У нас в гостях были организаторы и участники международного фестиваля «Казачья станица Москва»: секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, художественный руководитель и главный режиссер фестиваля, председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу Маргарита Железнова и начальник управления по работе с казачеством департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Юрий Березецкий.
Разговор шел об истории казачества в России, о значении Православия для казачьей культуры, а также о 10-м Международном фестивале «Казачья станица Москва».
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Мы сегодня поговорим на очень неожиданную и одновременно очень волнующую тему — о казачестве. На Радио ВЕРА такой разговор всецело неслучаен, потому что не надо много слов тратить, чтобы сказать о связи казачьей культуры и православной веры — две вещи, которые исторически идут, можно сказать, в единстве на протяжении всех лет. 14 сентября в Коломенском состоится, в Москве, фестиваль под названием «Казачья станица Москва». И сегодня у нас в гостях организаторы и участники этого фестиваля: Юрий Иванович Березецкий. Добрый вечер.
Ю. Березецкий
— Добрый вечер, дорогие слушатели.
К. Мацан
— Юрий Иванович начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. У нас также в гостях священник Тимофей Чайкин, секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Добрый вечер.
Свящ. Тимофей Чайкин
— Добрый вечер.
К. Мацан
— И Маргарита Николаевна Железнова, художественный руководитель и главный режиссёр фестиваля «Казачья станица Москва», председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу. Добрый вечер.
М. Железнова
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Итак, каза’ки или казаки’ — как правильно нужно говорить?
Ю. Березецкий
— Казаки’.
К. Мацан
— Казаки’ — то есть устоявшаяся норма, хорошо. Итак, что будет на фестивале, Юрий Иванович?
Ю. Березецкий
— Как уже Константин сказал, 14 сентября 2024 года в музее-заповеднике «Коломенское» пройдёт 10-й Международный фестиваль «Казачья станица Москва». Фестиваль в городе Москве будет проводиться десятый раз. Это единственное в своём роде мероприятие, которое позволяет москвичам и гостям столицы ознакомиться с богатой историей казачества, его уникальностью и разнообразием. Организатором мероприятия является Правительство Москвы, Центральное казачье войско, Синодальный комитет Русской Православной Церкви, при поддержке Совета при президенте по делам казачества и Всероссийского казачьего общества.
К. Мацан
— Так, а что будет на фестивале, дорогие гости, поподробнее?
Ю. Березецкий
— На фестивале вашему вниманию будут представлены 12 площадок, которые в полной мере раскрывают все грани быта и культуры российского казачества. Первая — это главная сцена. На этой площадке будет представлена большая концертная программа фестиваля, в которой традиционно примут участие: ансамбль песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова, театр танца «Казаки России», Московский казачий хор, популярные народные и казачьи исполнители, а также большое количество профессиональных и самодеятельных казачьих творческих коллективов из регионов Российской Федерации.
К. Мацан
— Можно я сразу вас прерву? Потому что, когда мы говорим о казачестве, вообще нужно сначала, скажем так, и себе напомнить, и со слушателями поговорить о том, что такое казачество сегодня вообще. Я почему об этом говорю? Потому что для многих наших слушателей вот есть — вы неслучайно сейчас упомянули казачьи коллективы музыкальные — культурные, танцевальные, музыкальные коллективы, которые поют то, что условно можно назвать репертуаром казачьим. Например, «Не для меня» и так далее — самое известное. Но очень часто вот я слышу такие мнения, что это не настоящие казаки. Это некие — «ряженые» грубое слово, — но это люди, в общем-то артисты, которые восприняли определённый репертуар. Это первый момент. Второй момент, что, конечно же, есть такие настоящие казаки, настоящие в том смысле, что люди общины. В регионах России есть казачьи регионы, например, Ставрополье, Дон и другие, где эти традиции живые, где люди из века век живут, зная, что они казаки. Это передаётся от папы к сыну. И это не внешняя картинка, не костюм, а образ жизни и образ мысли. Насколько вам, как людям, которые занимаются организацией фестиваля, посвящённого казачьей культуре, важно это разграничение? Сталкиваетесь ли вы с тем, что приходится как бы отсеивать ненастоящих казаков и брать настоящих?
М. Железнова
— Константин, вы абсолютно правы, потому что есть действительно исконные казачьи коллективы, общества казачьи. У нас, Юрий Иванович, 12, по-моему, войсковых казачьих обществ?
Ю. Березецкий
— Да. Прошу прощения, что перебиваю, и ещё большое количество общественных организаций казаков, которые также принимают участие в нашем фестивале.
М. Железнова
— И при этом очень много коллективов творческих, которые исполняют казачьи песни, но не только. Наверное, и «Любо, братцы, любо», и «Ойся, ты ойся» — это просто уже на любом фестивале всегда идёт. Но они не казачьи. И вот как раз тема для жюри, что у нас очень большое количество было заявок на фестиваль. И жюри работало и отсматривало все выступления, чтобы самые лучшие этнографические, кто действительно в казачьем быте, кто действительно поддерживает казачью культуру, кто действительно этим живёт, были допущены до конкурсной программы, которая будет на главной сцене. Но также у нас есть вторая площадка, которая называется «Народные гулянья». И вот те коллективы, которые уровнем менее, скажем так, профессиональные, то есть здесь разграничение надо — у нас один день, поэтому здесь надо всё успеть. У нас будет ещё вторая площадка, на которой тоже будут звучать песни, танцы казачьи, но уже в исполнении коллективов, которые, может быть, не совсем правильно передают вот ту казачью натуру, которая есть у казаков. Поэтому это обязательно как бы надо показать и об этом тоже сказать. Потому что такие коллективы, которые к казакам не имеет отношения, конечно, их жюри сразу не допустило. То есть у нас на «Казачьей станице» только казачьи коллективы, только казачьи общества, только казачьи организации. Но других, да, очень много подаётся.
К. Мацан
— Отец Тимофей, а вот для вас, как для священника, который по долгу службы, в том числе и в Синодальной структуре, отвечает за взаимодействие с казачеством, — просто вы общаетесь с людьми — представление о том, что казаки — это такие православные верующие по преимуществу, что не может быть казак неправославным, насколько это сегодня на практике так? Не осталось ли это некой частью легенды о золотом веке, скажем так?
Свящ. Тимофей Чайкин
— Действительно, сегодня вопрос воцерковлённости нашего общества, наверное, очень актуален. И уже на протяжении практически 15 лет неся послушание в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством, конечно, мы в полной мере, наверное, смогли познакомиться с жизнью, в том числе с духовной жизнью, казачества в разных регионах России, за её рубежом. И совершенно несправедливо, конечно, было бы, наверное, размышлять, думать и говорить о том, что казаки — это только песни попеть и погулять. Понятное дело, что такие мероприятия, которые, так скажем, декларируют казачью культуру, и «Казачья станица Москва», которая в десятый раз пройдёт, это одно из таких мероприятий. Но опять же, оно будет посвящено в том числе тем ребятам, тем братьям-казакам, которые несут сегодня своё служение в зоне специальной военной операции. На сегодняшний день более 15000 казаков находятся там. И сформировано несколько добровольческих бригад. И казаки сегодня на передовой, и вместе со своим народом, вместе с Церковью, и священнослужители, их окормляющие, там находятся. Мы об этом, я думаю, ещё сегодня тоже поговорим. Но, вы знаете, по благословению священноначалия у нас проходил мониторинг несколько лет подряд вот именно такой церковной жизни.
Мы ежеквартально также запрашиваем информационные справки от священнослужителей, которые занимаются духовным окормлением казачества. Если взять статистику, так скажем, простого нашего гражданина по отношению к христианской вере, к религии, к участию в Таинствах — такая статистика тоже как бы более или менее существует, и мы её наблюдаем как священнослужители вообще в своей жизни. Если взять статистику казачьих обществ относительно крещения их детей, относительно их венчаний, относительно их участия в Таинстве исповеди и Святого причащения, то, конечно, на несколько ступеней они выше. Потому что казаки имеют такой не то чтобы лозунг, это неправильно было бы сказать, а именно такую установку, которую они сами произносит, что казак без веры — не казак. Мы, конечно же, знаем, что казачество действительно было всегда православным, верующим сословием. Мы прилагаем все усилия и все силы, и миссионерскую просветительскую деятельность среди казачества, среди, так скажем, людей, которые уже сформировались, это взрослые люди и пожилые представители казачества, в том числе это и молодые казаки, и студенты Первого казачьего университета, который находится на Таганке, в городе Москве, и у него более 10 филиалов в разных регионах.
Я являюсь духовником, завкафедрой теологии в этом университете. И, конечно же, образование, и дошкольное, и школьное образование, особенно это преимущественно ярко представлено в регионах традиционного проживания казачества — это, конечно, Кубань, Дон, Терек. Везде в каждом классе есть священники окормляющие, в каждом казачьем корпусе, которых сегодня порядка тоже 15, если не ошибусь. Есть духовники в филиалах и в головном вузе, как я уже сказал, Первого казачьего университета, есть священнослужители окормляющие. Поэтому, так скажем, с молодых ногтей Русская Православная Церковь всячески старается помочь сегодня нашему славному и честному казачеству, чтобы оно действительно было таковым, чтобы это воины Христовы были, которые приносят присягу на Кресте и Евангелии в церкви.
На сегодняшний день, наверное, только священнослужители и казаки имеют таковую возможность. Поэтому вот если в целом говорить о духовной жизни казачества, то есть, конечно, разные стороны, есть какие-то изъяны, но тем не менее это те люди, которые действительно с верой в Бога. Может быть, не настолько воцерковлённые — к сожалению, мы знаем достаточно большой промежуток времени ХХ века, гонения и прочее отложили свой отпечаток. И многие люди даже действительно не виноваты лично, так скажем, они готовы. И сегодня общаешься с молодыми людьми и с пожилыми — они готовы слышать и готовы открывать своё сердце Господу Богу. Поэтому в том числе и наша задача Церкви просвещать, укреплять в вере. Но вот казаки, так я бы сказал, это всё-таки крепкие люди в отношении Русской Православной Церкви и православной веры.
К. Мацан
— Мы сегодня говорим о фестивале «Казачья станица Москва». Он пройдёт 14 сентября в Коломенском. У нас сегодня в студии Юрий Иванович Березецкий, начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы; священник Тимофей Чайкин, секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством; и Маргарита Железнова, художественный руководитель и главный режиссёр десятого международного фестиваля «Казачья станица Москва». А вот если мы так разграничили, скажем так, внешне похожую на казачество культуру и подлинную культуру, вырастающую из корней, из низов, которую могут презентовать коллективы, люди, приехавшие, очевидно, в Москву из разных мест, то есть представители казачьих родов и станиц, то вот о чём о казачестве может узнать человек, который на этот фестиваль придёт? Вот обычный среднестатистический человек придёт на фестиваль «Казачья станица Москва», благо недалеко, Коломенское — прекрасные места. Дай Бог, будет хорошая погода. Вот что бы вам хотелось, чтобы этот человек о казачестве узнал? С каким знанием и ощущением о том, что такое казачество, человек должен уйти с этого фестиваля — вот по вашей задумке как организаторов?
Ю. Березецкий
— Во-первых, у нас оборудованы площадки. Площадка будет джигитовки, где зрители смогут посмотреть мастерство джигитовки, выездки. На ней можно посмотреть показательные выступления всадников. Будет оборудована площадка «История российского казачества», на которой будут представлены и стенды о российском казачестве из Центрального казачьего войска. Потом, будет представлена выставка Российской государственной библиотеки. Там же будет Первый казачий университет, который покажет казачьи костюмы, с которыми можно и сфотографироваться, и посмотреть — всех войсковых казачьих обществ, во-первых, ну и во-вторых, исторических. И самое главное, что хотел бы сказать, что основным из мероприятий будет на «Казачьей станице» освящение походного храма. Это уже традиционно проводится освящение походного храма — оборудуется площадка. Проводит его митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. И походный храм передаётся, как мы и раньше делали, одному из казачьих обществ. В этом году принято решение, что походный храм будет передан Синодальному комитету Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством для нужд казаков, которые принимают участие в специальной военной операции. Также на площадке фестиваля будут и казачьи подворья, оборудованы площадки, где будут оборудованы казачьи куреня.
К. Мацан
— А что это такое?
Ю. Березецкий
— Казачьи куреня — это дома, в которых проживали казаки.
М. Железнова
— Реплика такая собранная.
Ю. Березецкий
— В этом году у нас представители с Владимирской области, Вологды, Ростова-на-Дону, Орловской области, конечно же Москвы и Московской области представят свои куреня, где можно будет наглядно посмотреть, как казаки проживали, какое убранство в домах. Это всё будет представлено вниманию наших посетителей. Также будет оборудована спортивная площадка, на которой можно будет посмотреть соревнования по рубке шашкой и даже принять в них участие. Казачьи игры будут для детей проводиться. Также будут оборудована детская площадка. Про площадку народного гулянья Маргарита уже сказала. Так как подготовку к фестивалю мы проводим, начиная с апреля, очень большое количество заявок. И так как мы не можем всем предоставить главную сцену, поэтому было принято решение сделать площадку народного гулянья, где все представители могут показать — скажем, спеть песни, показать свои танцы и культуру своих регионов.
М. Железнова
— Да, конечно, выступить и показать эту разницу культур каждого региона, отдельных казачьих обществ. Потому что всё равно, как вы правильно задавали в начале вопрос, кубанские казаки от терекских отличаются, так же, как и ростовские. Всё равно вот маленькие-маленькие нюансики, но они присутствуют во всём.
К. Мацан
— Вот я несколько лет назад, наверное, лет 15 назад, был в одном казачьем регионе. Я не буду называть, в каком, потому что картина, которая предстала мне просто как журналисту, оказалась очень такой амбивалентной. С одной стороны, это профессиональные военные, которые охраняют, например, местного архиерея. И это такой регион, что в нём требуется охрана — просто по соображениям безопасности. И это не требует каких-то дополнительных обоснований. И действительно это бравые профессиональные военные, которые обеспечивают защиту и безопасность. И это вот такие настоящие казаки, на которых смотришь и понимаешь: да, вот это честь и слава русского воинства. И ты отъезжаешь в какую-то просто рядом страницу и попадаешь в такое достаточно опустевшее место, где люди жалуются на недостаток внимания, недостаток финансирования. И, в общем-то, жизнь там еле-еле теплится. Какие-то островки жизни ты выхватываешь: вот тут детский клуб какой-то с боевой подготовкой организовали — ну, слава Богу, здесь вот молодые люди вместе с органами полиции патрулируют вечерами улицы городов — тоже вот молодые люди приобщаются к некому служению такому общественному порядку. И понимаешь, что мы вроде бы вот так, сидя в Москве, говорим о том, что классный фестиваль, а вот реальное казачество, эта жемчужина российской истории, нуждается, в общем-то, в том, чтобы его едва ли не спасать. Вот что вы об этом думаете?
М. Железнова
— Вы сказали как раз вот фразу про 15 лет назад — вот именно. Это же повсеместно было и не только к казачеству относится. Это глубинка у нас вся такая.
К. Мацан
— А что сегодня происходит — расскажите.
