
Епископ Тихон, возглавлявший Воронежскую епархию в восемнадцатом веке, последние годы своей жизни провёл в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Для святителя это было время аскетических подвигов и непрестанной слёзной молитвы. Много часов он проводил уединённо в своей келье перед Казанским образом Богородицы. Эту икону написали по заказу епископа. На полях её были изображены небесный покровитель архипастыря, святитель Тихон Амафунтский и праведная Марфа, сестра Лазаря, воскрешённого Иисусом Христом.
Будучи человеком нестяжательным, Тихон Задонский раздаривал своё имущество посетителям, искавшим у него утешения. И Казанский образ Божией Матери он отдал в знак благословения одному из паломников. А новый обладатель позднее пожертвовал реликвию в Московский Симонов Успенский монастырь. Здесь она несколько десятилетий хранилась незаметно, пока не произошло чудо.
В середине девятнадцатого века некая девица Наталья Жмаева по совету старца Серафима Саровского отправилась в странствование по русским монастырям. Во время паломничества, будучи в Москве, она тяжело заболела — кровоточащие раны на руках и ногах не затягивались, от слабости случались обмороки. Врачи не смогли помочь девушке, и она возложила свою надежду на Бога.
Во сне Наталье было открыто, что она должна пойти в Симонов Успенский монастырь и помолиться у Казанской иконы Богородицы — той, самой, что некогда висела в келье святителя Тихона Задонского. Наталья исполнила повеление — и совершенно исцелилась.
С тех пор к Казанскому образу Божией Матери в Симонов монастырь стали стекаться богомольцы. В честь иконы в Успенском соборе устроили боковой придел. Святыня в богато украшенной ризе находилась в иконостасе слева от царских врат алтаря. По молитвам перед ней непрестанно совершались исцеления и другие чудеса. Об этом свидетельствовали многочисленные драгоценности на окладе, оставленные благодарными паломниками.
После революции 1917 года Симонов монастырь взорвали безбожники, чудотворная Казанская икона была утрачена. Но славная история драгоценной реликвии, наследия Тихона Задонского, вписана золотыми буквами в летопись Русской православной церкви.
Все выпуски программы Небесная Заступница
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема