдруг эта тема поднимается, то она сразу же автоматически попадает в их совесть, и они, даже не отдавая себе отчета, говорят, зачем это, и начинают находить какие-то обоснования, что это не нужно, этого много. Хотя этого совсем не много, хотя этого совсем практически нет. С молодежью на одном из слетов молодежных мы общались, одна группа девочек хотела снять фильм о том, что аборт это нормально, как ни странно, так получилось.

Константин Мацан:

— Та-ак. И как вы отреагировали на это?

Алексей Свиридов:

— Так получилось, что эта группа попала ко мне. Я был, помимо того, что председатель этой всей истории, полюс я вел группы какие-то как педагог. Я утверждал сценарий, здесь как раз моя задача была. Я просто с ними поговорил, два часа мы говорили с ними. Я не говорил, что это можно, не можно, надо, не надо. Просто мы поговорили, я рассказал им разные жизненные истории таких же девчонок как они, примеры привел, рассказал, что такое эмбрион, кто это, что это? Для многих это просто какой-то сгусток, вот так рассуждают. И потом к концу выводов было, что у них нет полового воспитания. Но потом еще поговорили, поняли, что нет духовно-нравственного воспитания в школах, что его, к сожалению, сегодня большой дефицит в семьях. Они говорят, с нами никто никогда об этом не говорил, нам что, в интернетах смотреть? В интернетах 80% процентов негатив, деструкция. И говорят, что там написано, делай, что хочешь, твое право, ты обладательница своего тела. С подругами говорить тоже об этом стесняемся. И получается, девчонки молодые вообще брошены, с ними никто не общается.

Константин Мацан:

— Алексей Свиридов, режиссер, актер, руководитель Центра культуры и киноискусства «АПОСТОЛ ФИЛМС» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Очень важную тему вы поднимаете, как об этом говорить. Характерно, что вы приводите примеры негативной реакции на фильм об абортах со стороны женщин. Хотя надо полагать, я в этом уверен, что есть много и позитивных реакций на этот фильм со стороны прекрасной половины человечества. Что еще часто звучит? Почему вы, мужики, об этом говорите, это наше дело, наше право? Мне кажется, что в этом есть важный смысл, что мы сейчас, двое мужчин в студии об этом говорим. Есть ложное представление о том, что аборт это проблема женщины, хотя на самом деле — проблема мужчины, его ответственности, его готовности брать на себя ответственность за то, что происходит, его решимости не бросить, поддержать, взять на себя все вместе с будущей мамой. Как у вас эта тема отзывается?

Алексей Свиридов:

— Совершенно верно. Сейчас как раз в Беларусь ездил на киноуроки, мы показывали несколько наших фильмов. Тема была в одном алкоголь, тема разницы между удовольствием и радостью, счастьем, и тема была вот эта, аборты. С разными ВУЗами общались, показы были, священники у нас выступали перед началом. Очень была жаркая дискуссия в последнем, самом большом ВУЗе. Когда священник уже ушел, у него служба была, вечером пришлось уйти, мне пришлось одному противостоять в каком-то смысле. Очень важный вопрос встал, почему мужчины снимают с себя эту проблематику, их это как будто не касается. Безусловно, мы говорили, что, да, мужчин нужно учить и самое главное качество мужское — это ответственность. Молодые парни, к сожалению, созревают долго. Есть ответственные ребята, есть, безусловно. У нас очень много ребят, которые инициируются в том плане, что участвуют в разных слетах, проявляют активность, очень позитивные ребята, помогают другим ребятам, сверстникам, но это меньшинство. А девчонки созревают быстрее. Мы говорим, что наша задача успеть вас предупредить, потому что в итоге этот грех, эта боль остается с девушкой. Парень поиграл в компьютер, у него футбол, забыл вообще, его это не коснулось, не он лежал на операционном столе, не его плоть разрывали. Безусловно, для парня меньше травма будет в итоге. Парни поэтому не чувствуют этой ответственности. Хотя наша задача делать так, чтобы парни это поняли, осознали, но это труднее передать. Девушки это те, кто в итоге несет эту боль, эту горечь, они больше всего страдают в этой ситуации. Поэтому их предупредить о целомудрии, о том, чтобы они выбирали парня не по красивым глазам, а по ответственности, по его мировоззрению. Девчонкам надо объяснить, как вообще в обществе смотреть на эти отношения. Сейчас молодежь очень быстро начинают отношения, к сожалению, и так же совершенно девчонки не думают наперед. Потом говорят, что парень тоже несет ответственность, что это даст? В этой ситуации девушка остается часто одна с этой проблемой.