Ю. Березецкий
— Хочу сказать, Константин, что сегодня Московское окружное казачье общество принимает активное участие в жизнедеятельности города Москвы. Казаки сегодня несут службу, оказывают содействие сотрудникам полиции в охране общественного порядка в местах массового отдыха граждан, в лесопарковых зонах. Также казаки совместно с сотрудниками Департамента социальной защиты и труда проводят работу с бездомными гражданам. И совместно с сотрудниками Главного управления МЧС оказывают содействие сотрудникам в обеспечении противопожарной безопасности на объектах города Москвы. Также мы совместно, как я уже и говорил, с Московским окружным казачьим войском, Центральным казачьим войском, Первым казачьим университетом, Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством проводим большое количество мероприятий как спортивной, так и патриотической направленности. И с уверенностью могу сказать, что данные мероприятия вызывают большой интерес у нашей молодёжи. Потому что в мероприятиях принимают участие не только представители города Москвы, но и всех регионов. Мы, в общем-то, и не отказываем, потому что происходит обмен опытом, встречаются ребята, общаются. Поэтому вот на сегодня основные задачи, которые выполняет московское казачество.
Свящ. Тимофей Чайкин
— Я хотел бы, может быть, ещё пошире эту тему немножко, потому что нас слушают и Москва, и другие регионы нашей страны. В целом чтобы народ представлял на сегодняшний день взаимоотношения, так скажем, государства и казачества, Церкви и казачества, если позволите. Мы знаем, что 90-е годы было такое активное движение казаков. Мы знаем, что был закон о реабилитация в 1990 году принят казачества. Конечно, такими инициаторами этого законодательного акта и вообще движения были общественные казаки — Союз казаков России, который до сих пор также существует в разных регионах нашей страны. Но шло время, казачество себя проявляло. Действительно, как вы вначале сказали, ряженые, неряженые — всяких хватало. Но мы знаем о том, что в любом обществе, которое было, так скажем, практически уничтожено полностью, нужна, как владыка Кирилл часто говорит, нужно ещё помыть, причесать. И также вместе с Православной Церковью, которая в 90-е годы начала активное такое движение, подъём, как Феникс из пепла, так скажем, вот казачество вместе с Церковью и вместе, так скажем, поднималось на ноги с колен. В 2010 году был создан Совет при президенте по делам казачества. Или в 2009-м? Кто меня поправит?
Ю. Березецкий
— В 2009 году.
Свящ. Тимофей Чайкин
— В 2009 году был создан Совет при президенте по делам казачества. В 2010 году был учреждён Священным Синодом и Святейшим Патриархом Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. При Совете при президенте существуют различные профильные комиссии в различных министерствах и ведомствах. К примеру: Министерство культуры, Министерство просвещения, Министерство образования, Министерство иностранных дел и многие-многие другие министерства имеют комиссию при этих министерствах. Комиссия Совета при президенте, которую возглавляет, как правило, заместители министра на том или ином направлении, в том числе комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью, которую возглавляет владыка митрополит Кирилл, председатель комитета. При полпредствах созданы комиссии по взаимодействию с казачеством, при губернаторах. И самое, наверное, важное, интересное — то, что на сегодняшний день есть стратегия государственной политики в отношении российского казачества, которую утверждает и подписывает этот документ президент Российской Федерации. Также атаманов, которые возглавляют те или иные казачьи общества, утверждает президент Российской Федерации. А главного атамана Всероссийского казачьего общества назначает сам президент.
То есть на сегодняшний день создана вертикаль: Совет при президенте, Федеральное агентство по делам национальностей, которому также, по принадлежности, скажем, реализации стратегии государственной политики, принадлежит контроль за исполнением её реализации, взаимодействие с регионами, с органами исполнительной власти на местах. Затем уже, как я сказал, это и полпредства, и губернаторы, мэры, то есть такая вертикаль вот этой стратегии проходит, пронизывает полностью, так скажем, всё законодательное пространство и органы исполнительной власти. Также в епархиях: практически в двухстах епархиях на сегодняшний день созданы Епархиальные отделы по взаимодействию с казачеством. Более 1300 священнослужителей официально закреплены указами или распоряжениями архиереев правящих на взаимодействие с казачьими обществами.
То есть на сегодняшний день идёт большая работа, которая, может быть, ещё не в полной мере, как мы с вами говорили, её реализация дошла до каких-то низовых, так скажем, казачьих обществ, станиц, хуторов. Особенно, конечно, каждый регион имеет тоже свою проблематику. Не будем греха таить, по-разному относятся и органы власти к казачеству. Но на сегодняшний день, конечно, казаки всё чаще и чаще стали проявлять себя как действительно конкретную силу. Потому что казак — это воин в первую очередь. Это воин, который жил на границах нашей дорогой родины, который защищал её. Это сильный человек, у которого крепкая семья, многодетная семья. Потихоньку всё возвращается на свои круги. Мы с вами прекрасно знаем, что разрушить можно быстро, а восстанавливается, строится намного-намного дольше.