Константин Мацан:

— А вы, как режиссер и актер, который в профессии, в кино и в преподавании говорит о нравственности, о духовных ценностях и своим примером являет то, на что семья это опора и радость. У вас четверо детей?

Алексей Свиридов:

— Четверо.

Константин Мацан:

— Вы себя не чувствуете немного белой вороной среди кинематографистов и театральных деятелей? Спрашиваю, потому что со стороны людям не погруженным... понятно, что везде люди разные. Но если пытаться какие-то обобщения делать, то кажется, что среда артистическая мало благоприятствующая тому, чтобы семья была крепкой, долговечной, многодетной. А вы наоборот именно к этому стремитесь и, в хорошем смысле слова, об этом свидетельствуете, не буду слово «пропагандируете» употреблять. Как вы это чувствуете?

Алексей Свиридов:

— Могу сказать, вопрос сложный. С какой точки зрения? Хочется быть правдивым до конца искренним, чтобы не было каких-то вторых планов. Искушения в жизни приходят, несмотря на то, сколько бы детей у тебя ни было. Искушения приходят большие в жизни, порой думаешь, что все у тебя благополучно, ты идешь, несешь знамя, просвещаешь, объясняешь, и потом происходит какое-то большое искушение, которое накатывает, бросает тебя вниз, и ты думаешь, а теперь имею ли я право идти и говорить дальше. Потому что произошло большое искушение. Мне не хотелось бы вторым планом говорить, что сейчас в жизни происходит большое искушение, оно ударило как раз таки по моей семье. И делать вид, что этого нет, сыграть в то, что я такой положительный, замечательный, что я застрахован от всего. Могу сказать, нет. Сегодня так происходит, что те, кто даже пытается нести знамя, поднимать его, говорить что-то, получает такую предательскую пулю в спину, что после этого ты думаешь: мне сходить теперь с этой трибуны, с амвона, когда с молодежью общаешься, или оставаться? Имею ли я право теперь здесь быть и что-то говорить? Но потом понимаешь, что, несмотря ни на что, мы должны продолжать эту деятельность и понять, что враг не дремлет, он знает, куда бить для того, чтобы... Я могу сказать, что многие искушения начинались тогда, когда что-то получалось. Как только получалось, фильм «Мама, я вырасту», еще какие-то истории были с молодежью, сразу приходили искушения мощные, что мне даже говорили священники, что, может быть, не надо ходить на телевидение, не надо ходить на радио, чтобы меньше ты появлялся. Вышла какая-то программа про Николая Чудотворца и сразу что-то обрушивается на тебя, ты иногда думаешь, неужели это всегда причинно-следственная связь. Понятно, здесь какой-то баланс может быть в этом, смирение в то же время и много искушений что-то передумать. Но опять понимаешь, что отступать нельзя, и понимаешь, что, несмотря ни на что, надо идти и помогать людям, и молодежи в первую очередь. Как уже дальше будет, конечно, каждый несет ответственность за свою жизнь, за то, как все происходит. Никто не знает до конца эти внутренние истории, очень много того, что остается вне ведения людей. Часто судят по каким-то внешним признакам, не хочется, чтобы говорили, что ты хороший, потому что ты вот это делаешь, или наоборот, что какая-то сплетня пошла, и сказали, он плохой. Вообще люди судят всегда по каким-то поверхностным вещам, отрывкам, я про это тоже показываю фильмы. Например, уроки киновоспитания с молодежью и показываю, что мы вообще не знаем друг друга полностью, потому что мы не знаем, как человек думает. Самое важное, как человек думает, таков он и есть. Ты можешь сделать добро правой рукой, а левой рукой деньги в карман класть за это добро. Сказать здесь про ценности, про то, что много детей, это одно. А как все происходит в жизни, какие искушения приходят, и что они приходят в жизни людям, которые и многодетные и так далее. Об этом тоже надо говорить. Сейчас был слет молодежный, там очень хорошие выступали молодежные психологи, по методологии. Я видел, как молодежь уяснила, самое важное в семьях и вообще среди людей — общаться между собой. Если есть какой-то конфликт, давайте соберемся, поговорим, обсудим. Сегодня почему-то люди боятся говорить, обиделись или что-то подумали, осудили и не говорят. А ты приди и скажи: брат, дорогой, я вот это услышал или ты вот это сделал, а почему? Я что-то сделал, огорчился, не хочу держать обиду на тебя, давай проговорим, может быть, я не прав, может, ты, мы сейчас поймем это. Поговорили, обсудили, пожали руки, согласились, если кто-то в чем-то неправ. Но этого не происходит сегодня, все по верхам посудили, и поэтому в мире накапливается злоба, недопонимание и осуждение. Это сегодня большая проблематика, она часто подкашивает многие хорошие проекты, потому что завистников очень много, и они начинают сплетни запускать.

Константин Мацан:

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня в «Светлом вечере» с нами режиссер и актер Алексей Свиридов. Мы говорим про Всероссийскую неделю семьи, которая сейчас в Москве проходит, «7я ФЕСТ». Сегодня третий день, завтра в четверг четвертый и будет мероприятие, в котором принимает участие наш сегодняшний гость, это кинопоказ фильма «Мама, я вырасту» и других киноработ. Вся подробная информация о фестивале «7я ФЕСТ» есть на нашем сайте radiovera.ru, время, подробное расписание мероприятий, как на него зарегистрироваться, чтобы попасть и прийти на премьеру, на кинопоказ, о котором мы сегодня говорим. А кульминацией недели семьи будет парад семей в субботу 25 мая на ВДНХ, тоже всю информацию, о том во сколько и где это проходит, ищите на сайте radiovera.ru. Это уникальный будет опыт, достаточно новаторский — парад семей. Мы приглашаем семьи и многодетные и не многодетные, любые семьи прийти, друг другу в глаза посмотреть, понять, что мы вместе, что нас много и что нехорошо быть человеку одному, а в окружении единомышленников хорошо. Скоро к нашему разговору вернемся. Не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства АПОСТОЛ ФИЛМС. Мы продолжаем говорить о Всероссийской неделе семьи, о фестивале «7яФЕСТ». Вы упомянули, Алексей, что вы инвестируете ваши знания как актера, режиссера и кинорежиссера в педагогику, у вас есть своя методика киновоспитания. Это о чем? Как с помощью кино вы воспитываете?

Алексей Свиридов:

— Методика киновоспитания строится на том, что мы молодежь обучаем кинопроизводству, театральному искусству. В зависимости от проектов, в которых это все происходит, интегрируемся. Здесь суть в том, что когда мы начинаем обсуждать сценарий, закон драматургии, то молодежь с удовольствием в этом процессе участвует. Мы инициируем такие вещи, как ценности духовно-нравственные, притчи как примере работы над сценарием, и обсуждаем это все внутри наших команд. Таким образом, дети начинают говорить очень искренне и откровенно о каких-то вещах, которые беспокоят, когда мы поднимаем вопрос, что такое любовь, что такое верность, какие ценности семьи они знают, что у них в семье происходит. Сегодня, конечно, я с очень большим количеством молодежи общаюсь и могу сказать, что 90% семей сегодня являются, к сожалению, не примерами того, как надо быть. Молодежь делится этими болевыми точками, там совершенно разные проблемы. Но вижу, что проблематика сегодня большая на этом семейном поприще. Очень здорово, что вы тоже инициируете, Радио ВЕРА и организация, которая поддерживает, «7яФЕСТ». Это очень важно, сегодня нет семейного воспитания, в том числе, это видно через эти уроки киновоспитания, что в семьях идет огромное проседание. Родители не понимают, как воспитывать, как общаться, как любить детей. Не конфетками и подарками, а как любить, как дарить им ориентиры в этой жизни. Любить — это значит передавать какие-то ценности, традиции, которые помогут человеку быть в радости, в счастье, в любви, а не просто задаривать его чем-то и как бы откупаться от него. Вижу по общению с детьми, что сегодня это огромное упущение в воспитании семей, может, взрослых людей, родителей. Как им объяснить, передать эти ценности, как это организовывать, из чего состоит, какие вопросы, какие, может быть, посиделки вечерние создавать? Раз в неделю хотя бы по субботам собрались с детишками, что волнует, о чем переживаете, просто говорить. Нет этих настроек, нет этих камертонов, хоть раз в какое-то время взять для себя. Это же здорово. Как ни странно, дети в семьях, но говорят, что они брошенные как будто, они сами в своих проблемах, им интернет заменил родителей. Это не хорошо, с этим надо как-то помогать. Нет смысла критиковать, осуждать, надо помочь, дать инструменты. Эти инструменты есть, сейчас есть организации, которые занимаются воспитанием, уже методики какие-то есть, просто надо инициировать. На вашем замечательном фестивале тоже хорошо об этом говорить, как можно больше передавать, чтобы это доходило до семей, которые не участвуют в фестивале по каким-то причинам. Чтобы это доходило до всех, широко расходилось. Такие тренды создавать, тренды общения и ориентиры в семьи, чтобы родители понимали.

Константин Мацан:

— Как кино в этом участвует?