К. Мацан
— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, что у нас сегодня в гостях организаторы и участники фестиваля «Казачья станица Москва», который 14 сентября в Коломенском пройдёт. Это начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Юрий Иванович Березецкий; священник Тимофей Чайкин, секретарь Синодального комитета
Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством; и Маргарита Николаевна Железнова, художественный руководитель и главный режиссёр фестиваля «Казачья станица Москва». Мы скоро вернёмся, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. Мы сегодня говорим о фестивале «Казачья станица Москва». Напомню, он пройдёт 14 сентября в Коломенском. У нас в гостях главный режиссёр и художественный руководитель фестиваля Маргарита Николаевна Железнова, также священник Тимофей Чайкин, секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, и Юрий Иванович Березецкий, начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Маргарита Николаевна, вот вы человек, который из наших трёх гостей, скажем так, имеющий наиболее отдалённое отношение к казачеству. Вот дальше у нас только я, из присутствующих в студии. То есть для вас это тема, к которой вы подходите, если угодно, со стороны в неё погружаетесь, ей интересуетесь как режиссёр. Вы, может быть, для себя, как человек, менее искушённый, чем ваши коллеги, что-то открываете в казачестве для себя, интересное, новое, неожиданное. Вот что?
М. Железнова
— На самом деле, да, именно так. Потому что одно дело, когда ты имеешь взаимодействие просто с коллективами, допустим, которых, кстати, много, и там я очень давно работаю и сотрудничаю с теми же известнейшими коллективами и менее известными казачьими коллективами. А другое дело, когда несколько лет назад мы с Юрием Ивановичем уже начали как бы об этом говорить. И для меня, например, как и для вас — вы переспросили: что такое курень? И я вот такие многие слова как бы тоже стала узнавать для себя, открывать. Если брать с точки зрения не только режиссёра, но как человека, который занимался историей России и который закончил факультет исторический, то есть, естественно, казаки — это государева служба, казаки — это охрана наших границ. Это был и XVII век. С XVII века, по-моему, если мне память не изменяет, казаки пришли... Екатерина, да, батюшка?
Свящ. Тимофей Чайкин
— 500 лет праздновали ещё служения.
М. Железнова
— 500 лет — больше даже, видите. То есть они пришли на государеву службу. И их как бы быт, вот эта культура — это тоже, общаясь с ними, ты об этом всё время что-то узнаёшь новое. Потому что, например, для меня лет 10 назад: ой, а что такое джигитовка? а что такое выездка? а что такое «лисичка»? а что такое вот это?..
К. Мацан
— А что такое «лисичка»?
М. Железнова
— Ой, это очень красиво. Это на джигитовке определённый элемент, который показывают всадники, которые показывают вот эти показательные выступления — там вот такие есть термины. И когда они с пиками, с шашками разные на площадке такие вот элементы исполняют: под седлом пролезают наскоку, когда скачет лошадь, и они должны в горящий круг — вот перепрыгивают и опять верхом. Понимаете, казаки на войне — они наша гордость. Между прочим, Константин, вы помните песню «Казаки в Берлине»? — «Едут, едут по Берлину наши казаки». Даже в Великую Отечественную войну казаки на лошадях были.
Свящ. Тимофей Чайкин
— И по Парижу ездили. Где только они ни ездили.
М. Железнова
— Париж — это 19-й год, а здесь-то всё-таки ХХ век был — а там XIX век. Поэтому, конечно, узнаёшь что-то новое. Слова «фланкировка», «рубка шашкой» — вот какие-то термины. И, естественно, я сразу начинаю погружаться, мне просто очень интересно, всё это узнавая.
К. Мацан
— Вот помимо таких вот культурных особенностей и деталей быта, есть ещё момент того, что мы называем «традиция». И у меня есть ощущение, гипотеза — может быть, отец Тимофей меня опровергнет или, наоборот, подтвердит, — что, в общем-то, у нас казачество едва ли не единственная традиция, ну, может быть, кроме Церкви, которая на самом деле не прерывалась. Когда мы сегодня говорим о традиционных ценностях, о большой семье, обо всех этих прекрасных вещах, мы немножко понимаем, что мы берём какие-то образы идеальные из прошлого — большая дореволюционная крестьянская семья — и пытаемся их как-то адаптировать к современным реалиям. И это, может быть, и получится, но мы всё равно занимаемся немножко привнесением некого образа в жизнь. А рядом есть казачья традиция, которая, как ни крути, даже если она была под спудом, даже если в годы атеизма это всё преследовалось, она всё равно не прерывалась. И даже те маленькие островки, которые вот 15 лет назад я созерцал, — сейчас их надо полагать, намного больше — вот такой живой казачьей традиции есть. И это тоже нужно учитывать, это некая уникальная история. Вот что вы об этом думаете, отец Тимофей?
Свящ. Тимофей Чайкин
— Я думаю, что это очень ценно, во-первых, действительно очень ценно для русского народа, для нашего отечества. Когда мы видим разные примеры разных, в том числе, браков, и Европа сегодня предлагает всему миру разные, так скажем, варианты каких только... не знаю, откуда человек додуматься до этого мог. Понятное дело, что информационная политика сегодня тоже иногда, наверное, оставляла бы желать лучшего. Сегодня человек прикован к соцсетям, к интернету, к телевизору, видит абсолютно разное. И, конечно, те вещи, которые пропагандируются, в хорошем смысле слова, такие, как крепкая казачья семья, православная семья, русская семья с русскими традициями — ведь у казаков же заповеди даже свои есть.
К. Мацан
— Какие?
Свящ. Тимофей Чайкин
— Это заповеди, вы знаете, вот как говорили даже, что заповеди атеизма и прочие богоборческие были основаны на Библии, просто что-то там поубирали. Вот, слава Богу, у казаков не убирали ничего от того, что в их заповедях было и что основывалось, конечно, на Божьих заповедях. Это, конечно, почитание взрослых, это большая семья, это вера в Бога, это доброе отношение между собой, дружба и так далее. Всё это тем более прописано в казачьей присяге, когда в казак говорит... Вот у нас в храме достаточно часто проходят такие мероприятия: и студенты, и взрослые казаки города Москвы приходят и при своих собратьях, при священнослужителях говорят перед честным Крестом и Евангелием: «Торжественно обещаю служить Церкви Христовой, Отечеству, казачеству. Быть верным своему долгу, своим казачьим традициям, заповедям». И в конце говорят, что «если всего этого я не исполню, то пусть постигнет меня кара, всеобщее презрение» и так далее. Но вы знаете, когда взрослый крепкий человек произносит такие слова, конечно, это, наверное, не пустой звон. И в том числе вот такие обязательства перед божественным Словом Божьим, перед Крестом, как символом вообще нашего христианства, это, конечно, сподвигает людей быть верными этой присяге. Конечно, не всегда всё сейчас у нас получается так, как, может быть, хотелось бы. Но тем не менее, когда и информационное пространство, и вот такие мероприятия, как фестиваль «Казачья станица Москва», куда приходят люди с детками, москвичи и гости столицы. Я помню, в прошлые годы до 80000 приходило людей. И когда они видят эту добрую культуру... И тут, глядишь, маленький мальчишка стоит с шашкой — понятное дело, что это не оружие, а какая-то имитация, и вот он пытается как-то подражать, затем интересуется конным спортом. А, зайдя в любой курень, там обязательно икона в святом углу и лампадочка горит. Это, конечно, на детскую душу отлагает доброе, так скажем, какое-то впечатление. Вот, к примеру, у меня в храме тоже казаки часто приходят, и взрослые люди занимаются рубкой шашкой — так называемая «Казарла». У них есть разные филиалы в разных городах — в Москве как центральный.
И помимо того, что они просто приходят порубить, они приходят, например, за час в храм и подсвечники чистят, помогают в храме мужчины с какой-то работой. Причём я не то что их заставлял это делать. Мы, когда с ними встречались, они сами говорят: мы, как члены Православной Церкви, хотим, чтобы мы были действительно вместе. Естественно, мы находим в этом утешение — не просто взаимовыгоду какую-то, а действительно такое доброе соработничество, которое годами, может быть, вы знаете, было выстрадано, наверное, в нашем русском народе. Поэтому очень замечательно, когда крепкая семья, верующая семья сегодня показывает такой добрый пример для тех, кто подрастает, для поколения подрастающего. Но уже и для сформировавшихся личностей, взрослых людей всё время как бы возвращает нас туда, где мы, наверное, должны быть: быть вместе с Господом, вместе со своим народом, быть с отечеством, быть в кругу крепкой семьи, быть добрым, снисходительным.
М. Железнова
— Ну и если мы заговорили о традиционных ценностях, то это наше национальное достояние, наши ценности, наша культура. А казаки ведь берегут то, что испокон веков переходило от поколения в поколение — это народные промыслы, чем они всегда занимались. Поэтому и на фестивале у нас будет обязательно и ремесленный городок, и ярмарка станичников, где они привезут свои товары, народные промыслы, народно-художественные. И это можно походить, посмотреть, пощупать. И ведь они, когда продолжают вот это дело своих дедов и прадедов, стараются сохранить именно ту изюминку, ту ниточку, которая и была с самого начала, когда тот или иной промысел зарождался. Поэтому, мне кажется, это очень интересно со всех сторон.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях организаторы и участники фестиваля «Казачья станица Москва»: Маргарита Николаевна Железнова, художественный руководитель и главный режиссёр этого фестиваля; священник Тимофей Чайкин, секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством; и Юрий Иванович Березецкий, начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Юрий Иванович, а как вам кажется, какие самые неправильные и ненужные стереотипы есть о казачестве в обществе, которые вам хотелось бы развеять?
Ю. Березецкий
— Я думаю, что в настоящее время казаки себя зарекомендовали с положительной стороны. Вот даже те примеры, которые я применил, что казаки принимают активное участие по несению государственной службы, то есть и в охране общественного порядка, с бездомными гражданами, по обеспечению пожарной безопасности, принимают активное участие в проведении мероприятий с подрастающим поколением, я думаю, что это наглядный пример того, чем сегодня занимается московское казачество. Я в последнее время даже и не слышал, чтобы кто-то негативно отзывался о наших казаках, только положительно. Вот поэтому приглашаем вас посетить наш фестиваль. Я думаю, что он вам запомнится интересными встречами и надолго останется в вашей памяти, и вы сможете увидеть, что такое российское казачество сегодня.