Алексей Свиридов:

— Мы с ребятами инициируем, допустим, какие-то темы. У нас темы были экология, дружба. Ребята на эту тему сами сочиняют сценарии, исходя из того, что их волнует, о том, какой опыт они уже приобрели, мы помогаем им доводить это до каких-то профессиональных историй, когда по законам драматургии событийность есть, конфликт, персонажи, герои. По результатам видим, что когда просто им рассказываешь — кинолекторий, лекцию какую-то или просто им показал — примерно 20% восприятия остается у них. А когда они участвуют в создании этих фильмов — это 80% восприятия, они по-другому начинают себя вести. Там такие результаты были хорошие, что кто-то заикаться переставал, кто-то начинал коммуницировать так, что был ботаником, а стал творческим человеком, на сцене выступал. Родители приходили и были в шоке, говорят, это мой сын? Он же никогда ни с кем не общался, сидел забитый весь какой-то, а теперь он выходит на сцену, он один из... все аплодируют. Они чуть ли ни плакали, стояли смотрели, как это возможно. Ребятам надо просто дать инструментарий. Кино позволяет дать много профориентирования, сценарное мастерство, актерское, режиссура, продюсирование, реквизитор, локейшн-менеджер, администрирование, ответственность брать. Каждый из ребят берет по своему таланту. У кого-то есть талант всех собрать с`администрировать, у кого-то — найти материальную базу, локацию найти, подобрать, кто-то по актерски хочет себя проявить. Много компетенций передается за счет этих киноуроков, киновоспитания. Там всегда все лежит на основе духовно-нравственных ценностей, во всех фильмах, во всех роликах, во всех упражнениях всегда обязательно мы какую-то тему поднимаем. Что такое верность? Какие главные качества девушки, мужчины? А что это значит? А какая ситуация говорит и проявляет? Мы говорим такие слова, как ответственность, и люди уходят с этим знанием, но это не знание, это информация, эти слова у них как пчелки в воздухе висят, что с ними делать, никто не знает. А когда мы в кино это проходим, я говорю, давайте, найдем ситуацию в жизни, которая проявит ответственность, которая проявит любовь, которая проявит милосердие. И они начинают сочинять из своей жизни эти ситуации, и потом у них в парадигму входит, в подсознание, откуда у человека появляются поведенческие поступки, они туда вкладывают модели, как правильно поступить, что значит милосердие. Я прошел мимо, мне не важен человек, который лежит на улице, у него какие-то проблемы, прошел, у меня свои дела, или мне надо все-таки остановиться? Он начинает эти ситуации... Или мы ссоримся с кем-то. Ссора это такая ежедневная, рутинная вещь, казалось бы, ничего страшного. Но на самом деле, ссора это когда встречаются, сталкиваются два эгоизма, когда, может быть, просто протянуть руку первому помириться. Милосердие — увидеть, что у другого человека проблемы, поэтому он ругается. Не потому что он плохой, у него, может быть, сегодня проблема какая-то, он ее не может озвучить, поэтому он ее выводит. Подойти, сказать, все в порядке, что случилось, почему ты так? Проявить внимание к человеку через конкретную ситуацию. Ребята эти ситуации начинают сочинять, придумывать и играть, когда до актерского доходит. Они потом начинают, просто сами приводят такие примеры, думаешь, ничего себе, я даже не догадаюсь до каких-то ситуаций. А молодежь говорит: вот так вот так, это же вот так, да, можно сделать? А если он вот так, мы же можем так поступить. И понимаешь, что сильно работает на уровне ситуационного мышления. Я понимаю, как поступать, как реагировать, как воспринимать ситуацию, как видеть этот мир реально. Не обращать внимания на зло, а стараться любовью побеждать. Не обращать внимания, я имею в виду, что не реагировать так же злом на зло.

Константин Мацан:

— Вы упомянули, что бывает, что молодой человек какой-то поворот сюжетный предлагает в сценарии, которого ты не ожидаешь, или даже какой-то взгляд на тему предлагает, которого ты как взрослый не ожидаешь. У меня тоже был на эту тему недавно случай, когда я общался с молодыми людьми в рамках молодежного служения прихода, они захотели снять фильм, мы обсуждали идею. И тоже тема была семейная, и задача такая, некая миссия, молодые ребята хотели про семью поговорить. При этом быстро стало понятно, что скучно и неинтересно об этом говорить плакатно, и никто этого не хочет. Фильм о важности радости семьи, где в конце под звон колоколов два молодых человека выходят повенчанные из храма — это красиво, но это не искусство. Это шершавый язык плаката, и они сами это понимают. И мы начали искать, что же их реально волнует, говоря молодежным языком, что триггерит, что действительно им важно высказаться. И оказалось — я хочу с вами это обсудить, потому что для меня это было маленькое открытие — что им важно поговорить о стереотипах, о счастливой семье. То есть про то, что есть ситуации, в которых молодой человек и девушка, допустим, даже хорошо воспитанные в православных семьях, с детства знающие о том, как важно, чтобы была семья, вступают в отношения, женятся или собираются пожениться, но внутренне они к этому не готовы. Они не очень понимают, как это будет тяжело, как это будет непросто. Они, скорей, находятся в плену благостных представлений и некого завета следования правильным образцам, что нужно, чтобы была семья, чтобы было много детей. А вопроса к себе лично: а я по-настоящему в это верю и этого хочу, или я так делаю потому, что велит традиция — этого нет. Или может не быть. Для меня стало маленьким открытием, что молодые люди вовсе не отрицают ценность семьи, наоборот они ради этого собрались, они хотят осознанно к этому подойти, а не просто по некоему императиву важности традиции. И они стали на эту тему сочинять, в итоге возникла история, как была пара людей, которые по традиции к этому шли, потом поняли, что нет, это не их путь. В итоге они нашли себе других половинок, с которыми они себя почувствовали лучше, потому что там было больше осознанности. У вас были подобные открытия? Это немножко меняет взгляд на семью в том смысле, что нам кажется, что важно говорить о радости и том, что это счастье. Это правда, так. А когда ты сталкиваешься с реальным опытом людей, оказывается, что про радость и счастье мы понимаем, это, безусловно, так. Но давайте, мы розовые очки при этом снимем, будем про жизнь говорить, а не про прекрасные идиллические картинки.

Алексей Свиридов:

— Да, совершенно верно. Здесь три момента я для себя отметил. Сейчас как раз ездил в Петербург к родителям, также меня пригласили друзья в Вырицу, к Серафиму Вырицкому. Там монастырь, и там община, как семья, когда монахи, монахини. Я почему-то атмосферу Афона почувствовал там впервые за долгое время, потому что на Афоне давно не были в связи со всеми этими событиями. Я увидел это общение любви, я прямо его почувствовал, иконы прекрасные. К чему я сейчас говорю? Что еще до того, как прийти в монастырь, есть послушание. Да оно может длиться год, два. Это послушание говорит о том, заходить тебе сюда, ты принял решение или ты думаешь, что это что-то красивое на один день, два дня. Прожить год — это уже другая история, ты начинаешь послушание, труд какой-то, обязанности. Ты понимаешь, мое это или не мое, ты уже по-другому начинаешь на это смотреть. Семья так же, мы говорим о прекрасных вещах, о плюсах, что семья — это то-то, то-то, и человек окрыленный, особенно молодой, ну все, это счастье. А если про трудности не проговорить и не дать им почувствовать, то здесь может быть обида, а что же вы не предупредили, что оказывается саночки еще надо возить в горку. Не просто на них скатиться, а еще их надо поднять, а это может быть большой труд, саночки могут быть чем-то нагружены. Плакаты создавать вообще нет смысла, потому что искусство, как в ГИТИСе мастера наши говорили, что искусство это исследование жизни. Плакат это не исследование жизни. Плакат — это ты пришел, сказал: вот так делай и никак иначе. Так же как Эфрос режиссер сказал, что наша задача в искусстве не отвечать на что-то, а задавать правильно вопрос так, что ты захочешь на него сам ответить, как человек. С молодежью нужно о трудностях. Когда фильм снимаешь про семью показать, как персонажи, если брать сценарий, преодолевают эти самые распространенные трудности и сразу человека подготовить на внутреннем уровне, когда он проживает за счет эмпатии вот эти вещи с персонажем, когда он чувствует, как жмут ботинки персонажа. Он начинает понимать: ага, вот это я сам потяну, а как мой эгоизм здесь, я смогу с ним справиться? Потому что эгоизм это такая вещь, пока ты не сталкиваешься с конфликтом, думаешь: да нет, я смогу. А как только столкнулся, ты можешь увидеть в себе такой силы эгоизм, что думаешь, как это преодолеть, где мне взять любовь, чтобы покрыть свою раздражение, недовольство. Я студентам говорю, есть формула эгоизма. Если ты видишь свои проблемы, ты можешь эту формулу на холодильник повесить, вот у тебя проблема, посмотри на эту формулу и скажи: вот почему у меня эта проблема. Она звучит так: не по моему. Это то, с чего начинается конфликт в семье: не по моему. Я-то считал, что вот так будет, а она говорит, что вот так. Давай, как я сказал, нет, давай, как я хочу. Здесь это «не по моему» является разрушающим толчком ко всему, просто все разрушается из-за «не по моему». А надо понять, как правильно, как по любви, как жертвенности научиться. Фильм поэтому должен быть про преодоление трудностей, которые ведут к истинной радости и любви.