К. Мацан
— Когда я говорил о стереотипах, я же тоже не говорил о именно негативных мнениях. Есть просто представления какие-то поверхностные. Ну вот, Маргарита Николаевна, вы сказали об этих прекрасных шоу, которые казачьи мастера устраивают с прыжками через огненный круг или с тем, как люди делают круг вокруг лошади на ходу.
М. Железнова
— Джигитовка.
К. Мацан
— Но ведь для кого-то это и есть казаки — это такие крутые циркачи. А вот узнать, что за этим стоит целая традиция, что это люди, которые несут войсковую службу, что тут есть особенные, какие-то отдельные казачьи боевые подразделения или, может быть, даже соединения, которые сегодня выполняют свой воинский долг на линии боевого соприкосновения в рамках специальной военной операции, это усложняет, в хорошем смысле слова, картину. Это вот от стереотипов внешних картинок переводит к какой-то сути. А вот что ещё, как вам кажется, такое бытует в обществе по поводу казачества, что нужно усложнить, через что нужно пройти, чтобы дойти до самой сути, по Пастернаку? Вот, отец Тимофей, что вы об этом думаете?
Свящ. Тимофей Чайкин
— Вы знаете, на самом деле у нас, к сожалению, зачастую так бывает, что мы привыкаем видеть что-то негативное вообще. И, к сожалению, зачастую новостная лента тоже, как говорится, про то, что что-то случилось, что-то произошло, и народ запуган, затравлен. К сожалению, так вот душа человека тоже устроена как бы христианкой вообще, как ещё древний Тертуллиан говорил, и создана по образу и по подобию Божию, но грех, который разъедает человека, он немножко деформирует человеческую природу, сущность. Но это, так скажем, не навсегда вообще может быть. Мы знаем, что есть прекрасные, замечательные дарования для человека в виде Таинств Святой Церкви, Таинства покаяния, причащения, которые, эту деформацию исцеляют. Человек становится вновь тем образом и подобием Божьим, вновь и вновь порой становясь на эту точку отсчёта, исправляя себя, пытаясь действительно как-то реализовать самые добрые намерения, в которых и призван человек существовать. Вот как мне кажется, нам всем, особенно русскому человеку, сегодня в непростых условиях, в которых мы живём, особенно это информационная война, это уже и физическая, так скажем, война, ненависть, нам нужно всем как-то собраться воедино, постараться посмотреть вообще вглубь, постараться как-то к корням обратиться. Не видеть только, что что-то такое где-то случилось, что-то произошло: вот казак ряженый, неряженый, вот он только поплясал, он только песню спел. Про Церковь тоже много чего сегодня говорят те люди, которые никогда не были погружены в эту церковную традицию.
Зачастую встречаюсь с теми людьми, которые приходят покрестить своих детей, к примеру, и которые, видя в храме доброе отношение священника, тех людей, которые проводят огласительные беседы, тех, кто в церковной лавке работает, тех, кто является фотографами церковными, тех, кто купель украшают, люди абсолютно меняют свою точку зрения. Люди готовы прийти в Божий храм. Как я уже говорил выше, многие просто не знают, запуганы. Вот эти стереотипы по разным направлениям есть, и с казачеством связанные, и с Церковью. То есть эти стереотипы как-то людей то ли останавливают, то ли их пугают, человек боится какой-то лишний вопрос батюшке задать, потому что многие же люди видят священника вообще в первый раз в своей жизни, придя в церковь или на каком-то мероприятии. Вот эти стереотипы, наверное, они, к огромному сожалению, являются происками, так скажем, врага рода человеческого, который, по слову святого апостола, как лев, который ходит, чтобы увидеть, кого поглотить и прочее.
Поэтому я бы, отвечая на ваш вопрос, сказал бы, наверное, следующие слова, что нам необходимо возвращаться к своим корням, знать историю хорошо. Сегодня история очень плохо, так скажем, изучается, к огромному сожалению. Клиповое мышление заменяет вот это погружение, всё как-то на поверхности. И, как говорится, вот этот мусор, который, может быть, на поверхности где-то и плавает, он, к сожалению, как-то привлекает глаз того человека, который, может быть, пытается всячески как-то противостоять этому добру, которое есть немножко поглубже. Ведь рыба-то не на поверхности, а в глубине, там, где попрохладнее, где безопаснее и так далее. Вот так же и наш разум, мне кажется, должен действительно стараться вот эти глубины познавать, хорошо знать историю, знать историю Церкви, знать историю казачества, знать историю России. Действительно посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, когда, как правильно мы сегодня отметили, казаки не только умеют петь, плясать, а действительно стоят на передовой. Сегодня у нас множество героев Российской Федерации из казачества, награждённых президентом Российской Федерации. У нас, к огромному сожалению, шесть священнослужителей, окормляющих казачество, за этот период погибли. Один из них является героем Российской Федерации — отец Михаил, которого мы прекрасно знали все и любили. То есть нужно смотреть вглубь, в глубину. Когда человек будет смотреть в глубину, он будет намного умнее, будет намного рассудительнее и будет делать правильные выводы.
К. Мацан
— А вот к вопросу о взгляде в глубину, Маргарита Николаевна, к вам, как человеку из области искусства, вопрос: а как вам кажется вообще, о чём может призвать человека современного задуматься та самая казачья культура, даже на уровне текстов песен? Вот даже если взять самые известные примеры: «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить, с нашим атаманом любо голову сложить». Вообще, для современного человека, в очень широком смысле слова современного, живущего в комфортной цивилизации, слова, что любо голову сложить, любо умереть — это что-то, вызывающее внутренний протест. В этом даже не всегда услышишь искренность, в такой песне. Скорее услышишь некую обречённость, что вот мы идём и хочешь, не хочешь, придётся идти до конца. Я даже помню, по-моему, у нас где-то на Радио ВЕРА была программа с дирижёром-хоровиком, который говорил, что они с коллективом эту песню про любо голову сложить пели не как военную, а как романс, то есть как что-то, выражающее глубокое внутреннее переживание человека. И тогда эта песня про то, что вот были люди, для которых идея самопожертвования и готовности отдать жизнь за какую-то высшую ценность, это не фигура речи, не кокетство — они так жили. Они по-настоящему были на этой готовы. Это другое мировоззрение, в которое, с одной стороны, современному человеку очень трудно поверить. Но вот опыт казачества показывает, что это возможно, это было и даже, может быть, это так есть для кого-то сегодня. Что вы об этом думаете?
М. Железнова
— Ну, это есть на самом деле, всё это осталось. Просто вы пример привели именно от песни. Но на самом это и традиция казачества. С младенчества дети в семье уже в этом быту. Я, например, когда изучала, читала, то есть уже там казачонок — в три года его сажают на коня, он уже держит в руках шашку. Он уже с малолетства понимает, что его долг — это защита родины. И вот это всё для каждого казака не пустые слова, это их образ жизни, это образ мыслей. И они это всё стараются передавать своим детям, своим внукам, своим правнукам. Ну а песня просто как бы подчеркивает, наверное, и рассказывает более таким доступным языком массовому зрителю о том, какой быт — что-то такое, вот как живут казаки и передают это всё. Но на самом деле у них в казачьих семьях это всё так и есть. И это не обречённость, это даже скорее гордость, да, отец Тимофей?
Свящ. Тимофей Чайкин
— Я думаю, что это доверие огромное.
М. Железнова
— Да, и доверие. Потому что атаманом просто так не выберут.
Свящ. Тимофей Чайкин
— Так выбирают же.
М. Железнова
— Да. Атаман — это не назначаемая, это выбранная должность. И ты попробуй заслужить, чтобы тебя выбрали атаманом.
Ю. Березецкий
— И за тобой пошли. То есть основной принцип это — делай, как я. Если делает, естественно, за ним пойдут и люди, и казаки все. И даже когда казаков награждают, что они говорят? «Служу Отечеству, казачеству и вере православной». Вот три кита, на которых стоит казачество наше.
М. Железнова
— Да, на этом стоит казачество. И ведь вы посмотрите, я была раньше на фестивале на этом, приходила. И меня всегда поражала та сплоченность, которая существует, вот тот дух фестиваля именно казачьей культуры. Сколько людей, которые к казачеству вообще никакого не имеют отношения, но они идут. Они с удовольствием с чем-то знакомятся, они узнают, они задают вопросы. А сколько артистов, например, наших известных артистов, которые приходят и выступают на фестивале, которые, с одной стороны, к казачеству не имеют просто никакого отношения, но всё равно в репертуаре многих есть какие-то казачьи песни.
К. Мацан
— Вот последнее, что скажу: меня всегда восхищало, что в этой любимейшей многими песне «Не для меня придёт весна» есть разные тексты, разные варианты. Понятно, что песня народная, в смысле её популярности и распространённости. Мне очень нравится та версия, где есть куплет «Не для меня придёт Пасха, за стол родня вся соберётся. Винцо по рюмочкам польётся — не для меня». Вот, казалось бы, тоже песня о самопожертвовании, о том, что вот я иду служить родине, выполнять свой долг, чего бы это ни стоило, но после меня будет жизнь. Она будет не для меня, но есть Пасха — весть о том, что, с одной стороны, смерти нет, в высшем смысле. А с другой стороны, что вот самопожертвование как бы не в пустоту, оно в жизнь вечную. И это вот тот купол, под которым всё остальное начинает выглядеть по-другому. Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Напомню, что мы сегодня говорили про фестиваль «Казачья станица Москва», который состоится 14 сентября в Коломенском. Я думаю, всю информацию об этом легко найти в сети. У нас сегодня в гостях был Юрий Иванович Березецкий, начальник Управления по работе с казачеством Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы; священник Тимофей Чайкин, секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством; и Маргарита Николаевна Железнова, художественный руководитель и главный режиссёр международного фестиваля «Казачья станица Москва». Спасибо огромное за эту беседу. До новых встреч на волнах Радио ВЕРА.
М. Железнова
— Спасибо вам.
Ю. Березецкий
— Спасибо.
Свящ. Тимофей Чайкин
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Сергей Сергеевич Аверинцев». Алексей Козырев
- «Содействие больным саркомой». Александр Бочаров
- «Владимир Лосский». Аркадий Малер
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.
11 октября. О подлинном человеческом счастье
8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В первосвятительском слове по завершении богослужения он говорил о подлинном человеческом счастье.