Константин Мацан:

— Актер и режиссер Алексей Свиридов сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Я напомню, мы говорим о Всероссийской неделе семьи, неделе, которая сейчас в Москве проходит, завтра в четверг встреча с нашим сегодняшним гостем и показ его фильма «Мама, я вырасту». Всю подробную информацию ищите на сайте radiovera.ru и про завтрашний день и про следующие дни. В субботу будет большое мероприятие — парад семей на ВДНХ, в котором всех-всех-всех приглашаем поучаствовать. Повторюсь, на нашем сайте radiovera.ru вся информация есть. Возвращаясь к теме, которую только что подняли про эгоизм и про то, что мы сказали, что нет смысла говорить о семье плакатно и множить идиллические картинки. Но, наверное, и противоположное было бы контрпродуктивно, говорить о том, что это так тяжело, так страшно, вы еще подумайте, нужно ли вам? Конечно, нужно, но это просто Божие установление, чтобы человек жил в семье, если он не в монашестве.

Алексей Свиридов:

— Это опять крайность.

Константин Мацан:

— Я про что в связи с этим думаю? Я привел вам пример молодых людей, которые, скорей, хотят проблематизировать выбор в сторону семьи, чтобы это было осознанно, чтобы это было не просто следование традиции, а что тебе вправду надо и ты понимаешь, ради чего ты в это идешь и как ты к этому готовишься. А с другой стороны одновременно, я в каком-то смысле сам себе противоречу, но, вернее, я и с другой стороны на это смотрю. Я понимаю, что, если бы в поколении наших родителей и бабушек так осознанно ко всему подходили бы, как сегодня нас к этому призывают современные психологи, то половины бы семей не было. Люди просто изначально понимали, что жизнь штука тяжелая, по моему будет не всегда. Однажды я от одной своей знакомой слышал такое, может быть, гипертрофированно жесткое в чем-то утверждение, но в нем что-то есть. Что вообще-то люди в семьи вступают не ради личного счастья, ради чего-то другого. Критерий, чтобы мне было хорошо и было по моему вообще-то в жизни нигде обычно не срабатывает, и в семье тоже. Может быть, есть более глубокая проблема в современном человеке, не только в подростке или во взрослых, этот критерий, чтобы было по моему, главенствует. Поэтому все терзание, а с этим человеком будет по моему или нет, а надо ли заводить семью, а буду ли я там в зоне комфорта? Может быть, вообще так вопрос не следует ставить? Живи и делай, что должен, есть Божии установления, они не тобою придуманы, не ты первый, не ты последний, кто в них входит, совершай выбор, «делай, что должен и будь, что будет». Что вы об этом думаете?

Алексей Свиридов:

— Получается, что вопрос затронул несколько тем. «Делай, что должен и будь, как будет» и что если бы наши родители слишком осознано подходили? Конечно, слишком осознанно — это невозможно. Нельзя просчитать даже самого себя.

Константин Мацан:

— И все предвидеть, да.

Алексей Свиридов:

— И другого человека, тем более, просчитать, сказать, что он такой-такой. Сегодня я просто могу сказать, что важно выбирать человека по каким-то фундаментальным ценностям. Что мы смотрим в одну сторону, такая прозаичная фраза, что надо смотреть не друг на друга, а в одну сторону. Если смотрит человек в сторону веры, традиций, то, понимаешь, что в нем есть фундамент, и дальше мы будем потихонечку друг другу помогать, немощи друг друга носить. Вот этому надо учиться, немощи носить друг друга. И стараться, кто больше... Такая игра, когда спрашивают у пары, которая 50 лет вместе прожили: на чем строилась ваша многолетняя совместная жизнь. Говорят, что у нас такая игра была, кто больше хорошего сделает для другого, кто больше сюрпризов сделает, порадует как-то. Такой вектор восприятия, как я сегодня смогу порадовать свою любимую, как я смогу сегодня помочь? Он или она расстроился, как я смогу утешить? Если такой будет вектор, ориентир на отдачу, тогда многие вещи начнут сразу отпадать, лишние, эгоистичные, и тогда появится много хороших взаимных проявлений, когда человек скажет, действительно, это любовь, я чувствую, что мы живем в любви, и это будет хорошо. От ума ничего не работает, любовь не от ума. Я, честно говоря, к психологии отношусь скептически, хотя многие говорят: вы режиссеры, вы раскладываете все, это же психология? Опять же по ситуации, я разбираю всегда действие, анализ действия идет у меня. Эти всякие болтушки, формулы, теории никому не нужны, люди не знают, что с ними делать в жизни. Они накачивают, ты вдохновляешься, идешь потом, и тебе ситуация прилетела, и все, сдуваешься, как шарик, сразу же. Поэтому надо научиться действиям, просто делать что-то для другого. Есть у нас мультфильмы для молодежи специально, когда заканчивается мультфильм, там есть вывод, главное событие, что делай добро, пока твой поезд не ушел. Я спрашиваю, кто для вас самый важный человек? И 90% говорят: я. Сегодня психология говорит о том, что важный человек это я, надо себя полюбить, надо себя то-то, надо себя сё-то. Я говорю: хорошо, если вы делаете добро важному человеку в вашей жизни, можно назвать вас добрым человеком? Странно получается, нет, потому что я делаю добро себе. Я себе купил машину, я себе купил дом, я себя свозил на море, могу ли я назвать себя добрым человеком, если я себе это все сделал? Нет. Хорошо, может быть, тогда здесь ошибка, может быть, если быть добрым человеком, ты можешь что-то сделать для другого? Да. А ты можешь для кого сделать? Начинают говорить: для родителей. А родители где сейчас? Родители у меня там-то, там-то. А кто рядом с тобой? Мы в итоге приходим к ближнему. В Евангелии все было давно прописано: «Возлюби ближнего». Сами себя мы любим, просто надо понять какой любовью. Если это истинная любовь, то есть я люблю себя как духовного человека, который стремится к истинной любви, тогда я понимаю, что моя любовь, если я себя люблю, я хочу быть светлым человеком, хорошим, чистым, тогда я должен что-то делать для других автоматически, не для себя, а для других. Это и есть любовь к себе. Я люблю себя, значит, я хочу, чтобы любовь эта проявлялась, так заповеди говорят: «Возлюби ближнего». И тогда твоя любовь к себе будет в этом совершенствоваться. Этот момент, что многие сегодня по психологии начинают говорить, просто 90%, я работаю с телеведущими, со взрослыми аудиториями, топ-менеджеры всякие, они говорят одно и то же, им психологи вбили это в голову, любить себя. И они не понимают, что это значит. Что любить себя — это есть любить и отдавать ближнему, это и есть чистая любовь к себе. А не то, что закармливать себя и ставить себя на какой-то пьедестал, я важный, я могу. Все эти аутотренинги: я могу, я крутой, себе вбивать в голову. Психология запутала людей сегодня вообще.

Константин Мацан:

— Здесь как раз почему я задаю вопрос, потому что у меня тоже в общении с молодыми людьми, причем церковными, хорошими ребятами, разными иногда обращает на себя внимание такая черта, которая есть у всех, у меня, не только молодых людей. Когда мы говорим о семье, например, о чем бы хотелось поговорить молодым людям в плане семьи? Как нужно искать будущего мужа или будущую супругу? Я слышу среди людей разных возрастов такой критерий: чтобы меня ценили. И, конечно, это правильно, нельзя выбирать человека, который тебя не будет ценить, любить, уважать. Но такое ощущение, что человек изначально стоит в позиции, что меня не любят, меня должны полюбить, я должен/должна себе такого человека найти, который меня бы ценил. Если этот критерий ставится во главу угла, то нарушается вся пропорция. Он должен быть, но где-то на своем месте. Но то, о чем вы говорите, это и видно, как будто изначально человек находится в позиции: я требую к себе чего-то, а не то, что я хочу. Другой пример, когда один мой знакомый священник говорил, что я вижу, что пара начинают друг к другу интерес проявлять. Когда я от одного из них слышу про другого, что он такой хороший, я боюсь, что я его недостойна или не достоин. Священник сразу эту пару хватает, начинает пытаться их вместе держать, потому что это правильное отношение. Какой он человек, а достоин ли я его. Это некий фундамент, на котором можно строить. А мы переворачиваем эту пропорцию и говорим: а достоин ли этот человек меня, чтобы я был его женой или ее мужем?

Алексей Свиридов:

— Да. Этот вектор, все в этом векторе находится, я беру или отдаю. Простая вещь, развернул вектор от себя к другому человеку, ты любишь, развернул к себе, ты самолюбишь, самолюбие, эгоизм, все идет туда.

Константин Мацан:

— Помните, у отца Дмитрия Смирнова был такой классный образ, когда он говорит, что любовь — это то, что направляется от тебя к другому. А если это любовь, которая направляется от себя к себе же, то это извращение, потому что это обращение любви не в ту сторону, это извращение, говорил отец Дмитрий.

Алексей Свиридов:

— Да, безусловно, это важный момент, и самое трудное ему научиться. Повторюсь, что только сегодня мы можем этому научиться, не завтра, не вчера, а только сегодня и сейчас, в момент, кода мы с кем-то общаемся, когда мы идем. Я студентам часто говорю: представьте, что если мы промотаем пленку нашей жизни назад, все ситуации нам покажут с экрана, когда мы прошли мимо людей, которым была нужна помощь. Причем, помощь не такая видимая, когда кирпичи поднять, а когда просто человек стоял грустный, у него была сложная ситуация, ему не хватило теплого слова. Есть же проблематика суицидов, там лежит большая проблематика одиночества. Люди могут находиться среди людей и быть до ужаса, до крика, как картина «Крик» Мунка, они одиноки и кричат, но их никто не видит, потому что их крик безмолвный. Это видно в их глазах, мы проходим мимо этих людей и, казалось бы, подойти, видишь у человека что-то не то. На работе, мимо идешь, даже в метро кто-то грустит сидит, можешь просто подойти, сказать: у вас что-то случилось, вам, может, чем-то помочь? Просто теплое слово маленькое может согреть человека так, что он не совершит какого-то ужасного поступка после этого, у него появится зернышко надежды, которое вырастет во что-то очень большое. Мы недавно снимали фильм «16 строк», сейчас его уже выпустили. Это про парня, который погиб на СВО, офицер, парень, который отдавал свою жизнь «за други своя», это во всем было. У даже него в детстве была ситуация, когда во дворе был толстяк, которого все обижали, а он стал с ним дружить. Ему говорят: ты что, Никита? Он был классный парень, всегда его все уважали. Он говорит: как почему я с ним дружу, потому что у каждого человека должен быть друг, у него не было никого, значит, я буду с ним дружить. Когда он вырос, он действительно отдал жизнь «за други своя». Мы приехали к нему в родной город Брянск. Мне сказали, что он являться стал даже своим однополчанам перед каким-то боем опасным, как ангел хранитель такой. Я подумал, что, может быть, это правда, что он стал в духовном мире. И подумал, что Господь мог бы мне ответить на этот вопрос, я, может быть, неправильно мыслю? И в этот момент, когда меня вез таксист, он разворачивается и дает мне деньги. Прям в этот момент, как я подумал, мог бы мне Господь дать какой-то знак, что я не запутываю себя в этом рассуждении. Я не понял, зачем мне деньги? Он: вы же в храм едете. Была утренняя служба. Он: я не возьму с вас деньги. Это был первый случай в моей жизни, когда таксист мне деньги дает, я понял, что если я буду отдавать, да нет, возьмите, это все не то. Я говорю: хорошо, я их пожертвую в храм. Мы приехали к храму, уже собираюсь выходить, он говорит: а не могли бы вы сейчас со мной помолиться. Я прочитал утреннее правило просто, говорю, вот храм, вот утреннее правило. Он слушал, пытался что-то повторять.

Константин Мацан:

— Интересно.

Алексей Свиридов:

— И все, я ушел в храм. Это был, ты здесь и сейчас, ситуация происходит, откликнись просто на нее. Здесь все сошлось, Никита Самойлов, герой, я про него подумал, про ситуации, которые с ним связаны, что он отдал свою жизнь «за други своя» — и какой-то отклик. И вдруг отклик пришел от человека, просто от таксиста. Произошла ситуация, и она проявила любовь, мы стали с этим человеком, таксистом, которого я никогда не знал и больше не увижу, как будто два брата, мы пообщались через молитву. Бывают удивительные вещи, которые надо уметь увидеть и отреагировать правильно.

Константин Мацан:

— Что ж. Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я напомню, мы сегодня говорили о Всероссийской неделе семьи «7яФЕСТ», эта неделя сейчас длится, сейчас проходит в Москве. Завтра в четверг будет встреча с нашим сегодняшним гостем, актером, режиссером Алексеем Свиридовым. Будет кинопоказ фильма «Мама, я вырасту». А 25, в субботу, в ВДНХ, уникальное мероприятие — парад семей, всех приглашаем, большие семьи, малые семьи, в любых составах, просто побыть вместе, постоять плечом к плечу, посмотреть друг другу в глаза, увидеть, как семей много и как все мы можем быть вместе. Всю подробную информацию о времени, о месте проведения всех этих мероприятий и о том, как на них зарегистрироваться, ищите на нашем сайте radiovera.ru. А у нас сегодня в гостях был, напоминаю, Алексей Свиридов, режиссер кино, социальных театральных проектов, сценарист, актер, преподаватель режиссуры и законов драматургии, руководитель Центра культуры и искусства и киноискусства «АПОСТОЛ ФИЛМС». Спасибо огромное. До встречи, надеюсь, на фестивале «7я ФЕСТ».

Алексей Свиридов:

— Спаси Господи.

Константин Мацан:

— У микрофона был Константин Мацан. До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем